Случается, что у школьника план на каникулы невелик: либо телевизор, либо компания во дворе. Из этих двух зол выбрать меньшее не получится. И во многом ради того, чтобы оторвать детей от телевизора нон-стоп и пресечь особую увлеченность досугом чисто уличным, каждый год создаются при школах и центрах дополнительного образования летние программы оздоровления, труда и отдыха.
Работающим родителям лагеря удобны уже тем, что хоть в школьной столовой, хоть на полевой кухне туристических лагерей меню отпрыска не будет ограничено чипсами и колой. Но этим летом ситуацию, в которую попали организаторы труда и отдыха, иначе как патовой не назовешь: в середине лета финансирование летнего труда и отдыха было секвестировано на треть.
Все лучшее — детям?
С одной стороны, все — от родителей до вышестоящего начальства — твердят: «Все лучшее — детям, так что «предоставьте». С другой стороны, в середине лета пришлось урезать на треть финансирование статьи «летняя оздоровительная кампания-2009». В июле сократили именно ту треть, которой планировалось финансирование третьего летнего месяца отдыха, труда и оздоровления сочинских школьников. Обрезали не от хорошей жизни, не по причине необходимости «умерить аппетиты» бюджетно-дотационной отрасли «образование», а по причине отсутствия минимального профицита бюджета. Удар кризиса, и его главного проявления — падения поступления налогов и неналоговых платежей, оказался настолько силен, что порушил, казалось бы, фундаментальные, несеквестируемые статьи расходов. Как минимум за последние 10 лет это — первое столь значительное урезание финансов, отпускаемых на летний отдых и труд.
Как уже было сказано, хоть и заявляются приоритетными направлениями организации каникул укрепление здоровья, интересный досуг и посильный оплачиваемый труд, но главнейшим в летнем деле остается обеспечение безопасности детей. Остальное — по большому счету декорации и приложения. И было отпущено на эти цели к началу лета 14 миллионов рублей. Из них 5 миллионов планировал выделить на лето муниципалитет, 7,69 миллиона — средства фонда социального страхования и 1,334 миллиона — средства Центра занятости населения. На эти деньги планировалось «охватить организованным отдыхом в лагерях дневного пребывания» 6 тысяч детей. На 2 миллиона рублей была секвестирована именно муниципальная часть.
Этим летом 320 детей и подростков передвижным лагерем «Олимпийский город волонтеров-2009» вышли на 5 дней на природу. Скорее всего, для большинства это станет главным событием лета. Оздоровительные лагеря при школах и центрах дополнительного образования также были полны. Только в июне почти 3,5 тысячи юных сочинцев — преимущественно ученики младших классов — ходили по утрам в родные школы. Их там ждали оздоровительные мероприятия в виде зарядки и гуляний по школьному двору, познавательные программы — походы по окрестным достопримечательностям, двухразовое питание.
На питание каждого школьника в лагере выделялось 119 рублей в день. Из них львиная доля — 89 рублей — приходила из фонда социального страхования, и еще 30 рублей — из бюджета города. Необходимо признать, что питание во многих лагерях было отличным. И не потому, что у санитарных врачей к нему не было претензий, а потому, что в большинстве случаев это было вкусно.
Безусловно, в августе работает далеко не каждый лагерь при школе, а финансовая нагрузка «на питание» становится для бюджета города более щадящей, и «срезанные» 2 миллиона рублей здесь не представляют собой основы трагедии. Но у августа был большой потенциал трудоустройства подростков. А на это необходимы средства.
Цена труда
Анекдот в тему. По результатам проверки сочинений на тему «Как я провел лето» были раскрыты 2 грабежа, 4 кражи и 2 попытки изнасилования. Оплачиваемая трудотерапия — главный и проверенный метод борьбы с возможностью претворения в жизнь таких историй. И именно поэтому приоритетом в деле подросткового трудоустройства пользуются тинэйджеры из семей не совсем благополучных и состоящие на так называемом «внутришкольном» учете. Хотя и детей, желающих летом подзаработать немного на личные, родителям неподотчетные нужды, тоже ждут.
Еще в мае руководство города провело встречу с потенциальными работодателями. На это совещание с главой города пригласили владельцев и директоров гостиниц и пансионатов, кафе и ресторанов, предприятий ЖКХ, здравоохранения и т.п. Это была настоящая мобилизация работодательских сил. Они, работодатели, даже в кризис были не очень против детского трудоустройства, но… Подросток работает далеко не полный день и требует внимания. А к предприятиям, трудоустраивающим подростков, внимание повышенное. К тому же существует ряд ограничений по рабочим местам, да и КПД у подростка довольно не высок, хоть тот и старается, а платить необходимо по расценкам взрослым. По большому счету, даже официантом подростка трудоустроить проблематично. В станицах и городах края, где трудоустройство школьников идет преимущественно через сельхозпредприятия, этой проблемы нет, а в Сочи из года в год становится краеугольным камнем проблем с поиском работы санкнижка. Хоть на хлебокомбинат подсобником, хоть в «Лазурную» помощником горничной — везде необходима. Это и деньги, и время. А трудоустраивают подростков в основном недельки на три. В Сочи этим летом работодателям шли на встречу, причем, шагами неожиданно твердыми. Было решено закрывать глаза на отсутствие этого документа, разрешено принимать подростков на основании договора поднайма и предоставлены прочие поблажки.
И все же самым крупным работодателем в этом году оказалось все то же управление образования. Здесь детей трудоустраивали через летние лагеря труда и отдыха, и так за первые два месяца лета удалось обеспечить работой 975 человек. Самостоятельно на предприятиях города были трудоустроены более 3 тысяч человек. Причем, многие не к «знакомым», а через центр занятости населения и детскую биржу труда.
За работу с детьми из оздоровительного лагеря при родной школе, к примеру, восьмиклассницы гимназий, отработавшие вожатыми, получили на руки по 3570 рублей. Это — подростковый минимум. Резерв у «пришкольного» трудоустройства был: ряд школ сегодня, как известно, находится в ремонте, да и любая школа к учебному году нуждается в рабочих руках, которые приведут ее в порядок. Одно дело — летняя практика, она же уборка «на энтузиазме», другое дело — оплаченные работы. Но как раз на август денег неожиданно, почти форс-мажорно, не оказалось.
* * *
В этом году число детей, которых удалось трудоустроить летом, приблизилось к рекордным 4 тысячам, что в 4 раза выше показателя прошлого года. Цифра дорога руководству города уже потому, что в прошлом году Сочи был по трудоустройству подростков в числе отстающих. Но вопрос не в том, будут ли по итогам августа хвалить или ругать наш город на краевом уровне. Вопрос в том, как провели лето наши дети.
Лариса ЗУЕВА