Большая часть сочинцев, которая в час пик с удовольствием желала бы видеть себя не в разряде пешеходов, а в категории пассажиров, и не столько от удовольствия «эх, прокатиться!», сколько от суровой необходимости попасть на работу вовремя, возможно, с иронией отнесется к некоторым планам и перспективам, высказанным в интервью начальника управления транспорта и связи администрации города Алексея Бердникова. Видели и слышали, мол, и не раз, а все так же униженно пытаемся влезть в распирающуюся от тесноты маршрутку, как несколько лет назад. А возможно, и порадуется оптимизму и уверенности, с которыми тот рассказывает об изменениях в работе общественного транспорта, ожидаемых и уже в этом году произошедших. И вздохнет с надеждой: «Наконец-то!»
— Алексей Николаевич, в городе происходят колоссальные изменения. Как обстоят дела в транспортной инфраструктуре? Опять одни проблемы?
— Давайте начнем с того, что Сочи один из самых автомобилизированных городов страны. На тысячу горожан у нас зарегистрировано 360 автомобилей. В Москве — 303 машины, в Санкт-Петербурге — 278. В городе уже примерно 180 тысяч машин. Огромное количество! Вот вам и первая проблема — пробки.
Дорожная инфраструктура в том виде, в котором она есть сейчас, сформировалась еще в 80-х годах прошлого века. Поэтому явно образовалось несоответствие между выросшим парком машин и состоянием дорожной сети. Сейчас немало создано проектов, направленных на совершенствование дорожной инфраструктуры. Некоторые из них вошли в федеральную целевую программу, другие — в региональные. Наверное, все уже знают о том, что в этом году начнется строительство сразу нескольких дорожных развязок, дублера Курортного проспекта, планируется завершение третьей очереди объездной дороги, ремонт дорожной сети. Это — реально! Но это — планы. А реальные результаты нашей работы — налицо. Приобретается новая техника, внедряется ГЛОНАСС, создана собственная «горячая линия» и свой диспетчерский пункт. Уже готов проект АСУДД — автоматизированной системы управления дорожным движением, и на очереди следующий этап — строительство этой системы. Проводим мероприятия по возвращению профессии водителя былой популярности: здесь все — от конкурсов до введения формы для водителей. На линии выводится новая техника, открываются новые автобусные маршруты…
— «Пересаживанием» пассажиров в свое время на маршрутки были созданы большие проблемы. Зачем это надо было делать? И как из этого выбираться?
— У нас было три федеральных предприятия — ФГУП ПАТП-2, ПАТП-3, ПАТП-6. Сегодня они не занимаются перевозками. Причем, ПАТП-2 находится в состоянии банкротства. Мы написали уже свыше десятка писем в федеральные инстанции о передаче их земель муниципалитету. Но процесс этот не скорый. И все же мы уже занимаемся вопросами оформления земельных участков и передачей их из федеральной собственности в муниципальную.
Муниципалитет взял на себя тяжелую ношу — создание двух муниципальных транспортных предприятий — МУП «Сочиавтотранс» и МУП «Лазаревскоеавтотранс». Предприятия работают, но пока автобусы размещать негде. Еще вопрос не из простых — стоимость перевозок. Она давно не подкреплена тарифами, которые не пересматривались несколько лет. Она и сейчас не соответствует затратам. На социальном автобусе общественного транспорта себестоимость составляет 18 рублей. Муниципалитет сегодня из своих средств покрывает затраты предприятий в части межтарифной разницы. Доплата идет за каждого перевезенного пассажира.
— Каким это образом? Кто определяет количество дотируемых пассажиров, билеты-то не продаются?
— Порядок такой: сколько предприятие привезло выручки, столько и делится на утвержденный тариф, получается некая сумма. Мы знаем отсюда, сколько предприятие перевезло пассажиров. Учитываются и проданные проездные билеты, и льготные проездные, которые оплачиваются из краевого бюджета. Там своя схема, подразумевающая 40 поездок в месяц на городских маршрутах, и дополнительно можно взять 6 талонов на пригородные маршруты, чтобы оплачивать 50 процентов стоимости билетов. Но в Сочи мы сумели найти понимание с перевозчиками, и они возят льготников не по талонам, а по проездным.Кроме того, у муниципальных предприятий есть заинтересованность привезти максимальную выручку. Не украсть ее, а сдать в бюджет. Ведь от этого зависит, сколько денег они получат из того же бюджета. У водителей — система премирования: чем больше сдал, тем больше получишь. Это настолько эффективно, что иногда водители вкладывают свои средства, чтобы закрыть план. Иначе премия будет меньше. У нас практически нет воровства выручки.
