О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

… И БЕЛЫЙ КАТЕР У ПРИЧАЛА

   В течение последних семи лет жители Сочи и депутаты Городского Собрания неоднократно и на самых различных уровнях поднимали вопрос о восстановлении местного морского пассажирского сообщения вдоль побережья от Имеретинки до Аше. И вот, наконец-то, решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки. В Сочи прошли общественные слушания проекта создания объектов береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских линий с вводом в эксплуатацию пятнадцати морских терминалов.

   ВСочинцы постарше помнят, как относительно еще совсем недавно — до 90-х годов прошлого века бороздили синюю гладь моря вдоль побережья от Батуми до Одессы и Измаила легкие белоснежные катера-теплоходы, а на дальних рейсах — быстроходные «Кометы» на подводных крыльях. На них совершали экскурсии отдыхающие, а местные жители (особенно в летнюю жару) с удовольствием добирались домой или на работу, предпочитая морской бриз духоте автобусных салонов. Как свидетельствует статистика, в середине 80-х годов пассажирооборот Сочинского морского порта достигал 1,5 млн человек в год, а пропускная способность наиболее крупных портопунктов — Адлер, Хоста и Лазаревское — превышала 200 тыс. человек.
   ВВсе это было и, увы, пока живо лишь в воспоминаниях. Причалы местных линий пришли в полное запустение, мало того — часть их пришлось демонтировать из-за аварийного состояния. Но уже в скором времени, похоже, ситуация коренным образом изменится. Жизнь еще раз доказала, что потребность в местном морском сообщении возрастает с каждым днем как альтернатива автомобильному транспорту. Поэтому, как подчеркивалось на уже упоминавшихся слушаниях, включение этого проекта в федеральную целевую программу оказалось как никогда кстати. Финансирование строительства причальных сооружений предполагается осуществлять за счет средств госбюджета. Государственным заказчиком выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта, заказчиком-застройщиком — ФГУП «Росморпорт», проектные работы выполняет ООО «Морские транспортные проекты», экологическую экспертизу осуществляет новороссийское ООО «Центр Безопасности Транспортных Систем», а непосредственно строительством займется ООО «Корпорация «ИНЖТРАНССТРОЙ».
   ВПортопункты, как уже отмечалось, появятся в пятнадцати точках на побережье Сочи. Причем пять из них — в Адлере, Кургородке, Хосте, Лоо и Лазаревском будут реконструированы, а десять — в Имеретинке, Южных культурах, Кудепсте, Курортном парке, на Мацесте, Новых Сочи, Мамайке, в Дагомысе, Вардане и Аше — вообще построены заново.
   В- Длина пирсов, — рассказывает генеральный директор ООО «Морские транспортные проекты» Геннадий Литвиненко, — будет увеличена в связи с тем, что предполагается использовать суда на подводных крыльях типа «Комета» и катамараны «Быстрый». Продолжительность строительства каждого из пирсов — 80-90 дней, стоимость строительно-монтажных работ одного пирса — в среднем 130 млн рублей. В портопунктах будут предусмотрены специальные пандусы для обслуживания инвалидов-колясочников. Кстати, персонал компании, которая будет эксплуатировать эти терминалы, составят в основном жители Сочи.
   ВКак утверждает кандидат биологических наук Елена Кантаржи, «строительство портопунктов не окажет значимого отрицательного воздействия на качество сложившейся здесь экологической системы. Проект носит социально-экологическую направленность и гарантирует надежность работы системы морских пассажирских перевозок».
   ВИ еще один немаловажный момент. Согласно прогнозу компании «Price Water House», выполненному в рамках разработки обоснования инвестиций в развитие сочинского морпорта, потребность в местных пассажирских перевозках уже к 2010 году составит более 300 тысяч человек, а к 2015 и 2020 годам достигнет, соответственно, 500 и 700 тысяч пассажиров в год. Эта востребованность подтверждается и введением в действие линии Сочи — Новороссийск, которой пользуются свыше тысячи пассажиров в год.
   В- Еще семь лет назад мы начали активно и на всех уровнях поднимать эту проблему, — говорит депутат Городского Собрания Сочи Семен Учадзе. — Приморский курорт, протянувшийся вдоль побережья более чем на 140 километров, обвитый сетью серпантинных дорог, — и без использования морской артерии?! Это не просто парадокс! Это тормоз на пути социального и экономического развития города. Да, море, прибрежная полоса относятся к федеральной собственности. Но мы-то живем здесь, в Сочи, и кому как не нам максимально участвовать в решении этих проблем! Если бы работы эти начались тогда, семь лет назад, то сегодня олимпийский Сочи имел бы куда больше «плюсов». И те же отдыхающие могли бы не трястись с чемоданами в душных автобусах по нашим серпантинным дорогам, а приезжать и уезжать, максимально используя морскую артерию. Да, сегодня сделан важный шаг вперед в деле возрождения портопунктов, но остается пока нерешенной другая, не менее серьезная проблема: обеспечение десятков катеров, «Комет», катамаранов, глиссеров и т.д. местами стоянок и, главное, кадрами специалистов. Их понадобится, скорее всего, не одна сотня. Где их взять? Ответ на этот вопрос также нужно искать уже сейчас.
   ВТот факт, что в общественных слушаниях приняли участие не только сочинцы, но и, например, москвичи — сотрудники МИСИ и РГМУ, — еще одно подтверждение важности решаемой проблемы. Экологи, биологи, инженеры и просто горожане единодушно поддержали проект восстановления в Сочи местного морского пассажирского сообщения. Хочется верить, что пройдет не так уж много времени — и вновь над морвокзалом зазвучат объявления об отходе от причала катамаранов и «Комет», как это уже было и должно быть всегда.

Владимир ЦЕКВАВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT