Две трагедии, произошедшие на днях на пляжах Адлерского и Лазаревского районов, заставили город содрогнуться. В очередной раз. И если в одном случае, как говорится, обошлось, то второй — девушка попала под катер — закончился трагично. Впрочем, гибель отдыхающей стала лишь одной из причин экстренных и очень жестких совещаний, на которые были приглашены все те, кто так или иначе отвечает за безопасность на воде.
Руководители органов исполнительной власти и федеральных служб, представители таможни и правоохранительных органов, а с ними и арендаторы пляжей были вынуждены объяснять мэру, почему даже в такой, мягко говоря, щекотливой ситуации «их хата снова оказалась с краю». Следствие по факту гибели на адлерском пляже заплывшей слишком далеко девушки продолжается. Чиновники утверждают, что она заплыла на 200-250 метров, вынужденные оправдываться предприниматели уверяют, что на 400. Впрочем, сути проблемы это не меняет. Анатолий Пахомов заверил: виновные обязательно будут наказаны.
— Проблема ведь не только в том, что катера и скутеры заплывают в зоны для купания, но и в том, что за отдыхающими, оказывается, присматривать некому, — обрушился с критикой глава города. — Куда смотрят спасатели на пляжах? Что делает в это время милиция?
— Мы стараемся, чтобы информация не утекала, но когда проводим рейды, результата мало, — признался и.о. начальника милиции общественной безопасности Валерий Карло.
По его словам, на сегодняшний день уже составлено свыше двух сотен протоколов о правонарушениях на пляжных территориях. Однако мэра такая статистика не устроила. Что толку от всех этих рейдов и протоколов, когда скутеры носятся, где им вздумается, а парашюты, объявленные в Сочи вне закона, продолжают летать. После каждого полета парашют должен быть просушен в специальном ангаре, какие бы рекомендации ни отписывал в техпаспорте производитель.
— В Сочи условий для этого нет, сами предприниматели их не создали, — напомнил Анатолий Пахомов. — Поэтому никакие парашюты летать не должны! Мне не нравится, что у вас тут за деньги все можно купить! Я буду лично контролировать исполнение распоряжений.
На вопрос, почему ситуация до сих пор не изменилась, глава города добивался ответа слишком долго. Стражи порядка, внутренние войска, пограничники, госинспекция по маломерным судам, да и чиновники районных администраций, как лебедь, рак и щука, действуют несогласованно, лишь изредка пересекаясь на совместных рейдах. Собравшиеся на планерке не сразу смогли определиться даже с тем, кто именно должен запрещать купание в случае шторма. Впрочем, и единого графика патрулирования до последнего времени не было выработано. Более того, внутри одной структуры порою случается несогласованность. Так, единая сочинская ГИМС полгода назад была преобразована в три районных структуры с краевым подчинением. В результате благих намерений — ситуация почти как в басне Крылова. Тем временем парашюты безо всяких разрешений поднимаются в небо, скутеры с ревом выплывают из «подпольных» технических зон, а самопальные дайвинг-клубы выдают любителям подводных погружений не зарегистрированную и не проверенную должным образом экипировку. Более того, подчас происходят и вовсе вопиющие случаи.
— Незадолго до планерки было зафиксировано нарушение государственной границы, — сообщил начальник службы в Сочи Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Валерий Меркурьев. — Предприимчивый товарищ решил покатать отдыхающих — в Абхазию и обратно.
Одним из печальных итогов пляжной вакханалии стало то, что Сочи не сможет продолжить борьбу за звание лучшего курорта и, соответственно, за премию в размере 20 миллионов рублей. Наш город, к сожалению, был снят с дистанции. Не может быть признан лучшим тот курорт, где в море происходят несчастные случаи. Пожалуй, более серьезного удара по имиджу Сочи ожидать было сложно.
Чтобы избежать беды в дальнейшем, Анатолий Пахомов готов изменить всю систему безопасности на курорте. Из патрульных машин инспекторы пересядут в катера.
— Выделите сотрудников милиции, умеющих плавать, — обратился градоначальник к стражам порядка. — Возьмите лодки в транспортной милиции. Их купила администрация края, теперь они ваши. Пусть милиционеры подплывают к увлекшимся пловцам и разворачивают их обратно.
О том, что морской патруль в Краснодарском крае наверняка появится, заявил и глава МВД России Рашид Нургалиев, находившийся с рабочим визитом в Краснодаре.
— Мы сейчас создаем такую службу, которая будет работать в акватории Азово-Черноморского побережья, — сообщил министр. — Пора от выяснения причин происшествий переходить к их предотвращению.
О том, что пора менять подход в работе, а главное, отношение к профессиональной деятельности, напомнил и заместитель главы Сочи Николай Ермолов:
— Обратите внимание: за рубежом полицейский стоит ПЕРЕД знаком, а у нас милиционер — ЗА знаком. Чувствуете особенность подхода? Не предупредить, а наказать.
Изменить приоритеты предстоит и сочинским предпринимателям. Конечно, удержаться от звона монеты бывает непросто. Но безопасность — одна из основных составляющих в жизни любого, даже не курортного, города. Это, например, давно уже поняли в Италии. Арендаторов пляжей курорта представители городской администрации пригласили в совместную поездку по обмену опытом. Впрочем, судя по ироничным вопросам «За чей счет?» и скептическому роптанию в зале, еще не все бизнесмены поняли всю серьезность проблемы.
Михаил ВЛАДИМИРОВ