Сегодня мопед — самое практичное транспортное средство в море заторов и пробок на наших улицах. В движение он приводится двигателем с рабочим объемом 50 куб. см и имеет максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час. Государственной регистрации не подлежит и не требует наличия у водителя удостоверения на право управления им. Минимальный возраст водителя — 16 лет.
Мопеды могут двигаться только по крайней правой полосе в один ряд. Разрешается движение по обочине (но не по тротуарам), если это не создает помех пешеходам. Водителю мопеда запрещается перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками. Запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема. На водителей мопеда распространяются требования целого ряда запрещающих знаков, знаков особых предписаний и дорожной разметки.
Придерживаются ли сочинские водители мопедов этих правил? Увы. Вот двухколесный экипаж с пассажиром (на снимке внизу). Если это мопед, то его водитель нарушил ПДД (пассажиров перевозить запрещено). Если это мотороллер, то опять нарушение: нет государственного номерного знака. А если учесть способ выезда водителя на дорогу (через сплошную осевую линию), а также езду других мопедистов без мотошлемов и под запрещающий дорожный знак (на снимке вверху), то беспокойство за их жизнь и здоровье вырастает до предела.
Статистика на этом виде транспорта — показатель большой и нарастающей опасности. Вот только один из последних трагических случаев. 30-летний водитель мопеда «Ямаха» на одной из трасс Адлера потерял управление, ударился о бордюр и опрокинулся. С закрытой травмой живота он был доставлен в больницу. А его 24-летний пассажир скончался на месте. К сожалению, административная ответственность за нарушение ПДД этой категории водителей крайне слаба. Всего 100 рублей. А за вождение в нетрезвом виде — 500 рублей. Законодательство явно отстает с решением проблем, связанных с этим видом транспорта. Введение регистрации с выдачей номерного знака, выдача документа, подтверждающего знание ПДД водителем, повышение административной ответственности за нарушение — вот основные рычаги в профилактике аварийности на мопедах.
Юрий КОСНЕВИЧ