Какие бы ни поднимались вопросы на сессиях Городского Собрания Сочи, они всегда главные: как жить городу, на какие средства ему развиваться, как сделать жизнь горожан и отдых курортников комфортнее, удобнее, привлекательнее? Эти цели ясны — места для лишних споров здесь нет. Но для достижения целей нужен верный путь решения городских проблем. И среди депутатов равнодушных к их поиску нет, и простых решений здесь не ищут. Именно поэтому даже самые проработанные в подготовительный период между сессиями вопросы порой вызывают жесткие дискуссии. На последней сессии таких вопросов было сразу несколько. Депутатские споры и решения комментирует председатель Городского Собрания Сочи В. ПОДПОВЕТНЫЙ.
Главный вопрос
— Самым «жестким», вызвавшим бурную реакцию у депутатов и приглашенных на сессию стал вопрос о тарифах «Водоканала». Глава города к вопросу увеличения тарифов на воду отнесся отрицательно, и у депутатов был целый ряд претензий. Мы что, действительно стоим на пороге увеличения тарифов на воду?
— На самом деле главным в этом вопросе должны были стать не тарифы, а реальное состояние дел с водоснабжением Сочи и пути выхода из кризиса. Мы предполагали, что «Югводоканал» и его филиал «СочиВодоканал» выйдут с предложением, как улучшить состояние сетей, как мы можем с минимальной нагрузкой их ремонтировать. Но основным докладчиком по вопросу был руководитель управления цен и тарифов администрации города. И он представил вопрос со своей профессиональной точки зрения. По предложению коммунальщиков, все финансирование капитального ремонта сетей вводится в тариф.
Агитировать за необходимость ремонта сетей никого не надо. Известно, что потери воды составляют до 60 процентов. То есть больше половины воды уходит через дыры в землю. И мы, жители Сочи, уже платим за эти потери. Поэтому предложения, которые внес «Водоканал»: постепенно поднимать тариф, — мы принять не можем. Вопрос мы рассмотрели только в первом чтении. К следующей сессии Городского Собрания будет готово заключение депутатской комиссии по тарифам.
— Одним из самых весомых аргументов олимпийского строительства для города была именно реконструкция всех инженерных сетей. Эта часть программы свертывается? Почему приходится искать деньги в карманах потребителей?
— В олимпийских программах есть четкое распределение ответственности и влияния. Коммунальное хозяйство полностью возложено на субъект Федерации и муниципалитет. В казну Сочи сегодня поступают огромные средства, порядка 12 миллиардов рублей из консолидированного бюджета Краснодарского края. Действительно, обеспечить водой Олимпиаду должен город. Но сети в том виде, в котором они находятся сейчас, этого сделать не в состоянии. И решение проблемы в этом вопросе зависит практически полностью от позиции руководства курорта. Именно поэтому мы входим во многие краевые программы финансирования по реконструкции коммунальных сетей.
— Но ведь у нас в городе уже были программы реконструкции сетей?
— Да, когда два года назад муниципальное оборудование МУП «Водоканал» передавали в аренду ООО «Югводоканал», мы заключили договор, в котором четко было расписано — что должен сделать арендатор, куда вкладывать средства, какие сети принимать на баланс и еще целый ряд принципиальных позиций. И мы хотели бы видеть отчет — как идет работа по выполнению условий этого договора. Я знаю, что «Югводоканал» выполнил часть взятых на себя обязательств, организация вложила не один миллион рублей, чтобы спасти наше муниципальное предприятие от банкротства, выплатить его долги и многое другое. Но на сессии этого не было слышно. Мы решили выяснить, что сделано и что не сделано в рамках соглашения двухгодичной давности. Для этого мы создали депутатскую комиссию. Пока же мы видим, что капитальный ремонт сетей проводится вяло. Более того, на баланс ООО «Югводоканал» не поставлено ни одного метра из так называемых «бесхозных» сетей — а это тоже было частью договора аренды. А ведь их необходимо ставить на баланс, обследовать, ремонтировать. Бесхозные сети — это бывшие водоводы совхозов. Совхозов уже нет — все стали ОАО, но по этим трубам «Водоканал» продолжает поставлять людям свой товар — воду. И прибыль получает «Водоканал», а не город, значит, и сети на баланс брать ему. Но «Водоканал» ставит заведомо невыполнимые условия городу: дайте техническую документацию — приму. Да нет такой документации. И никогда не было. Не хочет принимать «Водоканал» и каптажные сети. Это системы, подающие людям воду из родников. Свой отказ ООО «Югводоканал» аргументирует тем, что неизвестно качество воды. Но есть же переданная в аренду лаборатория — делайте анализы!
