Злобные результаты очередного рейда наших корреспондентов по сочинским пляжам
«Люди — они ж бараны! Прутся сюда и прутся! Они не понимают, что мешают! У нас пляжа-то 75 метров. А отдыхающих — 340 человек!.. А еще эти тут… А люди заплатили по 100 тысяч за путевку и, конечно, возмущаются, почему здесь всякие ходят». Таким приветственным спичем — минут на пять — встретил нас охранник в будке одного санатория. После этих «распростертых объятий», честно признаться, настроение стало плохим. Ну почему я — баран? Ну почему я, живя за забором сочинского санатория, не могу пройти на полчаса к морю искупаться, а должна ехать за три остановки на милостиво незакрытый городской пляж? Почему главный козырь пропаганды Сочи этого лета — открытые доступные пляжи — оказался козырной, но шестеркой? И вряд ли сентенцию про баранов и людей придумал охранник санатория. Он всего лишь озвучил отношение руководства санаториев к нам, сочинцам. Впрочем, как недавно сообщалось, 60 процентов отдыхающих едут в Сочи неорганизованно, дикарями. Что тоже автоматически зачисляет их в стадо. Если смотреть с «по ту сторону забора», прямо не побережье, а овчарня какая-то…
Оптимизма становилось все меньше
Впрочем, начинался наш очередной обзор пляжей довольно оптимистично. Стартовали от… забора. От забора госдачи на Ривьере, попутно беззлобно позавидовав активным людям возраста юных пенсионеров, массово занимавшимся у моря физупражнениями. Посчитав сложную задачу о признании территории приморской дачи первых лиц страны закрытой благодаря заботе об их безопасности или вопреки водному кодексу, который они же поддерживают, не имеющей решения, мы побрели по берегу, по широкому пляжу Ривьеры и дошли по галечке аж до устья реки Сочи: на пляже «Звездного» никто не интересовался, что это тут посторонние делают, да и вообще граница была достаточно условной. Это пляжное разделение визуально проходило на линии резкого уменьшения числа лежащих на пляже людей в купальниках. Что, если бы не известный в городе скандал за открытие этой территории — с судами и визитами людей из администрации, — можно было бы объяснить всего лишь наличием реки, вблизи которой купаться советовать грешно.
За рекой, как известно, промзона и зона порта, тоже для купания не пригодные. О прогулках по этой территории надо спрашивать людей, знавших Сочи до того, как он стал главным курортом страны.
О том, что за территорией аквапарка прячется городской бесплатный пляж, — гласит огромный щит при входе на набережную. Ограничиваясь констатацией увиденного, можно только признать: выход на гальку здесь есть. Путь идет через удивляющего вида железные конструкции, через лесенки периода полураспада. Особенно их печальное состояние заметно на контрасте с шиком гранитной набережной и пафосом аквапарка. А далее идет галечная полоса, которая, как и полагается, свободна. Но попасть на нее можно или штурмом взяв проходную аквапарка, или перелезая через буны, поплевывая на таблички, развешенные на лесенках, о том, что проход в аквапарк запрещен. И то, и другое, судя по практическому отсутствию отдыхающих в этой зоне, не является любимым развлечением горожан и отдыхающих.
Вот что безоговорочно свободно — пляж санатория им. Мориса Тореза и Приморский. Все курортное счастье Центрального района сосредоточено здесь и на Ривьере. Зато потом идет череда того, куда без заветных «проходок» или просто банкнот хода нет.
Забор «Черноморья» за последние лет пять не сносил только очень пассивный глава города. Пару раз его ворота даже показательно срезали. Стоит ли отдельно описывать, что забор и ныне там?
Спуск к морю под вывеской «Ресторан «Иверия» ведет желающих искупаться к охраннику под зонтом, который терпеливо, медленно и по два раза объясняет, что здесь проход — по пропускам «Жемчужины», а их надо покупать там-то и там-то. Чуть дальше — спуск в сторону моря под вывеской «Ресторан» дополнен трогательным: «Вход только в ресторан».
