В Сочи завершился месячник по безопасному пользованию газом, который на предприятиях города и в образовательных учреждениях проводили специалисты ОАО «Сочигоргаз». Событие, на первый взгляд, рядовое. Однако при ближайшем рассмотрении оно позволяет судить о масштабах работы, развернутой газовиками курорта.
Такие «рядовые» месячники проводятся на курорте регулярно дважды в год — зимой и летом. И с каждым разом специалисты внедряют все новые, подчас оригинальные, формы работы с населением. Ведь что, казалось бы, может быть привычнее «голубого топлива» в технологически прогрессивном XXI веке! Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Горожане подчас не знают элементарных правил обращения с газом в быту. А набирающая с каждым годом обороты программа газификации даже самых отдаленных поселений намного опережает не менее важную информационную составляющую. Но коль уж так получилось, то курсы «повышения квалификации» для населения взял на себя «Сочигоргаз».
Вопросы безопасности обсуждаются практически на каждой внутренней планерке, которую еженедельно проводит генеральный директор ОАО «Сочигоргаз» Алексей РУДНЕВ (на снимке). В этом отношении руководство предприятия ведет жесткую и последовательную политику. От подчиненных — будь то менеджер среднего звена или сварщик — требуют не просто оперативности и эффективности в работе, но и «универсальности» в профессиональном плане. К примеру, сотрудник, ответственный за проведение специализированных уроков в школах города, прошел специальную подготовку, да к тому же имеет педагогическое образование. А чтобы мастер-классы по безопасности не были скучными, специалисты даже изготовили презентационный фильм, наглядно рассказывающий обо всех тонкостях обращения с задвижками, заслонками, печами и котлами.
Впрочем, образовательная миссия газовиков — лишь верхушка айсберга. И далеко не единственное «непрофильное» направление деятельности. Работникам предприятия подчас приходится в буквальном смысле прорубать дорогу голубому топливу к домам сочинцев. Один из свежих примеров — старый тополь на улице 20-й горнострелковой дивизии, не выдержавший порывов ветра и упавший аккурат на газопровод. В конце февраля он на время оставил без газоснабжения 35 частных домов и две многоэтажки на нескольких близлежащих улицах. Впрочем, аварию ликвидировали в считанные часы. Рабочим пришлось не только со сварочным аппаратом в руках восстанавливать поврежденную трубу, но и самостоятельно распиливать опасное дерево. Так вышло, что, кроме как газовикам, сделать это оказалось… некому. Тогда на месте аварии были замечены и первые лица «Сочигоргаза». Но это как раз и неудивительно: Алексей Руднев и его заместители лично знают каждый километр сложной сочинской трассы, потому как выезжают на участки и для ликвидации аварий, и в обычном «штатном» режиме. Удивительно другое: стойкое равнодушие руководителей ряда других отраслевых предприятий, в чью сферу ответственности входит безопасность жизненно важных для курорта объектов. Ведь и сейчас на территории Сочи в угрожающей близости от газопроводов находятся десятки высохших деревьев, оползневых участков и построек сомнительной законности.
В месте с тем в «Сочигоргаз» то и дело поступают тревожные сигналы о том, что некие подозрительные люди или сторонние организации пытаются производить работы на газовых коммуникациях. И здесь очень важна юридическая подкованность абонентов. Действительно, учитывая специфику энергоносителя, оборудование — как внутридомовое, так и на распределительных станциях — требует регулярного технического обслуживания. Но проводить его могут только квалифицированные аттестованные специалисты. Причем, в каждом случае — за исключением разве что нештатных ситуаций — о предстоящих работах горожан предупреждают заблаговременно, а работы сотрудники «Сочигоргаза» выполняют в спецодежде с логотипом организации и на спецавтомобилях с аналогичной символикой. Ошибиться трудно. Но, само собой разумеется, определенные регламентные работы невозможны без соответствующего договора на обслуживание, которое должно быть на руках у каждого абонента, будь то крупная организация или старушка из соседнего подъезда.
В оформлении документации политика ОАО «Сочигоргаз» весьма проста и формулируется в двух словах: «нет бюрократизму». За два года руководства генеральный директор предприятия Алексей Руднев сумел привить коллективу понимание того, что экономический успех зависит отнюдь не от объемов документооборота, а от своевременности оформления необходимых документов. Потому как потребитель с выверенными документами — это, как правило, исправный плательщик. А значит, там, где это действительно необходимо, можно и нужно идти навстречу людям. Яркий тому пример — история пенсионерки Марии Петровны Нефедовой, жительницы улицы Земляничной. Голубое топливо в доме было давней ее мечтой. И вот уже газ подведен, и документы оформлять можно. Но пожилому человеку, перенесшему инсульт, такие хлопоты оказались не под силу. И бабушке помогли. Не близкие родственники, которых рядом, к сожалению, не оказалось, а сами специалисты «Сочигоргаза». Документы оформили грамотно и быстро, и вскоре мечта старушки стала явью.
Не так давно в селе Раздольное сдали новую линию газопровода протяженностью в три километра. Народная стройка, в которой участвовало большинство селян, помогла осуществиться мечте жителей 520 домов. Помогали кто чем мог — сильным плечом, техникой, финансами. Где-то подхватили депутаты Городского Собрания Сочи, где-то пошли навстречу чиновники. Одним из существенных «ускорителей» процесса стал «Сочигоргаз». По распоряжению генерального директора предприятия все процедуры по согласованию технической документации и регламентные работы по приемке газопровода в эксплуатацию были проведены в максимально сжатые сроки. Торжественная церемония пуска газа стала не только личным праздником в сотнях семей Хостинского района, но и ярким примером того, как общими усилиями благая идея реализуется в благое дело.
Стоит отметить, что подобных примеров в Сочи десятки. Но все это, если не знать тонкостей, чаще всего остается как будто незамеченным. Потому что об этом редко пишут в газетах и почти не показывают по телевизору. Но это и есть та самая невидимая часть айсберга. И та работа, которую каждодневно выполняют специалисты ОАО «Сочигоргаз». По сравнению с ней месячник по безопасному пользованию газом кому-то может показаться чем-то не особо значимым. Хотя… Как и чем измерить количество спасенных благодаря этому жизней? В отличие от всего остального, вопрос этот, пожалуй, так и останется без ответа…
Максим БЕРЕЗИН