Мы готовы работать с ООО «Югводоканал», рассматривать их предложения, искать совместно решения. Но для этого только нашего желания недостаточно. И принять предложение «СочиВодоканала» об увеличении тарифов мы не можем. Ремонт сетей необходимо финансировать из нескольких источников: именно на эти цели необходимо направлять средства, которые «Водоканал» берет за подключение к сетям, — поверьте, это существенные деньги! Пусть вкладывают собственные средства — такая статья как капремонт у них есть, и она заложена в нынешний тариф. Найдем средства — в пределах разумного, и в городском бюджете. Кроме того, город готов выступить гарантом по кредитным обязательствам. Выход есть, но его надо искать. Конечно, легче тарифы увеличить. Но это неверное решение. Именно поэтому депутаты отреагировали так жестко, именно поэтому глава города на сессии не согласился с представленной инвестиционной программой.
Стройка, стой-ка!
— Признаться, вопрос о временном приостановлении строительно-монтажных работ в курортной части Сочи в период сезона для сочинцев не так однозначен, как можно было бы предположить. Строят сегодня в курортной зоне не так много, но огромное число людей задействовано именно в строительной сфере. Да и сама идея запретить строительство на какой-то срок — довольно спорная с точки зрения законодательства. Но и логику понять можно: миф о Сочи как о городе-стройке поддерживать не стоит. Быть может, легче было оставить ситуацию по строительству как есть?
— Проще. Но не правильнее. Вопрос об ограничении строительства в курортной части города администрация Сочи вносила депутатам в еще более жестком виде, чем мы приняли. Действительно, запретить людям строительство мы не можем. Более того, строительство до последнего года являлось отраслью, которая имела самое большое значение для бюджета. Основные налоги и неналоговые отчисления шли отсюда. Курортная, «профильная» сочинская сфера стояла только на втором месте. То есть полным запретом на строительство летом мы буквально душили «курицу, которая несет золотые яйца». Но дисциплинировать строительные организации необходимо. Поэтому на сессии я внес предложение дополнить вопрос еще одним нюансом: необходимо приостанавливать не только строительство. С начала июня и до окончания сентября в Сочи нельзя проводить разрытия: прокладывать водопроводы, кабели, иные сети. Есть 8 месяцев в году, когда сочинские природные условия позволяют вести эти работы. Но этого нельзя делать, когда в городе отдыхающие, праздничные мероприятия, большой поток автомобильного транспорта. И ничего сложного и экстраординарного в этом нет. Просто надо не только думать с позиции «мне так удобно», но и городские интересы учитывать. До 90-х годов в Сочи летом разрытия проводились исключительно в экстренных, аварийных случаях, разрешения на них давали лично первые лица города.
Сегодня у сочинцев и у отдыхающих сформировалось негативное отношение к высотным «монстрам», которые то здесь, то там вырастают в курортной зоне. Но хорошие застройщики или нет, они заключили контракты, взяли кредиты в банках, наняли субподрядчиков. Если строительство запретить хотя бы на 4 месяца, им придется разрывать контракты, платить неустойки и банковские проценты. Кто будет это оплачивать? А кто даст зарплату рабочим за эти 3-4 месяца? Поэтому мы приняли не категоричное решение «запретить», а оставляющее поле для переговоров и деятельности «рекомендовать» приостановить строительно-монтажные работы. Я считаю, здесь нужно вести серьезную разъяснительную работу с инвесторами, и делать это надо на стадии оформления документов на земельные участки и на строительство.
— Но ведь уже действовал запрет на строительство, мэр вводил…
— В Сочи действовал мораторий на строительство, который ввел глава города. Это была вынужденная мера — это время было необходимо, чтобы разобраться с реальным положением дел. У мэра достаточно полномочий, чтобы приостановить строительство ряда объектов. Но нет необходимости все одномоментно останавливать и проводить тотальные проверки. При смене руководителя нельзя объявлять все сделанное предшественниками неправильным, невозможно начать с чистого листа: ведь мы здесь жили, живем и будем жить. И законных оснований не доверять должностным лицам, работавшим ранее, — нет, и согласования заново застройщики проходить не обязаны. С другой стороны, мы видим примеры просто вопиющие. Всем известен строительный беспредел на Мамайке. Пример павильона, построенного прямо на газоне по ул. Парковой, — тоже из разряда недопустимых. А ведь у этих людей документы на строительство готовы еще с 2007 года. И сегодня инструментов для запрета им располагаться на газоне — уже нет! И если решения не найти, проблема будет усугубляться. Когда мы эту тему обсуждали с Анатолием Пахомовым, было предложено предоставить людям другое место, быть может, даже лучшее, чем это. Дать определенные преференции — освободить на какой-то срок от некоторых платежей.