Объявление у арки «Диониса» (один из входов на пляж гостиницы «Жемчужина») обещает всем «вход на пляж по винтовой лестнице», но тех, кто думает пройти сюда к морю бесплатно, необходимо предупредить, что это — обман. Вход сюда свободен только после 19 часов и то при условии, что конечная цель маршрута — бары и рестораны пляжа.
С другой стороны, в редакцию после первой публикации о пляжах пришло письмо от ветерана Великой Отечественной войны А. Зиновьевой, которая описала, что однажды почти случайно оказалась у входа на пляж «Жемчужины». «Я была поражена приемом! — пишет она. — Было написано объявление, что вход на пляж свободный. Молодой охранник помог мне спуститься — там высоко спускаться, потом помог подняться, поставил для меня зонтик. Большое спасибо за такое внимание к людям!».
Благодарность от А. Зиновьевой, возможно, продиктована еще и тем фактом, что в этом году городская сочинская организация ветеранов войны и труда не получила пропуска на закрытые пляжи, которые им из года в год дарили санатории. Я же, к сожалению, объявление про свободный вход не видела. И с охраной имела абсолютно неприятный разговор.
От веревочки до «охранной» грамоты
Пляж «Солнечный» использует свое ноу-хау, простенькое, как и многие «забавные» явления нашего города. Пляж вроде как открыт. Но поперек гальки висят веревочки, ограждающие «зоны проката» и «зоны проката санатория». Зоны занимают более 2/3 гальки, и, по большому счету, по ним можно пройти: все равно на пластиковых лежаках далеко не аншлаг. По «непрокатной зоне» и то сложнее пробираться: людей здесь море. И все же веревочки с развешенными на них объявлениями и какими-то, пардон, тряпками на лад настраивают глубоко провинциальный. Ну не должно быть на курорте мирового уровня такой «лепоты».
Пляж пансионата «Эдем» сочинцы чаще всего припоминают по его «историческому» названию: пляж курортной поликлиники. Вход в этот «рай» 150 рублей со взрослого и 80 — с ребенка до 14 лет, о чем гласит соответствующий прейскурант на проходной.
Санаторий, ранее бывший «Авангардом», а сегодня ставший филиалом «Руси», прикрыт «охранной грамотой» с надписью, что все это добро — в ведении Управления делами Президента РФ и соваться сюда посторонним смысла нет. На гальку центрального военного клинического санатория «Сочи» вход по пропускам. Закрыт и «Фрунзе». А вот пляж санатория «Золотой колос» оказался чуть более милостив к сочинцам. Для жителей микрорайона Светлана с 13 до 19 часов, при наличии у них соответствующего пропуска, калитка открыта. Здесь-то нам и повстречался охранник «с баранами».
Увидеть море за территорией прибрежных санаториев здесь не получилось. Посмотреть на водную гладь можно у парусного центра, а южнее — спускаясь к морю с главной сочинской тропы здоровья — терренкура.
Пляж, примыкающий к марине яхт-клуба, как гласит объявление на явно свежего производства арке входа, закрыт на реконструкцию. За временные неудобства извиняется потертой вывеской ОАО «Пансионат с лечением «Камелия». За ней следует территория закрытая, без опознавательных знаков.
Открыт пляж «Металлурга», вот только об этом очень просили не распространяться во избежание наплыва гостей. Собственно, немного распугивает несанкционированных купальщиков объявление о предъявлении санитарной книжки, но на самом деле вход свободен, а при желании арендовать лежак удивляют местные расценки: ниже среднегородских наполовину. При этом здесь существует формальное деление на «для городских» и «для наших», но деление, повторюсь, чисто условное. А сама территория — ухоженная, милая, широкая, лежаки никто не навязывает, а в случае чего до места его донесут. И дама на входе очень приветлива.
