Замечательный русский художник Саврасов любил весну, считал, что она начинается с прилета грачей, чему и посвятил свою гениальную картину. Но если бы он был сочинцем и жил в наше время, скажем, где-нибудь на улице Фабрициуса, картина была бы иной…
Весна у нас начинается под перезвон шаровых опор и треск подвесок многочисленного и разноликого автостада. Именно к этому времени дорожное покрытие большинства улиц и улочек, за исключением самых центральных, становится непригодным для проезда прихотливых иномарок и еще более «хрупких» отечественных средств передвижения. Зимние дожди и спячка ремонтных служб превращают маленькие трещинки и ямки в большие разломы и вулканические кратеры. На улице Фабрициуса, например, уже почти год можно проводить соревнования по автослалому. Собственно, они там и проходят, только призов не раздают. Я видел группки туристов и просто отдыхающих, уставших от красот и экзотики «Дендрария» и с удовольствием наблюдающих за этим захватывающим зрелищем. Большая яма, «замаскированная» стекающей откуда-то сверху водой, для неопытного водителя — один из тестов на живучесть его железного коня. Вот новенькая частная «Волга» нырнула в нее по самый «пояс», издав тот самый скрежещущий звук. Но то — «Волга»! Водитель, чертыхнувшись в окошко, даже не притормозил и «поскакал» на своей любимице дальше в сторону сада-музея «Дерево Дружбы». Зрители поаплодировали ему и выразили недовольство:
— Тихо ехал!
Впрочем, их разочарование тут же было вознаграждено. В лужу «крякнула» красавица «Ауди». Водитель, похоже, впервые свернул с Курортного проспекта и был не готов к такому повороту. Теперь его путь — в автосервис.
Да что там улица Фабрициуса! Такую же картину можно наблюдать и ближе к центру, в самом «яблочке» города. Перекресток улиц Роз и К. Либкнехта. Постойте здесь минут десять, и если вы любитель острых ощущений, то сполна удовлетворите свою страсть к ним. Это же сродни цирковым трюкам — то, как объезжают дорожные препятствия сочинские водители! А когда попадаются неопытные, начинающие — зрелище не для слабонервных.
Улица Труда, переулок Донской… Ну, называйте сами — их много, улиц, пригодных для проведения трофи-рейдов и испытания на прочность всевозможной отечественной и импортной автотехники. Чем дальше от центра, тем «полигон» для этого круче.
Особую неповторимость нашим городским дорогам придают многочисленные люки от колодцев всякого рода подземных коммуникаций. Дошлые водители подсчитали, что только на ул. Красноармейской их около 80 штук. Чаще всего уровень металлических крышек значительно не доходит до поверхности асфальта. Водителю надо либо «нырять» в эти ямки, либо увертываться от них, рискуя зацепить не подозревающего о маневре соседа. И знаете, они тоже звенят, эти люки! По-весеннему и созвучно с шаровыми опорами. Но тут надо отдать должное сочинским дорожникам. Недавно они предложили свое ноу-хау, внесли, так сказать, лепту в весенние мотивы. Из люков теперь кое-где торчат куски старых порезанных камер. Например, на улицах Орджоникидзе, Черноморской и многих других. Они хоть и не герметизируют люки, но звон смягчают. И уже тише на улицах. Правда, опять же, неопытные водители шарахаются от этих новообразований на дорогах, создавая аварийные ситуации. Они думают, что резиновые камеры — это средство предупреждения об опасности, сродни ограждениям из подручных материалов — ведер, веток и прочего придорожного хлама.
Стоит ли говорить о сельских дорогах? Они не подвластны сезонности. И даже великий Саврасов не смог бы обнаружить в них весенних мотивов. Они всегда такие, как есть.
Чуть-чуть повезло жителям сел Липники и Верхнее-Высокое Адлерского района. Вконец разбитую дорогу, по которой не проехал бы даже самый отчаянный лихач или безжалостный к своей машине водитель, на деньги, изысканные администрацией Молдовского сельского округа, кое-как подлатали, точнее, забетонировали самые разбитые оползневые участки. Радость? Безусловно. Но ведь этого, по большому счету, мало.
Примерно так же «ремонтировали» дорогу в селе Раздольном. Но тут повлиял и мощный административный фактор. Как-то летом в село приехал глава города Виктор Колодяжный. После встреч с жителями он решительно сказал чиновникам и руководителям ремонтных служб:
— Дорога должна быть сделана к концу воскресенья!
