О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

МЕЖДУ ДВУХ ОЛИМПИАД

   В канун Олимпийских игр 2014 года все чаще вспоминают московскую Олимпиаду-80. Сравнивают, ищут сходство и различие, выявляют параллели. Нередко, учитывая влияние Игр-2014 на нынешнее развитие курорта, указывают на всплеск туристического потока в Сочи на рубеже 80-х годов прошлого века. Некоторые называют это первой «олимпийской волной» в развитии российского курорта.

   Олимпиада 1980 года оказалась уникальной, как говорится, по всем статьям. Глобальная блокада — лишь 81 страна-участница из 144 государств, являвшихся на тот момент членами МОК. 36 мировых и 74 олимпийских рекорда — достижение, не превзойденное до сих пор. Ни одного допингового скандала — более 9 тысяч проб, и все «чистые». Ни одной официальной жалобы, ни единого протеста. И почти треть наград — у советской сборной. Кстати, именно с московской Олимпиады началась традиция проводить церемонии открытия и закрытия в формате красочных представлений.
   Тогда же, за десятилетие до распада СССР, всесоюзная здравница Сочи оказалась на пике популярности. На заборах частных домов стали появляться таблички «Мест нет», а попасть на отдых в гостиницу считалось неимоверной удачей. Сюда приезжали иностранцы, здесь снимали фильмы. Город развивался и процветал. Сегодня у некоторых возникает чувство дежа вю, они видят в происходящем вторую «олимпийскую волну» и утверждают, что похожее уже было. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем так. А откровенно говоря — совсем не так. В отличие от нынешних Игр, Олимпиада-80 и бурное развитие Сочи как курорта лишь удачно совпали по времени.

   Жизнь по генплану
   Об этом почему-то говорить немодно, но факт остается фактом: ныне существующие городские границы Сочи обрел сравнительно недавно — в 1961 году. В ту пору к нему были присоединены Лазаревский и Адлерский сельские районы. Решение о создании первого в нашей стране курортного региона Большой Сочи с единым административным подчинением было принято Верховным Советом РСФСР. Таким образом, лишь около 50 лет назад Сочи получил право называться одним из самых протяженных городов в мире — 145 километров вдоль Черноморского побережья.
   К тому времени сталинский генеральный план развития города 1933 года был признан устаревшим, и архитекторы приступили к работе над новым. В 1967 генплан был утвержден, он был рассчитан на 25 лет. Его отличительной особенностью стало развитие межрайонных сельских территорий, формирование комплексов санаторно-курортных учреждений и концепция рекреационного освоения глубинных территорий.
   Подавляющее большинство гостиниц и санаториев на побережье были возведены именно в рамках второго генерального плана. Для отдыхающих распахнули двери адлерский Курортный городок, гостиницы и пансионаты «Москва», «Ленинград», «Кавказ», «Сочи», «Чайка», «Магнолия», «Камелия», «Жемчужина», «Светлана», «Нева» и другие. Несколько особняком в этом списке стоит гостиничный комплекс «Дагомыс», ставший ровесником московской Олимпиады. Гостиница «Олимпийская», входившая в те годы в состав комплекса, несомненно, стала «курортным приветом» всему мировому сообществу, как бы напоминая о международных амбициях всесоюзной здравницы. Да и возводился комплекс, кстати, югославскими строителями. Это сейчас иностранные стройбригады стали привычными, а тогда сам факт их присутствия придавал будущему комплексу некую «элитность». Впрочем, своим появлением комплекс «Дагомыс» московской Олимпиаде совсем не обязан, потому как тоже строился согласно концепции генерального плана Сочи от 1967 года.
   Тогда, в 80-е годы, курорт достиг вершины развития. Ежегодно в городе отдыхало по 5 миллионов туристов. Причем, количество иностранцев с каждым годом увеличивалось. И если прежде это были в основном представители соцлагеря, то после объявления Москвы столицей Олимпиады-80 тонкий ручеек туристов из капстран стал расти в геометрической прогрессии. В первую очередь иностранцы ехали, конечно, в столицу СССР, но и курорт Сочи не оставался в стороне. Местные историки, правда, такую тенденцию отвергают, но некоторые экскурсоводы-переводчики той поры утверждают, что все было именно так.

