«Вас приветствует город-курорт Сочи» — таким плакатом встречает каждого авто-путешественника пост ДПС на Магри. А железная дорога отщелкивает территорию самого известного в России курорта станцией-платформой Шепси. И тянет состав вагоны вдоль берега моря, утопая то в зелени прибрежных сосен, то в радуге курортных поселков, то в бликах на теплой глади воды. На минувшей неделе мы обследовали пляжи на предмет их доступности от северной границы Сочи до реки Шахе. И вышеприведенная сентенция, навеянная этими пляжами, показывает, что если территории, которые мы обошли на позапрошлой неделе, автору понравились, то северная часть Большого Сочи просто привела в восторг. Хотя бы своим наличием и доступностью.
Вход свободен. но по шпалам
Впрочем, огульно хвалить пляжи всех 30 км Лазаревского взморья нельзя. Сама идея цикла публикаций на эту тему, напомню, была не в том, чтобы полностью проверить состояние пляжей Большого Сочи, а в том, чтобы выяснить, насколько город дружелюбен к своим гостям, насколько отдыхающий (и житель Сочи) зависит от прихоти «хозсубъектов», полагающих, что им дозволено загораживать природное богатство от неведомых «чужих». Поэтому герои нашего первого обзора (пляжи Хосты, Кудепсты, Адлера) нас разозлили: несмотря на то, что подавляющее большинство закрытых пляжей находилось в отличном состоянии, их было слишком много. Близко море, да не искупаешься. Каковы будут результаты одного из ближайших осмотров — пляжей Центрального района — просто предположить тоскливо: даже беглый обзор показывает, что забор «и ныне здесь».
Но это — на юге, а север Сочи показывает примеры иные. Если что и помешает вам от Шепси пройтись по берегу, покуда солнце не отобьет у вас это чудное желание тепловым ударом, так это само море. Дело в том, что местами оно то подходит к отвесной стенке горы, то обрывается бетонными нагромождениями. Но искусственные заградзаборы встретят пляжного путешественника не скоро.
Поразительно, но на некоторых рекреационных зонах случайно встреченные отдыхающие будут вас провожать долгим взглядом — слишком уж редок здесь человек. Побочный эффект такой редкости — необычайное дружелюбие отдыхающих. Практически у любой палатки на берегу можно попросить водички, а получить — завтрак. Притом, что вода здесь в большом дефиците — для приготовления еды ее приходится нести. На биостанции, что на берегу моря у той же платформы, могут накормить рапанами: вареными, в виде плова и в форме котлет. Бонус — гора рапановых раковин на сувениры.
Первый «хозсубъект», который чисто теоретически мог бы огородить себе кусок пляжа, — пансионат МГУ «Буревестник». Но вместо «не положено» охрана покажет вам дорогу к пляжу и расскажет, что «этой лестницей — поближе, а вот по этой тропе — удобнее». Движение к центру Сочи сопровождается таким же радушием. Типичный пример — пансионат «Макопсе» — его охранники вопросу о возможности пройти искупаться удивляются, но вслед напутствуют: только не сорите. Закрыты территории детских санаториев — «Дружба», «Пионер», «Смена» — но эта закрытость радует. Более того, на пляж, сказали нам по секрету, пройти можно, если там не «проводится купание детей». Местных же жителей вопрос о возможности пройти к «свободному морю» чуть ли не пугает своей «ненормальностью»: море — оно ж всегда свободное!
С трассы М-27 (наша федеральная трасса) виден забор без опознавательных знаков. За него можно пройти на какую-то крайне заброшенную территорию с хозпостройками. Нам порекомендовали туда вообще не ходить: к морю пройти можно, но только придется через забор лезть. Посоветовали пройти через «Ромашки». Территория «Ромашки» встретила типичным для этих мест пляжным радушием и открытостью.