— Зачем все это? Они ведь и так не торгуют?
— Чтобы власти можно было доверять, чтобы бизнесмены понимали: мы не против развития, мы против беспредела! Ведь эти люди оформили документы и уже вложили средства. Анатолий Николаевич сразу же дал поручение проработать этот вопрос. Я думаю, решение будет найдено.
Бюджетный ответ
— Сокращение бюджета — всегда очень болезненный процесс. На прошлой сессии городской бюджет был уменьшен сразу на миллиард. Что и почему попало под секвестирование?
— Действительно, бюджет был серьезно скорректирован. Сокращение связано с резким уменьшением доходной части бюджета. Сократили командировочные расходы, не подняли зарплаты бюджетникам. Сильно сокращены планы по ремонту муниципального имущества, в том числе, к сожалению, школ, детских садов. Но говорить о том, что город «провалил» сбор налогов, неверно. Губернатором в этот кризисный год поставлена задача — бюджет по уровню сборов налогов сохранить на уровне прошлогоднего. Сочи показатели прошлого года перевыполняет. По плану 2008 года собственные налоги в казну города планировались на уровне 5,5 млрд рублей. В этом году нижняя планка — 6 млрд. И тот факт, что уровень прошлого года мы достигаем, — уже неплохо на общем фоне. Но бюджет, главный финансовый документ города, мы готовим заранее — его основные параметры на будущий год готовятся уже в начале осени текущего. Под него планируются расходы, расписываются мероприятия, ремонт, даются обещания людям. И горожанам все равно — «плановые» это деньги или профицитные: им нужны отремонтированные школы, дороги, тротуары, детские сады, больницы. Доходная часть сократилась из-за спада в сфере недвижимости, в банковском секторе, в строительной отрасли, сокращения торговых оборотов. В кризисные времена, естественно, люди откладывают и отдых «до лучших времен», экономят на покупках, не интересуются строительством и покупкой недвижимости.
Но город проделал огромную работу по привлечению на наше побережье отдыхающих. И те россияне, которые все-таки поедут летом к морю, пусть лучше приезжают к нам, в Сочи, чем отправятся в другие города. От этого зависит не только благосостояние и красота курорта Сочи, но и уровень жизни каждого сочинца, и модернизация лечебной базы для отдыхающих и жителей города, и многое другое.
— Кризис — явление из области макроэкономики. А локально у Сочи есть «индивидуальный» выход из кризиса? Ситуация у нас ведь уникальная: Олимпиада, вся страна работает на наш город.
— Большой резерв по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджет — регистрация олимпийских подрядчиков в сочинских налоговых органах, чтобы налоги от их деятельности оставались здесь. Сегодня на налоговый учет поставлено более 40 довольно крупных строительных организаций. Но пока на олимпийских объектах еще не начаты дорогостоящие строительно-монтажные работы, поэтому и отчисления невелики.
Нам необходимо развивать и активно рекламировать курорт — как бальнеологическую и туристическую жемчужину Черноморского побережья. Задача номер один — оснастить санаторно-курортные учреждения лучшими мировыми образцами лечебно-диагностического оборудования и сделать их доступными для всех жителей и гостей курорта. Мы развиваем сети бюветов и терренкуров. Первые «дорожки здоровья» и благоустроенные источники лечебных минеральных вод появились в Сочи уже к лету 2009 года. В целом, Сочи развивается как пляжный, горнолыжный и бальнеологический курорт с упором на восстановительную и реабилитационную медицину. И это огромный потенциал.
С другой стороны, необходимо помнить, что Сочи своими средствами содержать себя в том состоянии, в котором его хочет видеть руководство страны, сегодня не может. Всероссийскую здравницу строили по личному распоряжению высшего руководства и на средства всей страны. Задачу ставили грандиозную: чтобы Кавказская Ривьера была не хуже западных курортов. И эта задача была выполнена.
Нынешнее руководство города — действительно профессионально. Анатолий Рыков — на этой сессии мы согласовали его кандидатуру на должность первого заместителя главы города — молодой, грамотный, открытый и очень терпеливый человек. Глава города Анатолий Пахомов — руководитель, который досконально знает и курортную сферу, и бюджетную «кухню». Ведь бюджетное планирование значительно отличается от бизнеса, прежде всего огромным числом запретительных мер. Новая команда явно готова работать на самом высоком уровне. Цели перед руководством города снова поставлены первыми лицами страны, и поддержка реформ обеспечивается на уровне государства. Поэтому и в этот раз задачи будут выполнены.
Юлия ЗУЕВА