Чем ближе сочинское олимпийское завтра, тем напряженнее ритм жизни в предолимпийском сегодня. До главного спортивного праздника осталось ровно пять лет. И чем ближе знаменательная дата, тем меньше споров и больше работы. Подготовка к Олимпиаде-2014 в фактах и цифрах — в беседе нашего корреспондента с заместителем главы администрации Краснодарского края Василием НАДИРАДЗЕ.
— Василий Гайозович, сегодня пока рано говорить о финишной прямой в подготовке к Олимпиаде, но, думается, с началом строительства она перестанет быть чем-то призрачным. Удалось ли решить тот объем задач, что стоял перед руководством края?
— Говорить однозначно, что удалось, я бы не стал. Просто потому, что задач этих нам хватит до самого 2014 года. Однако тот комплекс мер, которые мы должны были предпринять к сегодняшнему дню, в полной мере реализован. Российской Федерацией Краснодарскому краю были переданы существенные полномочия в части земельно-имущественных отношений по формированию, резервированию, изъятию земельных участков и предоставлению их под строительство олимпийских объектов. Стоит сказать, что определено порядка 120 индикаторов, по которым оценивается уровень подготовки города к проведению Олимпийских игр. И это не только безоговорочная готовность олимпийских объектов — а их, кстати, 44, — но и модернизация самого города — жилья, объектов здравоохранения, культуры, транспортной, инженерной инфраструктуры, которые связаны с местами проведения Игр. Олимпиада не ограничивается территорией Олимпийской деревни или биатлонных трасс. Сочи как горноклиматический курорт тоже должен соответствовать этому высокому статусу. Поэтому мы тщательно изучили пожелания жителей города, исследовали комплекс проблем, которые на протяжении многих лет в силу тех или иных причин не были решены. К примеру, вопрос капитального ремонта и модернизации инженерных сетей курорта не решался более 40 лет! Но сегодня подготовка к проведению Олимпийских игр дает возможность городу реализовать программу развития на годы вперед. И она в полной мере обеспечена финансированием из бюджетов всех уровней.
— Не секрет, что основные вопросы, которые волнуют людей, относятся к земельно-имущественному блоку. 310-й «Олимпийский» закон вызвал в свое время немало дискуссий…
— Надо понимать, что закон принимался в достаточно сжатые сроки, поэтому некоторые вопросы прорабатывались уже, что называется, в рабочем порядке в течение 2008 года. Заметьте: сейчас страсти улеглись. В основном потому, что все шероховатости удалось убрать. Основные решения связаны с формированием жилого фонда, необходимого для размещения людей, которых придется переселять. Нам удалось найти точки соприкосновения, и процесс имеет четкий регламент. Предусмотрено не только предоставление земельных участков, но и обустройство территорий, строительство жилья взамен изымаемого за счет государства. Касательно обустройства — это транспортная инфраструктура, связь, энергетика, канализование и так далее. Немаловажно, что сами жители решают, какой вид компенсации они хотели бы получить: то ли это деньги, то ли жилье, то ли земельный участок. Например, строительство поселения Некрасовское по предложению жителей совместно с администрацией Краснодарского края вошло в олимпийскую программу. Это тоже, в общем-то, шаг навстречу жителям. Некрасовское расположится рядом с олимпийским парком и будет состоять из порядка 100 домовладений. С учетом пожеланий людей при проектировании будет проработана и застройка территории — это и формирование культурно-исторического центра, и даже планировка улиц.
— Кстати, что чаще всего предпочитают люди — «натуральный» обмен по типу жилье на жилье либо же деньги? И насколько они готовы сниматься с насиженных мест?
— Примерно 80 % людей, конечно, хотели бы остаться поблизости от того места, где они сейчас проживают. И это понятно: у них там сложившийся быт, круг общения, друзья, школы, работа. Поэтому и в других местах, подобно поселению Некрасовское, мы формируем участки для переселенцев, находящиеся поблизости от прежних мест проживания. И надо заметить, больше половины этих людей хотели бы остаться, что называется, на земле. Для них это более привычный уклад жизни. Такие интересы мы также стараемся учитывать. Порядка 20 % согласны на компенсацию, чтобы перебраться в какой-нибудь другой район Сочи. А вот людей, которые хотели бы получить деньги и вовсе уехать из города, я что-то не припомню… Кстати, пять семей уже выбирают себе жилье именно в Сочи. У них есть достаточно времени — два месяца, как и предусмотрено законом. Никто этот срок не ограничивает и людей не торопит.
