Лето в Сочи — это солнце, море, мороженое… И пробки. Не те, что в бутылках, конечно. А те, в которых мы проводим лучшие часы нашей жизни по пути на работу или домой, в гости к друзьям или на вокзал, чтобы встретить очередных родственников. В Сочи в силу его горной специфики нет ни метро, ни трамваев. Поэтому способов передвижения относительно немного. Какой из них наиболее быстрый?
Мы решили рассмотреть несколько способов передвижения по различным параметрам. Во-первых, исходя из наличия и отсутствия заторов на дорогах. Во-вторых, на короткой (Новая заря — ж/д вокзал Сочи) и на более длинной (поселок Дагомыс — ж/д вокзал) дистанциях. Потому как в первом случае выигрывают одни виды транспорта, во втором — другие. Показатели времени — усредненная цифра, выведенная в результате двухнедельных наблюдений. Важное уточнение: все параметры времени измерялись с учетом строгого соблюдения правил дорожного движения (за исключением маршруток и автобусов — это не во власти редакции).
Автомобиль
Кто бы там чего не говорил, а автомобиль — это все же роскошь. По крайней мере, по сравнению с другими видами транспорта. Тут тебе и музычка по собственному усмотрению, и кондиционер, ежели авто «упакованное», а главное — никакой привязки по времени и расстоянию. Когда надо, сел и поехал. Куда вздумается.
Достоинства. Имея собственную машину, можно поспать чуточку подольше, выжав газку на трассе по пути на работу. Можно не заморачиваться по поводу выезда на пикник по выходным. И, наконец, именно на собственном автомобиле как бы невзначай «таксануть», завернув на переполненную вечернюю остановку. Все равно ведь по пути… А еще можно не мокнуть под дождем в ожидании общественного транспорта. На рынок по выходным — легко! Сумки ж не таскать. С девушкой в кино поздним вечером — пожалуйста. Красота?
Недостатки. Нет, не красота. Всякий раз автомобилисту приходится задумываться, куда на переполненной улице воткнуть автомобиль, чтобы не оказаться жертвой эвакуатора. Нужно следить за внешним видом и внутренним убранством авто, регулярно проходить техосмотр, тратить деньги на бензин и запчасти. А ко всему прочему нужно еще и хранить где-то столь дорогое имущество. Хороший гараж — как вторая квартира, не всякому по плечу. А платная стоянка — удовольствие недешевое.
Повод задуматься. По большому счету, автомобиль выгодно отличает то, что именно вы принимаете решение, куда, во сколько, каким количественным составом и по какой дороге поехать. Но если вы окажетесь-таки в пробке, то далеко не всегда решитесь бросить автомобиль где-то на полпути, чтобы вовремя добраться до места назначения. А значит, опоздание неизбежно.
Время в пути. Новая заря — вокзал: без пробки 10 минут, в пробке от 40 до 70 минут. Дагомыс — вокзал: без пробки 20-25 минут, в пробке 50 минут — 1 час 20 минут.
Маршрутное такси
Парадоксальность этого вида транспорта заключается в том, что, несмотря на остановки, что называется, под каждым кустом, маршрутка в часы заторов умудряется добраться до места назначения порою быстрее личного автомобиля. Секрет прост: водители маршруток часто нарушают правила дорожного движения. А вот когда пробки нет, маршрутное такси может «плестись», собирая людей, со скоростью автобуса, потому как именно автобус, не стесненный пробками, в это время — основной конкурент юрких маршруток.
Достоинства. Маршрутки «бегают» практически во все районы города и зачастую добираются даже туда, где не ступало колесо автобуса. Благодаря маршрутке, можно не обременять себя мыслями о выпитой в баре с друзьями бутылочке пива — алкотестер стражей порядка не страшен. Водитель в большинстве случаев даже подскажет, где выйти и на что дальше пересесть. Из маршрутки можно выйти, если она застрянет в пробке. Причем, и «здеся», и «тама», и «вон у того чертополоха», несмотря на грозные объявления в салоне: мол, посадка и высадка только в установленных местах.
Недостатки. Маршрутка маршрутке рознь. Где-то потолки высокие, а где-то вам придется пробираться по салону, скрючившись в три погибели. Если же водитель предприимчивый и прикрутил пару-тройку дополнительных кресел, то ноги ваши, никак не умещающиеся между сиденьями, придется складывать в карман. Ну а ежели вообще не повезет, то будете в час пик ехать в машине стоя с вывалившейся из открытого окна наружу пятой точкой.
Повод задуматься. Любовь водителей маршруток к курению в салоне и прослушиванию музыки на полную громкость общеизвестна. Причем, музыкальные вкусы у водителя и пассажиров редко совпадают. Доехать-то вы доедете. Но как быть с нервными клетками, которые не восстанавливаются?
Время в пути. Новая заря — вокзал: без пробки 15-20 минут, в пробке 40-50 минут. Дагомыс — вокзал: без пробки 25-30 минут, в пробке 1 час с «хвостиком».