   Наш путь — в горы
   Стоит заметить, что мест в сочинских гостиницах даже с учетом их бурного строительства не хватало. Выручали местные жители, сдававшие приезжим комнаты, веранды, всевозможные пристройки и даже чердаки с подвалами. Впрочем, генпланом прогрессирующее увеличение количества неорганизованных отдыхающих, пусть и не в таком масштабе, было предусмотрено. Неподалеку от моря возводились рассчитанные на большое число посетителей столовые, продуктовые магазины, летние кинотеатры, танцевальные площадки.
   К пиковому 1980 году масштабное строительство в санаторно-гостиничной отрасли большей частью завершилось. Вместе с тем развивалось жилищное строительство. С центральных улиц курорта постепенно исчезали одноэтажные дома, им на смену приходили высотные корпуса жилых и административных зданий. Вместо «хрущевок» стали появляться многоэтажки, при их возведении порою применяли даже зарубежные технологии. Правда, нечасто и весьма осторожно. Местные жители — в основном, работники ведомственных организаций — массово справляли новоселья.
   А вот все приезжие — как организованные, так и «дикари» — в те годы регистрировались в обязательном порядке, при этом горожане, сдававшие жилье внаем, платили в городской бюджет налоги. Люди знающие утверждают, что подсчет отдыхающих велся не только по регистрационным данным, но и по количеству хлеба, выпускаемого городскими хлебозаводами. Таким образом, исключались даже малейшие ошибки в подсчете. Соответственно, сомневаться в статистических данных тех лет не приходится.
   Так уж совпало, что отведенный прежним генпланом 25-летний срок истек одновременно со сроком жизни, выпавшим СССР. Но в те годы, учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, было как-то не до градостроительных концепций. С распадом Союза численность отдыхающих сократилась во много раз, а в межсезонье пустовали даже престижные некогда санатории и пансионаты. Началась череда банкротств, перемен собственников, реконструкций. Потребовалось более 15 лет, победа в предолимпийской гонке и мучительная разработка нового генплана, чтобы вновь приблизиться к показателям еще той, всесоюзной здравницы. Конечно, период смутных 90-х и сейчас дает о себе знать. Хаотичная застройка курорта тех лет поставила перед разработчиками нового генплана трудновыполнимые задачи. И они постарались с ними справиться. «Мы по мировому опыту знаем, что все курорты ползут в горы», — отмечал на презентации проекта директор по развитию Московского государственного института проектирования городов Игорь Шнайдер, объясняя пристальное внимание к горной местности.
   Третий за последние 100 лет генеральный план не предусматривает строительства на территории курорта большого количества высотных зданий. Основное развитие Сочи было предложено перенести с прибрежной территории в предгорье. По мнению разработчиков, это позволит в большей степени использовать потенциал Сочи как курорта — на побережье предусматривается строительство нескольких санаторно-курортных комплексов, парков, скверов и социально-культурных учреждений.

   Мечты сбываются
   Без современного генерального плана реализация многих пунктов программы развития Сочи как горноклиматического курорта стала бы трудноосуществимой. Поэтому его разработка именно сейчас — явление закономерное. Примечательно, что порядка 80 % так называемых олимпийских расходов — это инфраструктура курорта: новые дороги, сфера ЖКХ, социальные объекты, газ, вода, электричество. Противники Олимпиады-2014 эти 80 % используют как один из главных своих аргументов. Мол, Сочи все равно развивался бы, ведь по финансовым затратам программа развития курорта на случай проигрыша в Гватемале 5 июля 2007 года была сопоставима с нынешней. Но вообще-то не факт, что столь существенные деньги — а это миллиарды рублей — зарезервировали бы в бюджетах всех уровней на нужды Сочи, не случись предолимпийская гонка, сделавшая наш город столицей зимних Игр 2014 года. Возможно, мечта о них родилась в миг расставания с московским олимпийским Мишкой, когда опустели трибуны стадионов, а по телевизору вроде бы и нечего стало смотреть. И наверняка не случайно среди прочих кандидатур на звание столицы будущей Олимпиады в тогда еще Советском Союзе была выбрана именно всесоюзная здравница. Доподлинно неизвестно, кому первому пришла в голову столь смелая идея — провести зимние Игры в российских субтропиках. Сейчас ее авторство приписывают разным людям. Да и путь к мечте оказался не из легких. Свое «олимпийское право» российский курорт получил лишь с третьей попытки. Да и то — отчасти как кредит доверия международного сообщества российскому руководству. Ни в 80-е, ни в 90-е годы о таком не приходилось и мечтать. Ведь еще лет десять назад даже возрождение Сочи как летнего курорта казалось трудноосуществимым. Развитие зимних видов спорта и горнолыжного курорта тогда сочли дерзкой и мало кому понятной идеей.
   В 1994 году мы были еще не готовы к Олимпиаде, с развалом страны Советов нашлись заботы поважнее. Но многие — и, прежде всего, сами спортсмены — видели безграничные перспективы российского курорта. Тринадцатикратный олимпийский чемпион, победитель четырех Олимпиад Александр Тихонов уже в те годы был уверен, что в Сочи можно создать горнолыжный курорт, один из лучших в мире. В 90-е появились первые проекты будущих спортивных стадионов, горнолыжных трасс, ледовых дворцов. Однако в постсоветской России не было практически ничего, что могло бы гарантировать успешное проведение Белой олимпиады. А воплощать амбициозные проекты, откровенно говоря, было просто не на что. Мы хотели бы видеть Сочи олимпийской столицей в 2002 году, но… Как много тогда было этих «но»!
   Сейчас мало кто помнит, что член исполкома МОК, а впоследствии — председатель оценочной комиссии Чигару Игайя уже тогда побывал в Сочи и не скрывал восхищения его красотой. «У вас есть все условия, чтобы бороться за звание олимпийского города, потому что у вас прекрасные горы, да и планы ваши впечатляют», — говорил он перед телекамерами. Мог ли тогда Чигару Игайя предполагать, что через 10 лет он вернется в Сочи, ставший к тому моменту полноправным кандидатом на проведение Олимпийских игр? Наверняка он удивлялся тому, как изменился российский курорт за последние годы. Благодаря вниманию к Сочи президента России, поддержке правительства страны, взаимодействию краевой и городской властей, развитию федеральных целевых программ многое, что раньше казалось неосуществимым, стало вполне реальным. Поэтому Белой олимпиаде-2014 уготована судьбоносная роль в жизни Сочи.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT