Сочи — город особенный. И не только потому, что это — уникальный курорт, совмещающий отдых у моря и в горах. Это, как говорится, «плюсы», и немалые. Но не бывает черного без белого и «плюсов» без «минусов». К последним у нас относятся бесчисленные оползневые участки и съеживающиеся, как «шагреневая кожа», пляжи. А ведь длина прибрежной полосы в Сочи 145 километров. «Хозяйство» огромное. За ним, как говорится, глаз да глаз нужен. Именно этим и занималось до последнего времени ФГУП УБПР (управление берегоукрепительных и противооползневых работ).
Вы спросите: почему до последнего времени? Все очень просто и в то же время крайне запутанно. Дело в том, что в мае прошлого года некая фирма «SIL VERMAK LTD» (предприятие иностранное, зарегистрированное аж в Вест-Индии) заявила, что УБПР задолжало ей около 27 млн рублей. Как впоследствии выяснилось, эти долговые обязательства были перекуплены у ряда российских фирм, в частности у московских: издательства «Астра-компас», охранного агентства «Стрелок — М», ООО «Диагональ-Строй». Характерно, что все эти договоры руководство ФГУП могло заключить с организациями, находящимися куда ближе, чем стольный град. Но «любовь» бывает, наверное, и в бизнесе. Во всяком случае, за достаточно короткое время с тем же «Диагональ-Строй» было заключено три договора. Причем лишь один договор касался Сочи. Остальные работы должны были вестись… в станице Благовещенская и даже на Волге.
Банкротство? Поначалу процедура эта шла, как говорится, неподконтрольно. Не исключено, что кое-кого заинтересовали многочисленные берегоукрепительные сооружения вдоль побережья. До банкротства, правда, пока не дошло. Благодаря усилиям краевой администрации была введена процедура внешнего управления, направленная именно на оздоровление обстановки. Советом кредиторов этот шаг был одобрен и намечен комплекс мероприятий, в частности, сокращение с 89 до 64 сотрудников, т.е. на 30 процентов, активизация работы, массовая реклама и т.д. И главное, до марта 2010 года расчет с кредиторами должен быть завершен. Однако вот уже который месяц ФГУП фактически не работает, а специалисты поувольнялись. Но ведь «свято место пусто не бывает». Вот в городе не так давно и появились машины с надписью ЗАО «УБПР» и ООО «УБПР». Как утверждают люди знающие, к прежнему ФГУПу отношения новые организации не имеют. Но ведь одно дело — организация государственная, и совсем другое — частная. И расценки, и отношение к ней, да и ответственность совершенно разные.
Каким образом ФГУП «УБПР» удалось задолжать такую сумму? Случайность? Или чей-то умысел? Уж слишком все быстро и как-то «организованно» произошло. Как утверждают специалисты, ситуация очень схожа с проблемой, возникшей в АТП-2. Во всяком случае, руководство краевого департамента по строительству уверено, что в Сочи подобное федеральное предприятие, безусловно, необходимо. Слишком уж много проблем, особенно в последнее время, возникает в городе в связи с оползнями, многочисленным строительством и «усыхающей» пляжной полосой.
— Я считаю, что для Сочи ФГУП «УБПР» — одна из важнейших организаций, — говорит заместитель директора НИЦ «Морские берега», доктор технических наук Виктор Шахин. — Создано это управление было одновременно с нашим в 1945 году. Уже тогда понимали его значение для курорта. Наш научно-исследовательский центр и УБПР работали в тесном контакте, постоянно сотрудничали. Но в 1996 году УБПР перевели на самоокупаемость, убрав бюджетное финансирование. К тому же началась, так сказать, руководящая чехарда: один начальник сменял другого. За счет чего они должны были выживать? При возможности давать согласования на строительство домов… Фактически без их «добро» все эти работы не должны были вестись. Но в последнее время все пошло достаточно хаотично, и эта когда-то грозная организация стала оставаться без заказов, а значит без работы и доходов.
— В декабре 1997 года нас вернули в структуру Минстроя РФ, — рассказывает Владимир Мельник, руководивший в течение пяти лет ФГУП «УБПР». — Мы воспрянули духом, даже разработали достаточно необычный и, на мой взгляд, перспективный проект политики управления береговой зоной. К сожалению, по неизвестным и непонятным мне причинам утверждение в правительстве он не прошел. Что касается нашего бывшего управления, то я считаю, что без визы его специалистов в Сочи не должно проходить ни одно мало-мальски серьезное строительство. Именно работники такого государственного предприятия должны разделять ответственность с администрацией города за безопасность будущих жильцов. Сегодня же эта практика игнорируется. А чем чревато строительство на оползневых участках (в Сочи, к сожалению, они сплошь и рядом), думаю, объяснять никому не надо. Опасность реальна. И закрывать на нее глаза — все равно, что ждать, пока «жареный петух в темечко не клюнет». Малейшее легкое землетрясение — и…
К мнению этих специалистов стоит добавить и проблему с исчезновением сочинских пляжей. Вспомним название находящегося в финансовой коме ФГУП — управление берегоукрепительных и противооползневых работ. Так как же «защитник» стал «инвалидом»? И кто возьмется не просто за его реанимацию, но и восстановление полноценного здоровья? Само ФГУП, как видим, существует в данное время фактически на бумаге. Кто будет отдавать кредиты? Кстати, назначенный внешний управляющий проживает… на Урале и в Сочи бывает, ну, вы сами понимаете. А тем временем пляжи курорта усыхают, оползень на берегу реки Сочи вместе с частью дороги по-прежнему пугает одним только своим видом. Кто в ответе?
Владимир ЦЕКВАВА
НА СНИМКЕ: так выглядит сегодня база ФГУП «УБПР» (по документам здесь же — его юридический адрес)