Проблема бесхозных объектов коммунального хозяйства — как говорится, притча во языцех. Сколько их по сей день разбросано на территории Сочи — без специальной дополнительной проверки вряд ли кто скажет. А если это объекты повышенной опасности, да еще расположены на территории школ?! Именно к этой категории относятся трансформаторные подстанции (ТП), ряд которых, как выяснилось, уже не первый год «висит в воздухе» — являются бесхозными, и никто за них не отвечает.
— Да, — подтверждает директор Сочинских электросетей А. Брижань, — таких объектов в Сочи много. Некоторые из них ранее были на балансе районных или сельских администраций, различных предприятий и организаций. Однако в период приватизации те поспешили от них избавиться, как от ненужного балласта. И это касается не только ТП, но и линий электропередачи, кабельных линий и т.д. Ведь все они требуют не только наличия квалифицированного обслуживающего персонала, но и, самое главное, постоянной затратной эксплуатации. Почему городские власти в то время позволили снять их с баланса — я не знаю.
Возникает парадоксальная ситуация. Мало того, что уже сам факт нахождения на территории школ таких объектов повышенной опасности вызывает, мягко говоря, недоумение, так они, как выясняется, уже многие годы бесхозны. И это притом, что они по-прежнему в числе действующих! Правовой коллапс? Или все-таки удивительное равнодушие ответственных за это чиновников?
И ведь такое происходит не только на школьных территориях. В целом по Сочи сегодня 170(!) энергообъектов ждут, когда у них объявится свой хозяин. Больше всего их в Хостинском районе — 42. На втором месте Дагомыс — 13 объектов, 8 трансформаторных подстанций «зависли» в Адлерском районе. Обслуживать их Электросети не имеют права, но, нарушая все нормативы и правила, все равно делают это, потому что в противном случае ситуация вообще выйдет из-под контроля.
— На протяжении многих лет мы поднимали и продолжаем поднимать этот вопрос, — говорит заместитель директора Сочинских электросетей по имуществу и правовому обеспечению С. Оганесян. — Но для того, чтобы передать их нам на баланс, для начала их должен взять себе муниципалитет и только потом передать нам. А это — и время, и работа, и, конечно, финансовые затраты.
И все же, насколько оперативно можно решить эту проблему даже при условии (допустим и это) активной работы всех заинтересованных сторон? Как выяснилось, после передачи всех этих объектов на баланс муниципалитета документация должна быть передана в органы юстиции, где она должна пролежать год в ожидании — не объявится ли собственник? После этого производится регистрация на балансе муниципалитета, и только потом начинается оформление передачи их Электросетям.
А ведь время не терпит. Мало того, что когда-то в ходе приватизации от этих объектов повышенной опасности новые собственники сумели каким-то образом избавиться, а контролирующие органы не позаботились о том, чтобы они были переданы по назначению в Электросети, так теперь возникают новые препоны в лице законодательных нормативов.
Да, чешут затылок в Электросетях, предположим, мы пойдем по упрощенной схеме и подадим дело в суд. Но где гарантия, что он не откажет, ссылаясь на имеющуюся нормативную базу? И даже при его положительном вердикте это потом не сделают в органах юстиции? Опять же, на эти тяжбы уйдет полтора-два года. Замкнутый круг? Вряд ли. Не бывает и не может быть безвыходных положений, тем более в такой «напряженной» ситуации. Сто семьдесят бесхозных энергообъектов (в том числе несколько — на территориях школ) в олимпийском городе! Решать проблему нужно немедленно, не откладывая на завтра. А что касается конкретно ТП во дворах школ, то в Кубаньэнерго есть программа по переносу их в другие места. Вот только хотелось бы, чтобы реализация ее велась более активно. А если добавить к этому проблему бесхозных ТП…
…В ходе подготовки этого материала мы стали свидетелями того, как во дворе одной из школ двое подростков что-то увлеченно обсуждали, крутя в руках замок на дверях ТП. В другой — играли в футбол, используя стенку и двери подстанции в качестве ворот. Дети есть дети. Им всегда интересно все запретное. И зловещая подпись «Не влезай — убьет!» только еще больше подзуживает их: а что там внутри? Есть старый известный призыв: не давайте детям спички! Так может, более правильно будет все-таки спички подальше убрать?
Владимир СУРОВЦЕВ