Совсем немного лет назад купить автомобиль было большой проблемой. Все начиналось с первичного заседания профкома, где просвечивали будущего кандидата на личную «баранку» и на предмет персонального вклада в экономику родной страны, и на моральную стойкость в отношении соблазнов проклятого империализма. Тогда счастливчик, прошедший все тесты на благонадежность, готов был сесть хоть на черта с рогами, лишь бы тот передвигался.
Все круто изменилось. Теперь никто не спрашивает у покупателя лакированного автоконя, бывал ли его троюродный дядя за границей. Более того, чтобы соблазнить пешего гражданина на покупку, стараются не просто продать ему автомобиль, но продать красиво, так, чтобы он почувствовал свою персонифицированную значимость и неповторимость на этой зе… на этом асфальте.
Как, например, это делают в новом, дочернем от краснодарского, автосалоне «Темп Авто». «Коней» в прекрасно оборудованном сверкающем салоне предлагают с «забугорных» выпасов — японских, корейских, немецких и т.д. А к ним — еще и страховку, кредит, гарантию, техническое обслуживание. И вас разве что не расцелуют за такую покупку.
А дальше — прорастают… корни того самого, еще советских времен, ненавязчивого сервиса. Они скоро дают стебель и обрастают ветками уже сегодняшних технологий облапошивания граждан.
Вы выезжаете из салона и очень быстро, в зависимости от того, как очухаетесь от восторгов по поводу великолепного блеска эмали и престижности всемирно известной марки, ну, недель через несколько, начинаете понимать, что не все так просто.
Например, почему вы покупали автомобиль в «Темп Авто», а его собственником на самом деле является ООО «Геба». Или ООО «N». Разные могут быть варианты. И уже в ПТС (основной документ на автомобиль) вам при регистрации в ГАИ вписывают именно этого «родственника». Вы еще думаете: какая, мол, разница, главное, чтобы бегала красотка по Курортному проспекту, иногда и по другим, ближе к центру, улицам. Но вот вы заехали не туда и царапнули «брюхо» своей пластмассово-металлической лошади. И вам нужен ремонт. Да просто подошло время гарантийного обслуживания! Оказывается, его-то в Сочи и нет, хотя по логике должно бы быть. Надо ехать в Краснодар. А там — огромная очередь. Но это полбеды. Вы можете получить отказ от техобслуживания под самыми разными предлогами. Естественно, спросят: кто вам продал машину? ООО «Геба»? А кто это такая? Мы — автосалон «Темп Авто». Как хитро закручено, сколько тумана при отсутствии противотуманного оснащения!
Впрочем, и это еще часть беды. Сочинцев дурачат и другими способами. «Темп Авто», например, активно торгует в кредит. Только вот не все сочинские банки и не всегда дают жителям своего города автокредиты, если договор купли-продажи оформлен в иногородней компании. В таком случае покупатель ищет местную компанию, которая согласится заключить с ним договор купли-продажи. И мало кто понимает, что местная компания не является собственником автомобиля, который вы приобретаете, она не будет значиться в ПТС и не будет нести ответственность за качество товара. А отсутствие ответственности, как известно, причина многих бед. Иному покупателю не везет вообще по-крупному. Его автомобиль вполне может оказаться «второй свежести», то есть подержанным. Вот цитата из заключения эксперта МВД России ГУВД Краснодарского края по автомобилю, приобретенному в салоне «Темп Авто» через ту же «Гебу»: «Идентификационная маркировка автомобиля не является первоначальной. Табличка заводских данных подвергалась снятию и повторному креплению в кустарных условиях, автомобиль подвергался ремонтному воздействию…»
Вот это уже полная беда! Может получиться, что автомобиль — ворованный, и… плакали ваши денежки. Кто-то «шаманил», возможно, ворованный автомобиль, и он вообще «за кадром», кто-то продавал и перепродавал, при этом не являясь собственником, кто-то «просто» помогал оформлять и тому подобное. А суды в этих случаях могут выносить определение, суть которого можно выразить следующими словами: «Смотреть надо было лучше!». Это когда покупаешь автомобиль. И тоже логика вроде бы есть. Иномарка вполне соответствовала назначению, когда ее покупали. На ней можно было ехать, чего же еще? Но не будем судить об этом. Пусть занимаются своей работой правоохранительные органы, если им интересно, чтобы граждан не облапошивали хотя бы по-крупному. Мы лишь хотим предупредить потенциальных покупателей «рогатых» фирм об опасности, грозящей им. Нынешние Остапы Бендеры куда изощреннее в способах отъема денег, чем герой неумирающих романов классиков советской сатиры.
А. МАЧАРОВ, Е. ЧЕРЕПКИНА, Л. ТРОЩЕВА
и другие неудачливые клиенты «Гебы»