То, что с досадой в голосе несколько месяцев обсуждали автолюбители, свершилось. Штрафы для водителей, не пропускающих на «зебре» пешеходов, увеличились в 10 раз. В эти дни поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступают в законную силу. Теперь цена вежливости на дороге — от 800 до 1000 рублей. Но главная претензия водителей не в том, что для них дорого, а скорее в том, что для пешеходов слишком дешево — всего 200 рублей против прежних 100 за переход дороги в неположенном месте. А можно ли вообще культуру поведения измерить деньгами?
Похоже, что именно «финансовое неравенство» разделило водителей и пешеходов на два непримиримых лагеря. И те, и другие уверены, что соблюдать правила дорожного движения могут заставить только серьезные штрафы. Однако водители уверены, что ответственность за безалаберность на проезжей части должна быть одинаковой для всех. А пешеходы делают акцент на том, что автомобиль — средство повышенной опасности. Машина сбить человека может, а вот человек машину — вряд ли. Впрочем, последствия сиюминутных порывов на дороге могут быть непредсказуемыми. Таксист Сергей, «попавший» не так давно на рихтовку бампера, недобросовестных пешеходов сравнивает с голубями:
— Эти вот товарищи, что внезапно выскакивают на дорогу, ничем не лучше птицы, которая гадит вам на голову и тут же улетает. Пешеход перебежал проезжую часть и растворился в толпе. И ему «до лампочки», что ты резко жмешь на тормоза, портишь машину, седеешь за рулем. А сзади кто-то не сориентировался и в бампер тебя «целует»…
«Зебры» — не просто так
С таким мнением водителей сложно не согласиться. И если пожилого человека, которому физически сложно дойти несколько метров до перехода, простить можно, то логику молодой мамаши, которая тащит ребенка за руку в зоне видимости светофора, понять сложно. Но в этом плане — кому где повезло жить. В одном из крупных городов Краснодарского края люди переходят дорогу преимущественно на «зебрах», коих там на каждом перекрестке. Но… на любой свет светофора. Водители пешеходов покорно пропускают и даже не сигналят. Стражи порядка не вмешиваются. В не менее крупном городе Ростовской области автолюбители, похоже, искренне полагают, что тормоза придумал трус. Превышение скорости менее чем на 20 километров в час там считается вроде как неприличным. Пешеходы научились быстро бегать. Милиционеры нарушителей, конечно, останавливают. Те искренне раскаиваются, расписываются в протоколе и… на следующем перекрестке нарушают снова.
— Я не знаю ни одного города в России, где правила не нарушали бы, — признается водитель со стажем Эдуард Валентинович. — Зато приятно поразила Белоруссия. В Минске никому даже в голову не придет перейти дорогу в неположенном месте или на красный свет, даже если ни одной машины нет на улице. И водители спокойно пропускают пешеходов, если те не успели перейти на зеленый. Правила там, конечно, нарушают. Наши, российские сограждане. Но любой водитель хоть в столб машину направит, однако пешехода пропустит.
В Сочи на дорогах случается всякое. И все же наш город, как признают сами стражи порядка, в плане соблюдения правил дорожного движения, пожалуй, наиболее благополучный в России. Здесь в большинстве своем водители к дорожной ситуации относятся вполне ответственно.
— На протяжении многих лет вежливость на дорогах была своего рода «визитной карточкой» Сочи, — считает руководитель пресс-центра УВД города Александр Эренбург. — И об этом, что приятно, знают далеко за пределами курорта. Конечно, ситуация сегодня на городских улицах непростая. Люди покупают новые машины, а между тем старые продолжают «бегать» по дорогам. Да и сезонные наплывы иногороднего транспорта дают о себе знать. В изматывающих «пробках» сложно не растерять вежливость. Но людям это удается.
По мнению Александра Эренбурга, вежливость за рулем начинается с внутренней культуры человека. Сложно рассчитывать на то, что водитель пропустит пешехода, если пару минут назад он выбросил из окна автомобиля на проезжую часть стеклянную бутылку. Такое хоть и нечасто, но, к сожалению, тоже встречается. За подобные правонарушения нерадивых водителей привлекают по административным статьям. Однако если культуры нет где-то внутри человека, то штрафы могут помочь лишь тогда, когда они действительно «бьют по кошельку».
Но если дорожные заторы поможет ликвидировать масштабное строительство дорог в рамках предолимпийской подготовки Сочи, что вполне очевидно, то справятся ли с бестолковостью на дорогах крупные штрафы? Это уже не так очевидно, к сожалению. «Такие меры нельзя вводить в крупных мегаполисах, иначе города встанут, — пишет на одном из форумов в Интернете некто V_P. — Нужно строить надземные и подземные переходы, а пока этого нет, такие меры (повсеместно пропускать пешеходов — прим. ред.) приведут к заторам, «хвосты» которых тут же закупорят и без того перегруженные автомагистрали. Не прокатит». Логика, откровенно говоря, спорная. Поэтому неудивительно жесткое, но справедливое возражение другого форумчанина по «имени» Сибиряк: «Зебры» не рисуют просто так и в любом месте. Нельзя забывать, что любая «зебра» вымощена «пролитой кровью», любой светофор тоже висит на «живой крови».
