«Сейчас с городами, расположенными на побережье Черного моря, — Сочи, Анапой, Геленджиком ассоциируется успех в развитии туристической сферы. Все больше строится гостиниц, аквапарков, горнолыжных комплексов. Ведь индустрия отдыха — это не только стены санаториев и гостиниц. Это улыбки персонала, хорошая организация досуга. Во всем этом Краснодарский край серьезно опережает другие наши регионы», — подчеркнул руководитель Федерального агентства по туризму В. Стржалковский, открывая Дни Краснодарского края на выставке «Intourmarket-2007». И пожелал, чтобы наши туристы отправлялись в Турцию, Египет и прочие уважаемые, но не российские курорты только в том случае, когда на родных берегах мест нет.
Без малого тысячу участников собрала международная туристическая выставка «Intourmarket-2007» в Москве на прошлой неделе. Не заметить даже среди этого многообразия объединенный стенд Краснодарского края в огромных павильонах выставочного центра «Крокус Сити» было невозможно. Даже видавшие многие выставки коллеги-соперники из Пятигорска, Болгарии, Крыма оценили нетривиальность подхода.
Стандартный арсенал средств привлечения посетителей, а значит, и потенциальных потребителей на выставке невелик. Нашему краю удалось выйти за рамки даже стандартных прямоугольных выставочных блоков и превратить выставочную площадь в «палубу корабля». Фуражка капитана флагмана российских курортов досталась В. Стржалковскому, и хотя все курорты хороши, чувствовалось, что к Сочи — особое отношение и у капитана, и у «матросов», и у «юнг» из турбизнеса. Ленточку на открытии не резали, правда, и шампанское, которое полагается разбивать о борт корабля при спуске на воду, уцелело: ограничились ударом в корабельный колокол. Анимацию тоже на самотек не пустили: от детских коллективов до выступлений в стиле кабаре — палуба выдержала все, а вел церемонию открытия Д. Невзоров из «Непутевых заметок». Он признался, что специализируется все больше по курортам зарубежным, но, побывав этой зимой в Сочи, оценил, насколько сильно курорт изменился за последнее время: «Город стал европейским», — отметил он.
«Европа» чувствовалась и в подборе выступлений творческих сил. От пути, по которому пошли многие туристические регионы, на нашей части выставки удачно отказались и ставок на «этно» не сделали. Хотя в весенней Москве отлично смотрелись и шаманские бубны Якутии, и тульские пряники с толстовской Ясной Поляны. Развлекательно-познавательная программа объединенного стенда Краснодарского края держала посетителей другим — динамичностью и профессионализмом. И на удивление точно передавала курортную суть каждого города-курорта Краснодарского края. Анапу незатейливо, но ярко представляли дети, в винные туры «Абрау Дюрсо» зазывали бармен-шоу в исполнении чемпиона мира А. Балашова. Геленджик отметился рекламным шоу «Геленджик — город карнавала». Красивым аккордом сочинской презентации стала визитная карточка ежегодного фестиваля «Бархатные сезоны». Представляли «Модные туры в Сочи» Л. Иванова и В. Зайцев. Они вывели на суд туристической общественности часть коллекции, которую в неурезанном виде мы сможем оценить только в октябре на сочинском фестивале моды. Мужчины, если верить модному чутью дизайнеров, станут ярче, вплоть до розовых «троек» и золотых туфель с острыми носами. Зато дамы все дальше уходят от феминизма, и им предложены шелка и шифон, сдержанные расцветки, огромные шляпки и целомудренные юбки. Совсем уж необычно выглядело выступление над выставкой воздушных гимнастов в честь олимпийского Сочи. Но, что показательно, даже на продуманной и хорошо cрежиссированной презентации края только Горячий Ключ выступил именно как лечебный курорт, упирая на реабилитационные программы и угощая посетителей целебной минералкой. Но, естественно, не ради развлечения собрались в Крокус-Сити профессионалы турбизнеса. При всей парадности, главное здесь — работа. Эффективность посещения выставок принято оценивать величинами конкретными: количеством и стоимостью заключенных договоров. Но только не на такой специфической, как «Intourmarket». Контракты здесь подписываются редко, осторожные игроки рынка, скорее, приглядываются к конкурентам, и еще внимательнее — к потенциальным партнерам. Привлечь внимание к стенду мало, важно доказать, что с тобой «можно вести дела». К примеру, кто-то из сочинских пансионатов готов дать оператору 10 процентов «люфта», кто-то — целых 12. А у компании, расположенной не на общем стенде края, а чуть поодаль, можно «взять» пакет путевок на 25 процентов дешевле, чем у самого пансионата. Заманчиво? Безусловно. Но, как говорят игроки туристического рынка, слишком высок риск, даже с учетом места знакомства с таким продавцом: на самой престижной специализированной выставке России. Так что результаты работы «Intourmarket» можно будет оценить только глубокой осенью. А еще лучше — следующей весной, заодно оценив, насколько притягательным окажется зимний Сочи.
Отдельный павильон выставки — около 200 участников — был посвящен иностранным курортам. Все еще непривычно видеть там знакомые и родные имена: Алушта, Ялта, Коктебель. Но больше всего сочинцев в иностранном павильоне удивил стенд Московского представительства Национальной организации туризма Республики Корея: об олимпийской надежде Сеула — Пьенгчанге — изумленные девушки узнали от сочинцев. Но обещали при необходимости организовать индивидуальный тур в неведомые (для них) корейские края.
Традиционно с размахом экспонировалась Турция, предлагая и эксклюзив, и супер-суперэконом. А вот Европа была представлена большей частью посредниками, предлагающими и без того популярные недорогие автобусные туры или же, напротив, королевский отдых по ценам бюджета небольшого российского городка.
Одной из самых мощных экспозиций этой части выставки отличился Китай. Пекин проводит в этом году «Год Китая в России» и надеется, как минимум, на 10 процентов увеличить поток туристов — именно отдыхающих туристов, а не челноков — из России. Ничуть не в пику Китаю Краснодарский край имеет не менее грандиозные планы. А. Иванов, заместитель главы администрации Краснодарского края подчеркнул: «Сочи, Геленджик, Анапа обладают удивительной аурой наших курортов, где каждый чувствует себя просто дома. В прошлом году у нас отдыхало 12 млн туристов. Мы сделаем все, чтобы принять и 15 млн. Приезжайте в гости, мы любим вас. Мы делаем для вас все: строим отели и мини-гостиницы для отдыхающих любого уровня, мы делаем наше море чище — строим новые очистные сооружения, развиваем инфраструктуру. Мы ждем вас». Удачной навигации, флагман!
Светлана ВОЛОШИНА