Редчайший случай этих широт: санаторий «Юг». Вход на пляж происходит не через парадную проходную, украшенную традиционным лозунгом «При входе просьба предъявлять пропуск» (ныне реконструируемую), а ниже. Причем — вот она, нетипичность: вход платный, 90 рублей. Необходимо отметить, что пляж у «Юга» действительно шикарный.
Санаторий «Аврора» — с виду не менее закрытый, чем «Юг», радует не только возможностью пройти на пляж, но и с комфортом на него проехать: работает лифт. Панорама с перехода к лифту завораживает, и вид на море с этой площадки открывается красоты нереальной.
Свободен вход на территорию и пляж пансионата «Водопадный» — у него из-за прутьев выглядывает фундаментальная надпись «Добро пожаловать». Свободны Солоники, Чемитоквадже, Каткова Щель, Якорная Щель, Зубова Щель и пляжи иных долинок.
Сам поселок Лазаревское имеет неповторимый вид из-за часто-часто — каждые метров десять — поставленных одинаковых легких киосков «Сдается жилье». Койко-места в частном секторе предлагают от 200 рублей, и на открытых пляжах яблоку негде упасть. А пляжи открыты, повторюсь, практически все. И даже там, где проход к морю закрыт давно и прочно обосновавшимися у прибрежной территории базами, например, хоздвором железной дороги, на дорожку к морю указывает стрелочка. Беда всех проходов к пляжу — необходимость преодоления железной дороги. Но это горе одинаково на территории всего Сочи. По шпалам — опасно, по переходам под полотном — как правило, жутко. Увы.
«Кемпинговые» 5 звезд
Максимум запретов опубликовано на входе на территорию «парка и пляжа» санатория «Лазаревское». Открывается список запретов «Собак не выгуливать», завершается просьбой не сорить, то есть в переводе с запретительного просьба к посетителям одна — вести себя по-человечески. И ведут! И на пляже чисто. Равно как и на пляжах «Колоса» и «Одиссеи».
У «Одиссеи», на пляж которой через солидный забор и мощную проходную пропустили без слов, уже закралось подозрение: быть может, прочитав газету «Наш дом — Сочи», все здравницы обзвонили с рекомендацией «всех пускать»? Тем более что некоторые отдыхающие обращались к охране с «проходками». Но нет, заверили лазаревцы, свободно здесь. Закрытая территория и огороженный пляж встретились не скоро. Пляжный забор принадлежит санаторию «Янтарь». «Здесь военная территория!» — объяснили мне запрет на проход на санаторном блок-посте.
Отдельного упоминания среди всего многообразия открытых к свободному доступу пляжных территорий заслуживает, пожалуй, такой их вид как кемпинги. Специально организованных кемпингов в Сочи не много, и южнее они практически не встречаются. Но в Лазаревском районе — чуть ближе к центру Сочи от санатория «Аврора» — кемпинговый отдых являет собой уникальное явление. Палаточно-машинный лагерь, где еда готовится на газовых горелках, а большая часть курортной жизни проходит на надувном матрасе — то на берегу, то в море, раскинулся в основном в рощице, но и желающих поставить машину рядом с тентом на берегу тоже оказалось немало. «Я вообще не понимаю. Зачем из города ехать отдыхать в город?» — как один говорят такие отдыхающие и «дичают» по полной. Кемпинг этот не самостийный, как могло бы показаться. За каждую машину здесь берется 40 рублей в сутки, за палатку до четырех человек — 20 рублей, свыше — 30, каждый взрослый человек должен в кассу автокемпинга еще 40 рублей в сутки. При этом есть и охрана, и душ, и туалет, и вода технического типа, и цивилизация в виде мусорного бака. Круглосуточное открытое море — бонусом.
Итого, 30 км — 2 закрытых пляжа, из них один — платный, второй — на военном положении. Эти итоги, признаться, нас удивили. Мы очень старательно искали именно закрытые территории. Но даже военный санаторий «Чемитоквадже» с пониманием отнесся к желанию искупаться на вверенной ему пляжной территории: «Только машинку оставьте на стоянке — и идите», — напутствовали нас.
Светлана ВОЛОШИНА