«Сезон будет непростым» — это еще самая оптимистичная на сегодня точка зрения из всего многообразия мнений насчет грядущего лета в Сочи. Апрель — время, когда прогнозы о грядущем курортном сезоне можно делать уже не на основании надежд и желаний, а с конкретными цифрами в руках: ценами на турпродукт и к нему прилагаемые обязательные сопутствующие услуги. К апрелю завершаются практически все значимые выставки, которые, собственно, во многом и формируют финансовую стратегию на грядущий сезон.
На пороге прошлого сезона после «Интурмаркета» — одной из самых решающих выставок России — у Сочи был повод ходить гордо: показали товар лицом и получили многочисленные заверения от министерства туризма в вечной любви к родным берегам. Прогнозы, во всяком случае те из них, которые озвучивались официально, были однозначно радужными. На пороге сезона нынешнего участники рынка делают прогнозы уже в иной тональности: мировые экономические трудности позволяют признавать проблемы российского и, в частности, сочинского турбизнеса. Впрочем, порой само признание проблем дает надежду на их решение.
Наши злейшие друзья по турбизнесу тоже делают прогнозы и готовятся к сезону. Недавно министр по культуре и туризму Турции Эртургул Гюнай в Москве на конференции российских туроператоров поделился своим видением ближайшего будущего вверенной ему туротрасли. По его словам, в прошлом году Турцию посетило 26,3 млн иностранных туристов, что на 13 % больше, чем в 2007 году. Причем «количество российских туристов в 2008 году составило 2,8 млн человек, таким образом, рост турпотока составил 17 % по сравнению с 2007 годом». Несмотря на кризис, представители турецкого туристического бизнеса надеются на успехи и в этом году и значительного снижения турпотока не ожидают. Вообще-то, в прессе Стамбула подготовка к курортному сезону не слишком популярная тема. Считается, что в туротрасли — стабильность, поддерживаемая государством, и говорить здесь особо не о чем. Исторические и природные памятники, высокое качество обслуживания и очень привлекательные цены — вот чем козыряют Белек, Анталия, турецкий Кипр. Государственные программы пытаются развивать разные виды туризма, чтобы он в стране стал круглогодичным. Пытаются — сказано слабо. Потому что футбольные команды нашей страны «зимуют» на сборах в той же Анталии не первый год. Футбольных полей хватает здесь не только для российских спортсменов: Южная Корея зимой вывозит сборную страны на то же турецкое Средиземноморье.
Ну и предмет сочинской зависти: на рекламу турецких курортов в этом году выделяется 60 млн долларов. Из них 10 млн — от министерства туризма, остальная часть — средства частных участников рынка, которые, впрочем, консолидирует госструктура. Результат такой политики — предмет гордости турецкого министра: «До конца апреля будет завершен процесс заключения контрактов между туроператорами и отелями. В настоящее время уже достигнут прошлогодний уровень по их объему. Турция на данный момент занимает первое место по количеству уже заключенных контрактов и достигла в этой сфере прошлогодних показателей. Мы хотим закрепить успех проделанной работы в прошлом году, и думаю, нам это удастся. Мы намерены более тесно сотрудничать с российскими туроператорами. Заключение контрактов сопровождается пересмотром цен для того, чтобы сделать их еще более привлекательными для российского туристического рынка».
Цены признаются основной проблемой всеми участниками и российского рынка туруслуг. Сегодня сочинским здравницам краевые и городские власти «настоятельно посоветовали» не поднимать цены на свои турпродукты, а лучше — поприжаться и снизить их процентов на 20-25. О чем, кстати, говорится как о большой победе. Однако часть из руководителей санаториев в ответ на это только кивнула. И… заключила контракты с туроператорами по подросшим ценам. При этом туристические агенты, которым предстоит продавать потенциальным сочинским отдыхающим путевки, опасаются, что на пороге сезона здравницы занервничают, начнут демпинговать, а это представит саму идею туристических фирм в свете нелицеприятном.
