Награда долго ждала своих героев. Орденом Отечественной войны I степени за «вклад медицинских работников, всех жителей города в дело Победы» Сочи был награжден только в 1980 году. А до 1941 года Сочи был самым мирным городом страны, и трудно было предположить, что небольшой курорт — здесь тогда жило около 70 тысяч человек, со слабой промышленностью может сыграть хоть какую-то существенную роль в помощи фронту. Да, всего за два дня — 23 и 24 июня 1941 года на фронт из Сочи ушло почти 400 медиков. А те, кто остались, — совершили свой подвиг здесь, в Сочи.
Всего за годы войны из Сочи ушли на фронт 18,5 тысячи человек, из них 4566 не вернулись с войны, 17 сочинцев стали Героями Советского Союза.
Тыловые эвакуационные госпитали стали создаваться уже в начале июля сорок первого. В стране под госпитали освобождали здания школ, административные помещения, экстренно их переоборудуя. Нужны были и медицинские кадры, и питание, лекарства и элементарное постельное белье… Так что сочинские курортные здравницы стали самым подходящим местом для раненых.
В начале июля Совнарком телеграфом прислал распоряжение: в кратчайшие сроки организовать в Сочи на базе санаторно-курортных учреждений госпитальную базу на 20 тысяч человек. Мыли, чистили, белили санатории, из которых только-только в конце июня уехали «мирные» отдыхающие, всем городом. Койки, мебель, постельные принадлежности собирали тоже всем городом. К августу были готовы 24 госпиталя, способные принять 12000 человек. А 5 августа в Сочи уже прибыли первые раненые.
«Мы ходили в коридорах на цыпочках, разговаривали шепотом. Так хотелось сделать для них что-то, чтобы облегчить страдания…», — будет вспоминать потом первые госпитальные дни начальник хирургического отделения госпиталя № 2133 Е. Городецкая. А затем эшелоны с ранеными начали приходить постоянно. Уже к
1 января 1942 года в Сочи работали 50 госпиталей, принимавших бывало по 20,5 тысячи раненых одновременно. 1942 году в железнодорожных мастерских наладили, как сейчас бы сказали, «отверточную сборку» нового вида реактивной артиллерии — «горных катюш», которые применялись в боевых действиях на перевалах Главного Кавказского хребта, Новороссийска, Крыма, Карпат.
И тогда же, в 1942 году, во время боев под Туапсе раненых привозили прямо с передовой на машинах. С перевалов Кавказа везли на лошадях и ослах. Сочинками — медсестрами, сандружинницами укомплектовали плавучий госпиталь — санитарный пароход с печальным маршрутом Севастополь — Керчь — Новороссийск — Сочи.
Но 25 июля 1942 года началось наступление на Кавказ — операция «Эдельвейс». По плану фашистских войск, сначала должен был быть захвачен Северный Кавказ, а затем по побережью Черного моря и Каспия планировалось пройти в Закавказье. У разработчиков «Эдельвейса» была надежда на вступление в войну Турции, сосредоточившей на границе с СССР значительное количество военной силы. Фронт был остановлен по линии Новороссийск — кавказские перевалы — Грозный. Сочинские перевалы — Аишхо, Умпырский, Белореченский защищала 20-я горнострелковая дивизия. Ее штаб находился в школе № 9. Оборону держали до ноября 1942 года.
Но все это время — лето и осень сорок второго — Сочи систематически бомбили. Бомбили вокзал и морской порт, бомбили даже «Дендрарий», зная, что в городе — тысячи раненых. Председатель горисполкома тех лет А. Белоус вспоминал, как 2 мая 1942 года на вокзале в Сочи была взорвана целая платформа с мукой: «Взрыв — и вся мука взлетела на воздух». К тому времени люди не получали хлеб уже 2 недели, проблема продовольствия была острейшая.
Позже госпитали пришлось эвакуировать — в основном в Среднюю Азию. А Сочи стал местом, где лечили нетранспортабельных больных и с легкими ранениями. Для эвакуации и доставки с фронта пустили семь железнодорожных «санлетучек» — по 13 вагонов в каждом составе. Раненые загружались в Туапсе и уже через 8 часов были в госпиталях Сочи. Вся работа по погрузке-разгрузке военно-санитарных поездов досталась женщинам. В основном это были девушки «дофронтового» возраста — 16- 18 лет и женщины старше 50. Выносили на простынях, на руках, через окна… Из-за потока раненых «женскую дружину» перевели на казарменное положение. Многие в воспоминаниях о тех днях говорят, что не помнят, когда кончался день и начиналась ночь. Работали целыми днями и, зачастую, — ночами. «Дело в том, что консультанты-хирурги К. Гордон и М. Галковский могли уделить нашему госпиталю внимание только после основной работы. Поэтому операции с их участием начинались в 8-9 вечера и затягивались заполночь», — вспоминала К. Васильева, хирург госпиталя № 2095. В госпиталях делали уже не только «обычные» операции по извлечению пуль и осколков. Проводили трансплантацию костей, сшивали поврежденные нервные стволы.
В феврале 1943 года из Тбилиси в Сочи для охраны госпитальной базы прибыл 3-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО. Весной 1943 года весь личный состав дивизиона был призван на фронт. Их место заняли 90 девушек города. Штаб этого «девичьего дивизиона» располагался на Первомайской. Стать «тыловым госпиталем» — с его относительно размеренной жизнью — Сочи удалось только к середине 1943, когда фронт отодвинулся.
Итоги работы сочинских госпиталей в годы войны вызывают глубокое уважение. С 5 августа 1941 года и до 1 июля 1945 через госпитали Сочи прошли 335955 раненых. Очень многие из них вернулись из сочинских госпиталей на фронт. Госпитальная база в Сочи была свернута в 1946 году. Последний раненый из сочинских санаториев был выписан в 1947 году. Не удалось спасти 7 тысяч человек — они умерли в госпиталях. В Сочи есть несколько их захоронений, к ним сочинцы приходят 9 мая. Приходят сочинцы и к памятнику подвигу врачей у «Ривьеры». Врачи, медсестры, просто сочинцы в годы войны совершили настоящий подвиг. Память о нем останется в наших сердцах навсегда.
Софья ИВАНОВА