— Василий Гайозович, вы сейчас упомянули про другие места. А что это за районы? И сколько вообще земель понадобится под размещение объектов программы олимпийского строительства?
— Помимо села Некрасовское, предварительно определены земельные участки в восточной части Имеретинской низменности, в селах Веселое, Красная Поляна, Эсто-Садок, а также в Хостинском и Центральном районах Сочи. Строительство здесь будет вестись по тому же регламенту. Предстоит изъять 2214 участков, находящихся в категории индивидуального жилья. 1900 из них застроены. Кроме участков и домовладений, потребуется порядка 1000 квартир различной площади. Общее количество земель, которые необходимо для программы, по предварительным оценкам, составляет 4520 гектаров. Мы их условно разделяем на 4 блока. Это, прежде всего, горный кластер, который потребует наибольший объем переселения, — порядка 37 %, или 1647 гектаров. Городской кластер — 34 %, или 1540 гектаров. Прибрежный — 20 %, или 913 гектаров. И, соответственно, 9 %, или 420 гектаров — это совмещенная железная дорога Адлер — Красная Поляна. Здесь имеет смысл сделать важное уточнение: эти 4520 гектаров делятся на две части — площадные и линейные объекты. Первую категорию можно абсолютно детально прогнозировать, а вот точных прогнозов по второй до окончания проектирования не сделает никто, поэтому невозможно точно сказать, какое количество участков они могут занять. Более того, может потребоваться к изъятию и гораздо меньшее их количество, ведь закон предполагает еще и другие процедуры. К примеру, сервитут — обременение участка возможностью прокладки через него, допустим, кабеля без необходимости изъятия. Поэтому сегодня, озвучивая эти цифры, важно понимать то, что определенная их часть пока достаточно условна. И тенденция такова, что по итогам проектирования необходимое количество земель для изъятия уменьшается.
— Объемы и работ, и жилого фонда, по всему видно, немалые. А что будет, если желающих переселиться в новые благоустроенные дома и квартиры окажется больше, чем самих этих домов и квартир?
— Я могу с вами не согласиться. Невооруженным взглядом видно, сколько жилья сегодня построено и продолжает строиться в Сочи — от эконом- до элит-класса. Что касается строительства государством жилого фонда взамен изымаемого, то и здесь проблем не будет, и мы надеемся, что построенное будет в полной мере востребовано людьми, так как жилье будет возводиться максимально близко к местам их нынешнего проживания. И все же государством планируется жилья даже больше, чем существует потребность. Возможно, что взрослые дети захотят жить отдельно от родителей, но рядом. И такая возможность им будет предоставлена. Что делать в том случае, когда необходимо освободить участок до окончания строительства, а в другое место переезжать не хочется? Для этого администрацией Краснодарского края сформирован временный жилой фонд в многоквартирных домах, и люди, если пожелают, в ожидании подходящего варианта смогут воспользоваться этим жильем. Впрочем, процент таких людей будет невысоким, и мы сможем решить многие вопросы гораздо проще. Но предусмотреть, разумеется, мы обязаны и такие варианты развития событий.
— И последний вопрос, Василий Гайозович. Как вы оцениваете степень реализации программы олимпийского строительства?
— Очень оптимистично. Напомню, программа состоит из нескольких разделов. Основные объекты — спортивные, транспортные, инфраструктурные. Так вот, что касается спортивных объектов, то на сегодняшний день объем изъятия земельных участков находится на уровне 99 %, объем предоставления — порядка 95 %. Схожая картина и с объектами, обеспечивающими функционирование спортивных объектов: изъятие в районе 98 %, предоставление — около 94 %. Есть разделы программы, которые вообще полностью обеспечены земельными участками. К примеру, в части здравоохранения. Значительно меньше обеспечены объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Связано это с тем, что мы ждем завершения работы над проектами, чтобы совершенно четко понимать, какой объем территорий необходим для прокладки той или иной трассы, того или иного кабеля. Тем не менее, на сегодняшний день объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре, обеспечены на 55 %, а инженерной — на 13 %. Таким образом, возвращаясь к началу разговора, могу с удовлетворением отметить, что та самая «финишная прямая» становится все ближе. И мы, я уверен, сможем достойно провести Олимпийские игры и, вместе с этим, предопределить развитие курорта Сочи на многие годы вперед. Мы реалисты, поэтому ставим перед собой вполне выполнимые задачи. И эта — одна из них.
Беседовал Максим БЕРЕЗИН