За «колючкой» и по стройке
Пляж следующего санатория — ЦВС — встречает охраной. Причем хоть и невысок чин у охраняющего милиционера, но это — офицер. Спорить со стражем порядка о причинах, по которым каждый должен иметь возможность пройти к 20-метровой береговой полосе любого водоема, бесполезно. Впрочем, вход сюда — всего
40 рублей за сеанс солнечных ванн, но можно побаловать себя абонементом, и оптом покупать вход на море получится дешевле. Пикантная деталь: пляж огорожен забором. По большому счету, это вписывается в рамки закона, был бы свободный проход. Но поверх забора идет спираль колючей проволоки. Такая «колючка» в странах Западной Европы ассоциируется разве что с Освенцимом и прочими явлениями такого порядка. У нас же — на пляже, на главном курорте страны, она так прижилась, что особо и глаз-то не режет.
За этим предприятием отдыха наших защитников идет открытая зона, ныне занятая тяжелой техникой. Как объясняет красочный щит, это — усиление инфраструктуры РЖД, что на деле обозначает строительство второго пути перегона Сочи — Мацеста. Но при желании на эту прибрежную стройплощадку можно пройти. Иное дело галька следующего санатория. Подходы к ней в таком состоянии, что отбивают желание купаться на дальних подступах.
Санаторий им. Орджоникидзе сегодня в прибрежной своей части в таком состоянии, что… Картинки о счастливом отдыхе в Сочи 50-х годов прошлого века представляете? Вот так оно и есть. Вход открыт. Как будет здесь вестись усиление инфраструктуры РЖД, не знаю, но пока эта небольшая территория, с обеих сторон поджатая стройплощадками «усиления», — одно из самых приятных мест на перегоне Сочи — Мацеста. И персонал здесь вежливый до изумления.
«Потайной» вход
А вот санаторий «Правда» охраняется человеком в военной форме (проход к морю, само собой, запрещен по причине военной тайны). Наверное, человек этот устал: в этом месте терренкур немного петляет, прогуливающиеся то и дело путаются, натыкаются на его КПП и пытаются пересечь границу. Трудная работа. Только смелые люди в форме способны противостоять этому натиску посторонних в плавках.
Тем более что на следующем пляже с названием «Приморье» эти отдыхающие получают от ворот разворот. Они и ворота-то найти сразу не смогут: калитка заросла прочно, замки висят непоколебимо.
А вот сход на милицейскую (по ведомственной принадлежности) «Искру» свободен. Табличка при входе на территорию пляжа напоминает: соблюдайте чистоту моря. Характерная деталь: на входе здесь бесплатные «удобства».
Потом идет территория закрытая, и детский гомон отдыхающих в «Юности» детей от 7 до 17 лет распугивает значительно сильнее, чем объявление, отдельно оговаривающее, что и посторонним, и родителям отдыхающих детей вход запрещен. Не будем считать этот пляж среди «нагло закрытых», ладно? Он — детский.
Примыкающий к нему пляж «Лазурной» доступен за 450 рублей в день. «Актер» — закрыт. А потом, до самой Мацесты — все свободно. Причем открыт и пляж не менее знаковой, чем иные, «Зеленой рощи» — там отделена зона «для «отдыхающих», но отделена очень условно — вход сюда свободен. Свободное море и у «Спутника». Но в иных местах на пляжах у Мацесты страшненько: видно, что нога хозяйственного человека здесь не ступала давно, попытки что-то здесь строить канули в лету, берегоукрепительные сооружения еще держат оборону от моря, но явно просятся на пенсию, да и проехать-пройти к ним не всегда возможно. Но здесь относительно чисто и свободно.
Итого: обнаружены 12 недоступных к свободному доступу горожан и отдыхающих пляжных территорий. Еще 1 закрыт по причине того, что он — детский, 3 — «на реконструкции». При неполных 10 км пляжной полосы, обследованных на этот раз, 12 закрытых территорий — это рекорд. Печальный рекорд.
Светлана ВОЛОШИНА