Проблему незаконной выборки песчано-галечной смеси из русел рек и, соответственно, исчезновения уникальных сочинских пляжей мы уже поднимали на страницах газеты. Ситуация тогда сложилась более чем критическая, остается таковой она и по сей день. Губернатором Кубани Александром Ткачевым была даже создана рабочая комиссия из специалистов самого разного профиля, которым было поручено найти ответ на простой, но в то же время крайне сложный вопрос — что делать? Времени с тех пор прошло более чем достаточно, однако редакция так и не получила никаких сообщений о результатах работы комиссии. Поэтому мы решили разобраться в ситуации сами.
Думается, никого не надо лишний раз убеждать, что главное наше богатство — это 102 километра прекрасных пляжей. Без них не было бы на карте такой точки, как курортный Сочи. И даже Олимпиада не спасет наш город, если они исчезнут. А пляжи исчезают буквально на глазах. Ежегодно на одном километре тысяча кубометров гальки превращается в песок. Соответственно изменяется угол пляжа, и он интенсивно размывается. В итоге — каждый год за счет штормов наши пляжи теряют более 100 тысяч кубометров гальки. Но природа позаботилась об их восстановлении: основные пляжеобразующие сочинские реки — Шахе, Псезуапсе, Сочи, Мзымта и другие — ежегодно выносят в море до 200 тысяч кубометров песчано-галечной смеси. Казалось бы, равновесие соблюдается. Увы… Если в 1997 году средняя ширина сочинских пляжей составляла 13,5 метра, то спустя всего лишь десять лет она сократилась до 7 метров. Нехитрый подсчет показывает, что, если так будет продолжаться и впредь, то к олимпийскому 2014 году Сочи имеет все шансы остаться без пляжей вовсе. И если на лыжах с гор мы, возможно, и будем кататься, то прыгать в море — разве что с бетонной стенки. В чем же причина и где выход из создавшейся ситуации? Снова и снова задаемся мы этим вопросом.
Ответ однозначен: выборка инертного материала из русел. Созданная губернатором комиссия, в которую вошли депутаты ЗСК и специалисты различных ведомств, досконально изучила проблему. Выяснились во многом удивительные вещи. Например, департаментом строительства Краснодарского края выдано лицензий на выборку 16 миллионов кубометров галечника из русел сочинских рек. Только вдумайтесь в эту цифру: 16 миллионов кубов! И это притом, что в год реки выносят только 200 тысяч. Цифра, как видим, колоссальная! Стали разбираться. И выяснилось, что помимо обязательных природоохранных мероприятий, одна из статей закона позволяет департаменту выдавать такие лицензии. Об этом было доложено губернатору, обсужден вопрос в Законодательном Собрании края и создана еще одна рабочая группа, которая изучила ситуацию уже в масштабах всего края. В результате депутатами по поручению губернатора и руководства ЗСК была разработана новая редакция закона о недрах, в котором был принципиально изменен ряд статей.
И что же? В первом чтении новая редакция закона была принята. А на следующей сессии, которая состоялась неделю назад, вопрос этот даже не был внесен в повестку дня под предлогом необходимости доработки.
— Для нас, депутатов от Сочи, это было полной неожиданностью, — разводит руками депутат ЗСК Юрий Копачев. — Видимо, сыграли свою роль какие-то «подводные силы». Ведь, не секрет, что на выборке галечника из русел рек кое-кто зарабатывает колоссальные деньги — сотни миллионов рублей. То, что вопрос был отложен, наши депутаты-сочинцы открыто назвали не иначе как «преступлением против народа». Теперь будем добиваться, чтобы он был вынесен на следующую, майскую сессию. При этом некоторые люди (не буду называть их фамилии), во власти которых хоть отчасти «разрулить» сложившуюся ситуацию, просто уходят «в сторону». Что ж, пусть это останется на их совести. В принципе, пока сугубо административными методами мы приостановили выборку галечника. Хотя, по моей информации, по ночам кое-кто по-прежнему продолжают этим «баловаться».
Но предположим, выборку галечника из русел рек категорически запретят и прекратят. А как же самое главное — наши драгоценные пляжи? Нужно не просто поддерживать их (это надо было делать раньше), сегодня пляжи необходимо срочно восстанавливать. Но как?
На днях руководство города, краснодарского отделения СКЖД, главы районных администраций и представители общественности проехали по железной дороге от Туапсе до Адлера. Дело в том, что многие сочинцы высказывают опасение, якобы прокладка второй тридцатикилометровой линии путей для перевозки стройматериалов на олимпийские объекты еще более усугубит ситуацию с пляжами, вдоль которых они прокладываются. Вот и решено было открыто показать, что происходит на самом деле. Так вот, все участники поездки убедились, что везде не только соблюдаются необходимые экологические нормативы, но и ведутся работы по восстановлению пляжей.
Но все это, разумеется, не окончательное решение проблемы. «Шагреневая кожа» пляжей неуклонно съеживается. Где выход? И в «олимпийской» программе, и в программе развития Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта конкретные деньги на восстановление пляжей не выделяются. Нет этого ни в одной из других программ, разработанных как на краевом, так и федеральном уровне. Правда, готовится проект программы «Сочи — гостеприимный город», стоимостью порядка 100 миллиардов рублей. Так вот, там есть строка — «Восстановление сочинских пляжей». Но оценили ее всего в 100 миллионов рублей. За эти деньги пляжи даже одного Центрального района в порядок не приведешь. Всего же, по мнению экспертов, для восстановления всех сочинских пляжей необходимо три миллиарда рублей. По оценкам специалистов, для этого потребуется отсыпать не менее 2-3 миллионов кубов галечника. Где их взять? Завозить железнодорожным путем с Кубани. Но пока этим, увы, никто не озабочен. Нет ни денег, ни политической воли. Да, с выборкой галечника из рек дело сдвинулось с «мертвой точки». На очереди — пляжи. В противном случае, очень скоро Сочи может остаться без своего главного богатства. А гости Олимпиады, недоуменно глядя на бетонные набережные, омываемые морскими волнами, будут непонимающе переспрашивать: «А где же ваши пляжи? Что вы с ними сделали?».
Владимир ЦЕКВАВА