Олимпийский проект «Сочи-2014» и федеральная целевая программа развития нашего города как горно-климатического курорта, помимо выполнения своей главной задачи — создания нового современного курорта, уже на нынешней стадии являются мощной акцией ребрэндинга. Целевая аудитория — вся Россия. Пик моды на Россию уже прошел, а основные зарубежные потребители туруслуг только в этом году научились писать «как заведено» слово Sochi — и тоже благодаря заявочной кампании. Так что наплыв иностранных туристов в «экзотический Сочи» прогнозировать не приходится. Россиянин же, по-прежнему выбирающий место отдыха так, чтобы не было стыдно сказать — где был и что делал, скорее всего, откликнется кошельком на беспрецедентно мощную кампанию «Сочи-2014».
Меж тем ежевесеннее действо — «подготовка к курортному сезону» — в этом году проходит значительно тише, чем обычно. Объяснение этому очевидно: к приезду МОК город пережил «генеральную уборку», и проблемы, которые в традиционно авральном режиме обычно решались к апрелю, — уже не встают. Но затянуты из прошлых лет в сезон нынешний многие организационные вопросы. К примеру, так и не ясно, как, когда и на основании каких аргументов будут распределять золотую галечную полосу между арендаторами федеральные чиновники. Вопрос хоть и организационный, но важный. От арендаторов зависит и чистота на пляжах, и наличие-отсутствие «сервиса» в виде бродячих разносчиков пирожков.
Не ясно, как и когда в этом году будут распределяться точки реализации экскурсионных билетов. В прошлом году этот конкурс вызвал множество вопросов, породил массу незаконных точек реализации, и если бы не поступления от него в бюджет, акцию можно было бы считать провальной полностью.
Опять же, не отработана схема четкой, понятной, не обремененной очередями регистрации отдыхающих. Прошлогодний опыт показал, что официально зарегистрировалось в Сочи лишь около 800 тысяч курортников, на фоне принятых минимум 4 миллионов — излишне «скромная» цифра.
Нельзя признать решенной и проблему размещения пунктов проката гидроциклов.
Главные точки приложения сил, средств и энергии сегодня — на сочинских набережных. Предприниматели, ведущие свою деятельность рядом с морем, в большинстве своем занимаются починкой-покраской по велению бизнеса, а не по мере получения разносов от руководства города.
«К апрелю на набережной управимся, — оптимистично утверждает представитель компании «ВиД», работающей практически на всей центральной набережной от «Маяка» до «Жемчужины». — А планировать галечную полосу еще рано: весенние шторма еще не прошли».
В торговой «стенке» пляжа, ранее принадлежавшего санаторию им. Мориса Тореза, меняют всю «электрику», отмывают витражи, обновляют покраску. По опыту прошлых лет известно, что именно здесь были самые «неаппетитные» куски пляжа. Но прогуляться сегодня по пустынной набережной — одно удовольствие: чисто, спокойно, по заказу предпринимателей, с легкой руки «Зеленстроя» цветут рабатки. Правда, большинство кафе центральной набережной пока не работает, их открытие планируется к «майским каникулам». «Людей нет» — аргументируют владельцы и утверждают, что развернуть производство смогут максимум за три дня. И что причина, а что следствие — отсутствие людей или отсутствие услуг — не так уж важно.
Идет подготовка к сезону загара и на пляжах санаториев. К примеру, круглогодично работающий «Заполярье» обновляет спуски к галечной полосе, ремонтирует набережную, обновляет дендропарк. Адлерский курортный городок готовит к открытию обновленные за время «зимней профилактики» номера и надеется, что финансовый успех прошлого высокого сезона будет, как минимум, повторен.
На туристских объектах национального парка — тоже идут ремонтно-подготовительные работы, чистят дорожки, ремонтируют мостики. Музей природы Мацестинского лесничества к новому сезону полностью обновил экспозицию. Впрочем, все это — лишь малая толика того, что сегодня делается и не делается.
И пока Сочи не стал курортом полноценно круглогодичным, особые надежды, как всегда, на лето.
Софья ИВАНОВА