— Это все движение в одну сторону — от кармана пассажира. Но в общественном транспорте едут и не очень богатые люди.
— Мы готовы были осуществить большой проект — введение социальной карты жителя Сочи. Задержал процесс разрастающийся финансовый кризис. Мы предусматривали специальные карты для безналичного проезда, как в метро. Для внедрения этой системы нужно было минимум 55 миллионов рублей. Подобные карты могли бы использоваться и в такси, в том числе и маршрутном. Но отказываться от такого проекта все равно не будем. Мы провели переговоры с рядом фирм, как российских, так и зарубежных, по внедрению безналичной оплаты в транспорте. Интересное предложение от словацкой компании: оплата может производиться даже с сотового телефона. Естественно, мы понимаем, что для значительной части пассажиров это будет неудобно, непривычно. Для льготников предложено ввести бесплатные пластиковые карты для фиксирования проезда. Кстати, эту систему можно внедрять не только в общественном транспорте: в некоторых странах так можно оплатить даже поход в кино.
— Сочинцы все же ждут не новых систем оплаты, а возвращения на маршруты больших автобусов…
— Уже сейчас заметно, что автобусный парк значительно обновился. Появились комфортабельные МАЗ-103, и 62 таких автобуса уже курсирует по улицам. Есть машины МАЗ-104 и МАЗ-206. Подписаны крупные контракты на поставку следующих партий автобусов. В ближайшие дни будет куплен 21 комфортабельный автобус МАЗ-206 на сумму 73 миллиона рублей. 18 этих автобусов закреплено на правах хозяйственного ведения за МУП «Сочиавтотранс», за МУП «Лазаревскоеавтотранс» — 3 единицы. Приобретение автобусов марки МАЗ-206 позволяет решать ряд экологических проблем и улучшить возможность свободного перемещения маломобильных людей. Это современная машина, хорошо приспособленная для работы в городских условиях, она удобна для пассажиров-инвалидов, в том числе и тех, которые пользуются колясками. Родственник «Мерседеса» — по крайней мере двигатель в этом автобусе от этой известной автомобильной марки. Эти машины будут перевозить людей по 7-му и 8-му маршрутам, на Мамайку, Бытху, Мацесту и по другим основным направлениям. По центру будут курсировать новые, красивые и экологичные машины. В Адлерском районе для них создан сервис-центр и производится гарантийное обслуживание. Мы практически заменили все старые «Икарусы», которые исчерпали свой ресурс, и сделали возможным увеличение маршрутной сети. В том числе возобновлены старые, ранее закрытые маршруты. В течение 2009 года по мере приобретения новых автобусов в городе появится 17 новых маршрутов. Уже работают — открыты в I квартале — новые маршруты регулярного сообщения. Например, пущен ПАЗ, который совершает 14 рейсов в день по маршруту «Хоста — Красная Воля», 30 рейсов делают два МАЗ-206 по маршруту «Ул. Крымская — вокзал», 12 рейсов совершает МАЗ-103 по маршруту «Вокзал — Нижнеимеретинская бухта», по 12 рейсов — в села Липники и Верино, введен маршрут «Вокзал — Бытха — хостинская больница». Увеличено количество работающих автобусов и число рейсов на ряде маршрутов, в том числе таких популярных, как № 1, 120, 155. Многие маршруты немного продлили: например, № 1 теперь ходит не с Новой Зари, а с ул. Полтавской на Мамайке. Для удобства сочинцев предусмотрено открытие трех новых междугородных маршрутов: «Сочи — Москва», «Сочи — Ярославль», «Красная Поляна — Краснодар». Чтобы снять социальную напряженность, на участке Кудепста — Имеретинская долина была увеличена зона единого усредненного тарифа и вместо 18,5 рубля введен городской тариф 9 рублей.
— А как будем возвращать порядок на маршрутах? Пассажиры почти отвыкли от точных графиков движения, комфорта, да и просто от приветливых улыбок водителей.
— Мы в этом году реализуем первый этап внедрения автоматической навигации. Соответствующими техническими средствами уже оборудовано 250 машин в МУП «Сочиавтотранс» и «Лазаревскоеавтотранс». В день, когда на пяти автобусах были установлены первые навигаторы, был зафиксирован необоснованный сход с маршрута в течение пяти часов, а также слив бензина из бака автобуса. В общем, теперь любое нарушение не останется незамеченным.