По кавказским обычаям
Проблема вежливости на дорогах становится особенно актуальной для Сочи в разгар курортного сезона. Как отмечают в правоохранительных органах, в летний период пост «Магри» в направлении Сочи ежедневно пересекает несколько тысяч машин, а выезжает только 80 % автомобилей. Вся эта «разница» колесит по улицам курорта. Такого многообразия регионов на номерных знаках подчас даже «в столицах» не сыщешь. Но обвинять иногородних автолюбителей в отсутствии «дорожной культуры» было бы несправедливо. Многие из них ездят «по привычке», исходя из дорожной ситуации родного города и забывая порою, что в Сочи — ситуация иная.
К примеру, водителям из Ростовской области, по наблюдениям сочинских автовладельцев, свойственен резвый стиль езды по принципу «не ты обгонишь — обгонят тебя». Представители Москвы и Питера водят машину исходя из соображений «не протиснешься — не поедешь». А вот иномарки с дальневосточными номерами пропускают только себе равных — иномарки, то есть. Потому как всяческие «Жигули» и «Волги», по искреннему убеждению гостей с противоположного конца России, это «недомашины», «консервные банки» и «тазики на колесах» — так прямолинейно называют они продукцию росавтопрома на форумах в Интернете и в личных беседах. А между тем в Сочи, как и в любом другом городе, у автолюбителей есть свои негласные правила дорожного движения, дополняющие или несколько видоизменяющие официальный свод ПДД.
— Я всегда стараюсь пропускать машины, которые пытаются свернуть с прилегающей дороги на главную, если еду в плотном потоке, — рассказывает таксист Сергей. — А бывают ситуации, когда человек-бедолага долго держит машину на сцеплении, пытаясь выехать с пригорка. Кто хоть раз вот так «висел», понимает, как это непросто. Поэтому любой вменяемый водитель такую машину пропустит. Несмотря на то, что по правилам не обязан этого делать.
При слиянии двух рядов движения в один или при схождении потока, движущегося по главной трассе и второстепенной, в Сочи принято встраиваться по принципу «один через один», невзирая на предписания официальных правил о преимуществе в движении. Любые другие действия водителя считаются дурным тоном. Вежливый водитель, которого пропустили, обычно благодарит кратковременным миганием аварийки. Пешеходов стараются пропускать, но лишь тогда, когда перехода в округе действительно нет. При наличии оного перебегание дороги автолюбителями воспринимается болезненно. Часто таких несознательных пешеходов «воспитывают», попросту не давая пройти. А вот о ДПС за углом миганием фар предупреждают редко, да и то лишь в том случае, если стражи порядка «сушат трассу» (измеряют скорость движения автомобиля с помощью радара — прим. ред.). Причем, мигают не два раза, как принято в других городах, а один.
Есть и другие особенности сочинских дорог. К примеру, правилами дорожного движения оговорено преимущество транспорта, выезжающего на кольцевую развязку, если дорожными знаками не предусмотрена иная схема движения. В нашем городе «иная схема» — как раз стандарт: привилегии у тех, кто уже движется по кольцу, о чем, собственно, и предупреждают знаки. А на большинстве центральных улиц курорта скорость движения ограничена 40 километрами в час, тогда как общепринятый стандарт — 60. Хотя водителей, как местных, так и иногородних, больше волнует другая сочинская «фишка». Подмечено, что жители Сочи, в отличие от отдыхающих, не любят ярких цветов в одежде, а предпочитают темные, плохо заметные в темноте.
— Когда едешь поздним вечером по неосвещенной трассе, никогда не знаешь, кто выскочит к тебе под колеса из-за поворота, это как лотерея, — возмущается начинающий водитель Ольга Алексеенко. — Человека в темной одежде замечаешь в последний момент. У меня уже было пару опасных моментов, но, к счастью, обошлось… Хочется, чтобы законодатели как-то предусмотрели эти нюансы.
Водителю на заметку
Возросла сумма и других штрафов. К примеру, за остановку или стоянку автомобиля на пешеходном переходе водитель раскошелится на 300 рублей. Такой же штраф будет налагаться на водителей, оставивших машину на тротуаре. А те, кто перевозит детей без специального кресла, будут платить 500 рублей.
Цена ошибки за рулем
Инициаторы поправок в Кодекс об административных правонарушениях апеллируют к статистике. В 2008 году произошло порядка 82,5 тысячи наездов на пешеходов — 40 % от общего количества ДТП. В них погибло более 10,5 тысячи человек и ранено свыше 77 тысяч. Каждый шестой наезд происходит на «зебре». Сегодня это одна из главных причин аварий в России.
Максим БЕРЕЗИН