Те санатории, которые изначально оставили цены на уровне прошлого года, сетуют на выросшие издержки. Здравницы не готовы работать себе в убыток, точнее, готовы не работать в убыточные времена: иллюстрация этому — проваленная в минувшем зимнем сезоне работа с фондами социального страхования. Санатории массово, под разными, причем благовидными предлогами отказывались участвовать в приеме гостей от фонда по 700 рублей в сутки. Ведь эта сумма включает в себя не только проживанием с питанием, но и лечение. Лечение — как раз тот аргумент, который трудно перебить даже кризису в его сегодняшней стадии. Ездить «на воды» — но не на наши, а на пятигорские-железноводские, россияне будут. Пятигорск, кстати, отчитался о том, что на весь 2009 год заключены контракты с туроператорами практически на 80 процентов объемов. К сожалению, наш лечебный фактор еще внедрять и внедрять в сознание россиян.
Отдых пляжный — вот наша главная ставка. Египет, действующий в основном на этой же специализации, хорошо отработал февраль, и некоторые средства размещения стали цены потихоньку повышать. Пляжная Болгария то ли просит, то ли требует у своего правительства отменить плату за визы для россиян (пока ее пляжи пусты — на снимке), и даже безвизовый Крым пока дешевле Сочи. Отчаяннее всех отреагировали китайцы: совокупное снижение цен у отельеров и авиаперевозчиков — 30 процентов!
Скорее всего, российским организаторам турпотоков в этом году придется конкурировать не только с зарубежными курортами, но и с разнообразными дикарями. Не исключено, что часть потенциальных российских отдыхающих начнет возвращаться к дешевому дикому туризму, который традиционно легче и адекватнее реагирует на финансовую обстановку в стране. И все же ценителям дешевого отдыха с бесплатным пивом по системе «все включено» он, скорее всего, покажется крайне экстремальным. И будут они искать не возможность поставить палатку у сочинского побережья, а спецпредложения, которыми уже могут щегольнуть многие наши конкуренты. И главное в этих спецпредложениях — цена. Причем не на размещение. А на «дорогу к отпуску». Собственно вопрос с российскими чартерами на «русские юга» планировали решить к апрелю, пока известно только об одном авиапослаблении: в «сезон» некоторые категории граждан — в частности, пенсионеры и студенты — получат возможность прилететь с Дальнего Востока по билетам, часть стоимости которых компенсирует бюджет (для сравнения: Марокко планирует увеличить «российские чартеры» в 4-5 раз).
Но только авиаперелет Москва — Сочи — Москва — это минимум 12 тысяч рублей, а неделя в 4 звездах Анталии с чартерным перелетом обойдется в 500 долларов. «Нас спасет «высокий» доллар», — надеялись в январе на первой профильной выставке «Курорты и туризм» руководители сочинских санаториев и пансионатов.
Ценовая политика рано или поздно найдет то равновесие, когда и здравницы целы, и отдыхающие довольны. В Сочи, конечно, предпринимаются меры по подготовке к сезону: море, климат, лечебная база, имидж и даже «все вокруг родное, понятное» привлекают и будут привлекать россиян. По официальным прогнозам, сочинская курортная сфера не должна ослабить позиции. А в подготовке можно выделить два основных направления: приведение в порядок всего, что так или иначе касается курортников (впрочем, в Сочи их касается все), и безопасность. С первой категорией мероприятий в Сочи знакомы давно — пляжи подготовить, где возможно — открыть на них свободный доступ, разобраться с маломерными судами и т.д. Эта работа будет проведена в срок — опыт есть. Более того, даже довольно «свежие» пляжи ждет значительное улучшение: только в «Ривьеру» планируется вложить около 10 млн рублей. С турагентами в российских регионах будут работать на самом пристойном уровне — Сочи ждет поддержку от губернаторов. А вот такого внимания безопасности давно не уделялось. К 1 июня на всех пляжах и в парках планируется установить камеры видеонаблюдения, усилено патрулирование, и в большинстве санаториев будет постоянно дежурить милиция — для этого в санаториях выделяют для них номера.
Насколько удачной будет нынешняя политика привлечения отдыхающих в Сочи — покажут уже результаты июня. Конечно, мы не можем ни влиять, ни тем более противостоять воздействию макроэкономики. Но даже самые мрачные пессимисты и не заикаются о возможном повторении провалов середины 90-х годов.
Светлана ВОЛОШИНА