Не к воскресенью, конечно, но дорогу сделали. Правда, только до того места, где в тот момент стоял глава города. В следующий визит мэра жители пожаловались ему на такое отношение к делу и показали следующий участок той же дороги. Асфальт накатали и сюда. Опять же, аккурат до той точки, где ступила нога руководителя города. Хотя администрация Хостинского района уверила жителей, что через несколько дней улицу Буковую полностью обновят. Игорь Селезнев, ее глава, так и сказал:
— Будет делаться. Делается эта дорога. После того, как мы пообещали сделать рабочую группу… осталось два-три дня — и там будет все сделано.
Грачи прилетели!..
Владимир Еремян, житель села Раздольное, рассказал:
— Сами постоянно ходим в ОПХ, просим трактористов, помогаем, подсыпаем, лопатами ровняем. А так — давно бы уже «отделились» от города — ни проехать, ни пройти.
Так что же ждет пешходов и водителей, сделавших шаг в сторону от Курортного проспекта, где, кстати, полный ажур? Там, правда, работы финансирует и ведет федеральное ведомство. Сетрак Согоцьян, директор ДЭП-17, заверил, что колдобин на его трассах нет и не будет. Все отслеживается, и тут же принимаются меры. На обочинах же и далее дела обстоят не очень оптимистично. В управлении ЖКХ и благоустройства администрации города разъяснили, что местные дороги — в компетенции районных администраций. С них и спрос. А там есть дирекции заказчика, которые уже конкретно «в курсе».
Ирина Ломазова, директор адлерской дирекции заказчика, была самой откровенной из всех своих коллег:
— Это вы меня спрашиваете, что будет с дорогами? Мы их не ремонтируем, у нас нет денег. На первый квартал получили всего 250 тысяч! Хватит только на то, чтобы заделать небольшие ямки. И то кое-где… Выцыганили у депутатов какую-то мелочь и все!
В Хостинском районе приступили к ремонту улицы Видовой, в ближайшие десять дней возьмутся за улицы Учительскую, Транспортную, Есауленко, участок Сухумского шоссе в районе совхоза Приморский. Проблем много, но денег тоже мало. Самые плохие дороги обещают все же «подмакияжить» к лету. Может, и на улицу Фабрициуса сил хватит?
Особое внимание, конечно, Центральному району. Весь курортный бомонд «варится» на его улицах. К чести администрации района, она сумела выжать из своего бюджетного кошелька заметно больше средств на ремонт дорог. Как сказал директор районной дирекции заказчика Ибрагим Кучуков, «у нас есть три миллиона рублей на это». Уже частично отремонтировали улицы Пластунскую, Донскую, заделали несколько ям на улице Орджоникидзе, в районе железнодорожного вокзала. Сейчас работы ведутся на улице Тимирязева, за ней — переулок Донской и ряд других.
— Конечно, денег очень мало, — сетует И. Кучуков.
Геннадий Глазырин, глава администрации Центрального района, вообще уверен, что для приведения всех улиц в порядок нужно минимум 150 млн рублей.
— Мы к этому стремимся, программа у нас существует, и мы стараемся делать все по максимуму, насколько позволяет нам бюджет, — сказал он.
О том, как обстоят дела с ремонтом дорог в Лазаревском районе, в местной дирекции заказчика и говорить не стали, ссылаясь на запрет руководства. Посоветовали обратиться к заместителю главы района, «курирующему вопрос», — Гоче Урушадзе. Пока сведений нет. Но жители района ничуть не меньше, чем остальные сочинцы, озабочены плохим состоянием дорог в поселке, а уж тем более — чуть дальше от него. Здесь тоже есть свой Курортный проспект — улица Победы и… шаг в сторону.
…Один водитель, машину которого с «подвернувшимся» колесом только что оттащили на обочину, возмущался:
— И спросить не с кого за такое безобразие!
Кто-то советовал ему обратиться в суд, кто-то — в администрацию. Другие скептически пожимали плечами — пустое, мол, дело, не найдешь концов. Вот если бы на самых плохих дорогах устанавливали дорожные таблички с поименным указанием ответственных за их содержание, тогда, может быть, был бы толк. А если серьезно, нужна программа приведения сочинских дорог в состояние, достойное города с олимпийскими амбициями. И обязательно подкрепленная достаточными средствами. «Продавить» ее могли бы и городские депутаты. Надо только взяться.
Виктор ГОЛУБЕВ