Мы предполагаем, что в скором времени у водителей автобусов будет не обычный, а электронный путевой лист. В диспетчерской будут знать местонахождение каждого автобуса в любую минуту.
Как и все сочинцы, работники транспорта участвуют в программе «Сочи — гостеприимный город». Мы должны быть готовы принять возрастающий поток туристов, встретить их радушно и показать красоту нашего города. Для этого внедряется программа «Автогид», которая позволит знакомить пассажиров с достопримечательностями города по мере продвижения по маршруту. Один такой автобус уже курсирует по 1-му маршруту.
Проходит унификация и стандартизация всех видов транспорта. Что это значит? Мы опять ведем речь о том, чтобы у такси был единый цвет, у водителей — форма. В Сочи это будет желтый цвет такси. В Лазаревском районе такие такси уже есть. Фирма так и называется «Новое желтое такси». Они используют в работе спутниковую навигацию. В аэропорту работают две фирмы — «Пересвет» и «Экспресс-авто». Уже снизили расценки на проезд, обеспечили комфорт и повысили культуру обслуживания.
В планах — создание городского транспортного сайта в Интернете. Человек, не выходя из дома, сможет узнать, когда к его остановке подойдет автобус, там же можно будет поинтересоваться, как загружены улицы, где есть пробки и так далее. На крупных остановках будут электронные табло, ознакомившись с которыми пассажир сможет узнать, как доехать до нужного ему места.
Перед нами поставлена задача разработать автобусные туристические маршруты по самым красивым местам Сочи, обеспечить их рекламу и подготовить инфраструктуру для приема гостей. Мы уже наметили 38 таких объектов. К местам показа делаем дороги, устанавливаем указатели, следим за организацией парковок. На городских маршрутах проводим работу с перевозчиками, чтобы на конечных остановках были установлены биотуалеты. Ведь даже это работает на отношение к водителю.
Пешеходные указатели будут на двух языках — русском и английском. Их будет установлено более полутора тысяч. Сделаем более пяти тысяч метров пешеходных ограждений, а также пандусы, специальные светофоры для слепых. На всех светофорах уже установлены табло обратного отсчета времени. В 2008 году на безопасность дорожного движения муниципалитет потратил рекордное количество средств — 40 миллионов 155 тысяч рублей. Будем и дальше обеспечивать безопасность. В этом году на эти цели выделяется 16,5 млн рублей, но будем надеяться на увеличение этой цифры: в прошлом году изначально бюджет предусматривал столько же.
— А канатные дороги — это фантазия? Проекты мы уже видели. На сочинском экономическом форуме, например.
— Мы прорабатываем проект внедрения воздушного метро. И это совсем не связывается с олимпийской программой. Мы уже знаем основные маршруты движения, их расстояния, знаем, сколько нужно построить станций, сколько надо будет перевозить людей и так далее. Хотим построить основные станции-накопители, например, на Мамайке, Ахуне и в подобных местах. Весь транспорт, который сейчас идет в город, будет подвозить людей к этой станции. Здесь будут и стоянки, где можно оставить свой личный автомобиль и пересесть на канатку. В центре города остановки будут на расстоянии не более 800 метров.
Воздушное метро будет собой представлять трехканатную дорогу: два каната для равновесия и один — для протяжки вагона. Вместимость — примерно 25 мест, скорость — 60 км в час. Средняя скорость составит 35-38 км в час. Кстати, сейчас средняя скорость передвижения в городе в часы пик около 12 км в час. Решается вопрос участия инвесторов. Если построим 14 станций примерно с двумя тысячами квадратных метров площадей под коммерческие структуры на каждой и 20 километров дорог, то вся структура может обойтись городу бесплатно. Сейчас идет разработка предпроектной документации. Определяемся с маршрутами, местами расположения станций, их количеством. Продвижение ко второму этапу будет зависеть от имущественного, земельного и архитектурного комитетов. Они должны выделить и оформить участки под все это строительство. Третий этап — непосредственная реализация инвестпроектов. Уже сейчас некоторые строительные компании проявляют к нему интерес. Даже те, кто строит, скажем, жилые комплексы, понимают, что стоимость квадратного метра будет минимум на 20 процентов выше, если рядом с микрорайоном будет станция воздушного метро. И они тоже поэтому заинтересованы в проекте и готовы в нем участвовать.
Юлия ЗУЕВА