Рейсовый автобус
Степенный и неторопливый, как верблюд в прериях, автобус — это в большинстве случаев вчерашний день. Неторопливость могут себе позволить лишь те автобусы, что курсируют по центральным маршрутам. Остальные, вынужденные бороться за место под солнцем с неугомонными маршрутками, пытаются приспособиться как по скорости, опережая по свободной трассе собственное же расписание, так и по удобству посадки для пассажиров, останавливаясь даже там, где это не предусмотрено маршрутом.
Достоинства. Это самый дешевый вид общественного транспорта, в котором при принципиальной жизненной позиции пользоваться только автобусами можно проехать по проездному билету и, соответственно, дополнительно сэкономить. В современных автобусах вполне приятно — а главное, реально — присесть. Важно — не заснуть, чтобы не проехать свою остановку.
Недостатки. А проехать вполне реально, если не ориентируетесь на местности. Остановки в сочинских автобусах объявлять как-то не принято. Что весьма странно, с учетом курортной специфики города. К тому же маршрут маршруту рознь. Где-то автобусы ходят с интервалом в 10-20 минут, а кое-где можно три часа проторчать на остановке, да так его, родимого, и не дождаться.
Повод задуматься. Самый универсальный вид транспорта по принципу «дешево и сердито» — это как раз автобус. И по свободной утренней или вечерней трассе, да еще и сидя, проехаться в нем вполне приятно. Но в летний час пик, стоя и в духоте, когда автобус из-за своих габаритов застревает на каждом повороте, удовольствие весьма сомнительное.
Время в пути. Новая заря — вокзал: без пробки 20-25 минут, в пробке от 50 минут до 1 часа. Дагомыс — вокзал: без пробки 30-35 минут, в пробке 1-1,5 часа.
Мотоцикл, мопед, велосипед
По юркости своей эти виды транспорта даже круче маршруток. Причем, велосипед еще и наименее затратный, так как не требует бензина. Зато здесь нужна неплохая физическая подготовка. Особенно, если расстояния большие или приходится ездить по горной местности.
Достоинства. Пока все остальные стоят в пробке, вы, лавируя между автомобилей, можете первым разорвать финишную ленту в летней «пробковой» гонке. Да и жариться под солнцем особо не придется. Ветер в лицо — чем не кабриолет на двух колесах?
Недостатки. Ездить в дождь — не комильфо: вода за шиворот льется. На мотоцикле больше одного пассажира «на борт» не возьмешь. На велосипеде это технически не сделаешь, а на мопеде не положено по правилам. В условиях пробки приходится либо жаться к обочине, постоянно останавливаясь, либо выезжать на встречную полосу, что очень рискованно.
Повод задуматься. С мотоциклами как-то еще ничего. А вот мопеды и велосипеды в народе не любят. Мопеды — водители за то, что ими часто пользуются подростки-лихачи, не утруждающие себя изучением правил дорожного движения. Странно, но при езде по трассе на общих основаниях владельцам этого вида транспорта не нужно сдавать на права. Велосипеды не в чести среди пешеходов, так как частенько их владельцы разъезжают по тротуарам. Причем ими, в отличие от владельцев мопедов, вытворяющих подобные вещи, милиция, есть такое подозрение, вообще не интересуется.
Время в пути. Мотоцикл. Новая заря — вокзал: без пробки 10 минут, в пробке от 20 до 30 минут. Дагомыс — вокзал: без пробки 20-25 минут, в пробке 35-40 минут. Мопед, велосипед. Новая заря — вокзал: без пробки 15 минут, в пробке от 20 до 30 минут. Дагомыс — вокзал: без пробки 40-45 минут, в пробке 50-55 минут.
Пешеход
Да-да. Бывают и такие уникумы, кто предпочитают ходить пешком. Для рассматриваемых нами «контрольных точек» это несколько странно. А вот если пройтись в час пик по Донской, то порою получается даже быстрее.
Достоинства. Пеший человек — сам себе хозяин. Хочу — иду, хочу — в кафе зайду. Тут тебе и прогулка (правда, на не совсем свежем воздухе, если около трассы), и физическая тренировка, а самое главное — ни копейки финансовых затрат.
Недостатки. Однако жарко. Если солнце. Однако мокро. Если дождь. Однако пыльно или грязно. Это — практически всегда. Да и не каждому по силам отмахивать на «ура» значительные расстояния. Нет-нет, да и сядешь в автобус или маршрутку, чтобы хоть немного, но подъехать.
Повод задуматься. Пока ученые спорят, что первично — яйцо или курица, мы путаемся в причинно-следственных связях физического состояния человека и пеших прогулок. То ли отменное здоровье позволяет не пользоваться транспортом по пути на работу и обратно, то ли именно такой способ перемещения в пространстве это здоровье укрепляет. И здесь даже повод не задуматься, а проверить. Каждому — на себе.
Время в пути. Новая заря — вокзал: в среднем — 1 час. Дагомыс — вокзал: порядка 3,5 часа. Как в пробке, так и без нее.
По жарким улицам колесил Максим БЕРЕЗИН