«Несмотря на огромное количество слухов, засевших у нас в печенках, фестиваль состоится», — подчеркнул председатель попечительского совета «Кинотавра» Александр Роднянский. И двадцатый российский кинофестиваль «Кинотавр» открылся.
О фестивальных фильмах, которые, возможно, когда-нибудь пройдут на экране и для широкой публики, «Наш дом — Сочи» уже писал. Насколько фильмы, отобранные на этот фестиваль, стоят нашего зрительского внимания, будет ясно, когда все 12 претендентов будут показаны. Так что пока промолчим о программе, тем более что главная нетворческая интрига фестиваля таится в… виртуозности исполнения его финансирования.
Собственно, «слухи из печенок» А. Роднянского именно в этой, денежной плоскости. «Кинотавр» и кризис — главная тема. И именно поэтому менеджмент фестиваля на церемонии открытия пользовался у журналистов, пытающихся в фестивальной суете взять интервью, популярностью, сравнимой со звездной. Более того, роль менеджмента в «Кинотавре» была отмечена призом, врученным в день открытия, — что, безусловно, показательно. «За выдающийся вклад в киноиндустрию» — такой приз, пожалуй, впервые в фестивальной судьбе, был вручен человеку прославленному, безусловно, достойному, но известному скорее как управленец. Награжденный М. Рудинштейн так по этому случаю и сказал: «Я на протяжении 20 лет говорил журналистам, что я не режиссер, не актер. Я хороший администратор. Может быть — талантливый. Я бы и сегодня хотел бы быть администратором «Кинотавра». Может быть — главным».
Еще один приз за выдающийся, по-настоящему неоценимый вклад был предназначен скончавшемуся за три недели до «Кинотавра» О. Янковскому. И вместо его речи со сцены, была печальная минута молчания в его память.
Но выступления церемонии открытия «Кинотавра» были все же оптимистичны. Передавая пламенные приветы «Кинотавру» от главы государства, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой процитировал Д. Медведева: «Нынешний фестиваль откроет новые горизонты, станет новым стимулом роста».
Меж тем, расти «Кинотавру» есть куда: хотя бы до себя самого образца 2008 года.
Еще перед открытием генеральный продюсер «Кинотавра» И. Толстунов объявил, что бюджет нынешнего фестиваля ориентировочно 100 миллионов рублей. Это почти вдвое меньше прошлогоднего. «На сегодня дефицита нет, — сказал он в день открытия. — Но если появится, нам придется закрывать его из частных пожертвований». Вообще же бюджет фестиваля складывается из средств, выделяемых администрацией Краснодарского края и министерства культуры, а также спонсорских денег и определенной доли бюджетных ассигнований.
«На протяжении всех 20 лет фестиваль отражает реальное положение дел в нашей киноиндустрии», — объяснила С. Алиева, программный директор фестиваля. Поэтому не исключено, что уже в следующем году у отборочной комиссии такого выбора фильмов — а на этот фестиваль «пробовались» 62 полнометражные ленты — уже не будет: объем кинопроизводства значительно сокращен. Все 12 лент, дошедших до просмотра в Зимнем театре Сочи, сняты до кризиса. Но оптимизм пока в запасе есть. По словам С. Алиевой, «Кинотавр» будет оставаться в бизнесе, несмотря на любые возможные проблемы, потому что это самый большой национальный кинофестиваль в мире по бюджету, размеру программы и числу гостей. А в прошлом у нас уже были периоды, когда фильмов снималось очень немного».
Отражение реального положения можно было увидеть прямо на сочинской звездной дорожке. Звезд первой величины, действительно любимых и узнаваемых всеми, было не густо. Явно сократилось число такой категории, как «гости», не так много, как последние лет пятнадцать, было на ступеньках Зимнего журналистов. А вот на площади было очень людно. Кстати, одно из самых горячих приветствий от сочинцев, собравшихся на площади, получил человек «не от кино» — мэр Сочи А. Пахомов. Позднее, на закрытой от широкой публики церемонии открытия (впрочем, все желающие могли посмотреть церемонию «в прямом эфире» — в 23 часа) он напомнил, что Сочи и «Кинотавр» уже 20 лет понятия неразделимые: каждый знает, что лето в Сочи начинается с «Кинотавра». Что тоже показательно.
Софья ИВАНОВА