Лучшие туристско-экскурсионные фирмы Сочи объединились в ассоциацию
Не откладывай на завтра то, что можно сделать… послезавтра. Такой совет, мудрый изначально, перефразировали под себя люди ленивые, не ищущие, отодвигающие подальше решение проблем сегодняшних, тем более — вчерашних. Теперь же, когда город смотрит в будущее через призму Олимпиады-2014, туристско-экскурсионная сфера на курорте выглядит дамой, одетой не по моде и почти без макияжа.
Приятно смотреть на улыбающихся элегантных стюардесс мировых авиакомпаний, одетых в безукоризненную униформу, излучающих обаяние с обложек глянцевых журналов или рекламных плакатов. Так же привлекательно смотрятся щеголеватые стюарды белоснежных морских лайнеров и проводницы фирменных поездов, приглашающие в путешествие и поездки. К ним можно причислить и персонал крупных торговых компаний, престижных ресторанов, кто тоже всегда выглядит «с иголочки» и готов выполнить любую прихоть клиента. А почему, собственно, в основном эти сферы сервиса так пекутся о своей репутации? Разве турфирмам все равно, какую из них выберет клиент?
Помнится, лет двадцать назад, на заре зарождения рыночных отношений, в Сочи появился один из первых экскурсионных кооперативов. Предприимчивые ребята, не лишенные здоровых амбиций, переманили под свои знамена лучшие кадры экскурсоводов и специалистов из бюро путешествий, прежде всего большей зарплатой, относительной свободой и возможностью фантазировать во благо дальнейшего процветания. Уже тогда талантливый коллектив, при прочих отличительных особенностях, среди оказавшихся в обозе перестройки госструктур решил чем-то выделиться. В планах работы появился пункт, по которому женщины-экскурсоводы должны носить легкие яркие косынки на шее или элегантные пилотки, а мужчины — что-то вроде фирменных кепи с логотипом кооператива. Но тогда ребята обогнали время — что-то не заладилось у них в отношениях с властью, и далеко идущие планы так и остались на бумаге.
Все последующие годы городская власть по-разному пыталась придать системность, хоть как-то упорядочить экскурсионный рынок, привить ему законопослушность, «построить», рассадить по местам, заставить честно платить налоги. Однако гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Эта сфера упрямо не хотела «строиться», откровенно левачила, а некоторые фирмы-однодневки своей «деятельностью» просто дискредитировали курорт и ту же власть. Сколько бы еще продолжаться этой толкотне — неведомо, пока в городской администрации не решили, что экскурсионку загонять в резервацию не надо, лучше объединиться и сообща вывести ее в ряды законодателей современных подходов обслуживания гостей курорта.
В августе 2006 была создана некоммерческая структура — Ассоциация туристско-экскурсионных организаций курорта Сочи, и 27 февраля этого года Федеральная регистрационная служба Минюста РФ выдала свидетельство о ее регистрации. По приглашению координаторов в ассоциацию вошли пока десять организаций — МУП «Центр развития курортного комплекса города Сочи» и девять ООО — «Империя туризма», «Рута», «ТИТ», «Экскурсионное бюро «Славянка», «Бриз-7», «Агура», «Адлерсервис», «Сочи-круиз» и «Южное бюро путешествий».
В основном, это «долгожители» экскурсионки, солидно зарекомендовавшие себя на этой ниве, задающие тон и двигающие положительную рекламу о курорте, теперь уже — без пяти минут хозяина зимних Олимпийских игр 2014 года. Но уже в дверь ассоциации стучатся и другие желающие.
— Одной из основных задач ассоциации является защита прав ее членов и представление их общих интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, правоохранительных структурах, — объяснила директор МУП «Центр развития курортного комплекса города Сочи» Наталья Почапская. — Кроме того, ассоциация намерена участвовать в решении многих других проблем курорта — внешней и внутренней рекламы, повышения сервиса в этой сфере, поиска новых форм обслуживания и внедрения новых маршрутов, участия в экологических программах и во всем остальном, что укладывается в рамки федеральной целевой программы развития Сочи на 2006-2014 годы.
Немаловажно, что новая организация добивается того, чтобы ее представители входили в группы специалистов, проверяющих экскурсионные фирмы в деле: соответствие выделенным местам реализации билетов, оформление этих мест, даже то, насколько привлекательно или антирекламно выглядят реализаторы, экскурсоводы и водители автобусов.
Ценовая политика — внутреннее дело каждого хозяина, но ассоциация намерена и здесь деликатно и ненавязчиво согласовывать и координировать расценки на различные маршруты, чтобы недобросовестные предприниматели, фирмы-однодневки и водители-частники не повергали в шок доверчивых экскурсантов своей «дармовщинкой» («Поедем, красотка, кататься!..), за которую они же потом расплачиваются настроением и здоровьем.
В портфеле ассоциации еще множество идей и предложений. Необходим общий договор на качественное обслуживание наших туристов с коллегами из Абхазии, предстоит ввести паспорта автомобильных маршрутов согласно ГОСТу, технологические карты, разработанные с помощью специалистов СГУТиКД и согласованные с МЧС и ГИБДД, добиться профессионального соответствия от всех фирм, оказывающих услуги повышенной опасности, — сплав по рекам, дайвинг, джипинг.
И конечно, крайне необходимо иметь общий методический кабинет, и уже сейчас надо думать о подготовке экскурсоводов, владеющих иностранными языками. Будет прозрачная работа — будут и солидные поступления в бюджет.
Как считает Н. Почапская, туристско-экскурсионный сезон должен стартовать со всеми разрешительными правами уже в марте — сразу после выхода постановления главы города о подготовке к курортному сезону. Ведь, к сожалению, из года в год повторяется одна и та же картина: по прогретым майским солнцем улицам уже вовсю гуляют беспечные отдыхающие, ища глазами привычные зонтики экскурсионных точек и «раскладушки» с цветными фото, а в районных администрациях еще думают, кого и по какому принципу осчастливить «зелеными картами». Как они набили оскомину турфирмам, эти «зеленые»!
Может, созданная ассоциация будет первым булыжником в застоявшееся болото?..
Владимир ПЕТРОВ