О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЕСТЬ ТАКАЯ примета…

   Начинающий обрастать бородой анекдот в тему. Беседуют Петров и Сидоров. «Как ты думаешь, на нас кризис отразится?» — «Это он на Абрамовиче отразится. А нам хана». Насколько кризис отразится на сочинцах и как сложатся наши взаимоотношения с «ханой», «Наш дом — Сочи» пытался спрогнозировать еще осенью прошлого года, когда мировой финансовый кризис только показывал России свои зубы в виде ипотечного дефолта в США и падения транснациональных банков и корпораций. Тогда — сотрудники финансовых структур, мэрии, экономисты из сочинских вузов в связи с кризисом очень дружно рекомендовали журналистам только одно: «Не надо об этом говорить, не надо нервировать людей». Что ж, их надежда на «пронесет» не оправдалась, надежда на стабфонд страны тает, а уверенности в том, что индикативный план сочинской жизни на следующий год (о нем — чуть ниже) жизнеспособен, не было изначально. И все же это не меняет интереса к вопросу: что там у нас с «ханой», насколько она близка? У нынешнего кризиса много примет. Разберем основные из них.

   ДЕНЕГ СТАЛО НЕ ХВАТАТЬ…
   Собственно, мировая финансовая эпопея в том и состоит, что катастрофически не хватает средств. И без кризиса большинство из нас живет от зарплаты до зарплаты или, что еще печальней, от пенсии до пенсии. Сбережений на душу населения не много — вклады россиян в банки (не трехлитровые и не зарубежные) были мизерными в сравнении с накоплениями столь же среднего европейца. Средняя пенсия в России даже в лучшие времена не дотягивала до официального прожиточного минимума. По скромным подсчетам, проведенным сотрудниками нашей редакции на основании собственного опыта и чеков из магазинов, только на домашнее питание (без лобстеров и фуа-гра) уходит около 5 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи. Дефляционная волна, прокатившаяся по Западу, увы, к нам так и не добралась. У нас, как видим на прилавках, старая недобрая инфляция. С другой стороны, если пересчитывать покупки относительно доллара/евро, рост цен станет не столь пугающим. Слабое утешение.

   КРЕДИТА СТАЛО НЕ ДОСТАТЬ
   Если полгода назад марка автомобиля была не признаком благосостояния его владельца, а суммой ежемесячного платежа по автокредиту, то сегодня автокредитование может привлечь только финансовых мазохистов — рост процентных ставок и неявных платежей по этому виду кредита с сентября прошлого года составил, по данным заместителя управляющего одного из филиалов краевого банка, почти 8 процентов. Автомобили зарубежного производства и сами подорожали с начала января, но кризис здесь ни при чем: пошлины подняты. А банк, скорее всего, найдет причину отказать. Кроме того, многие банки отказались от кредитования в валюте — инструмент ненадежный. Зато появилось много работы у специалистов, занимающихся сбором долгов по кредитам. Автомобили забираются у неплательщиков банками с незавидной регулярностью. Намного сложнее стало получить кредит и на развитие предприятия. Банков, выдавших в Сочи хоть один ипотечный кредит, в этом году обнаружено не было.

   ВЫСОТКИ «РУХНУЛИ». ВРЕМЯ СТРОИТЬ?
   Меж тем, ох и набрали бы люди кредитов на квартиры, если бы условия кредитования были хоть немного выполнимы. Потому что цены на недвижимость в Сочи хоть и не завалились, но накренились порядочно. Некоторые дома частного сектора сегодня можно купить по цене значительно ниже кадастровой стоимости. Квартирами, особенно претендующими на приставку «элит», рынок переполнен, такого падения спроса компании с десятилетним стажем работы в Сочи не помнят. Кренится и рынок бизнес-недвижимости. Небольшие фирмы закрываются массово, магазинчики сворачиваются, площади высвобождаются, намекая владельцам, что арендную плату пора снижать. Кстати, фирмы, предоставляющие малогабаритный грузовой автотранспорт для переездов, загружены работой почти по март.
   С другой стороны, если есть деньги и желание строить дом, — сегодня самое время этим заняться. Упали цены на все строительные материалы. Причем, упали не в валютном — в рублевом эквиваленте. Кроме того, из-за безработицы упала цена и на рабочую силу в строительном секторе, особенно в его не слишком легальной части. Гастарбайтеры еще не разъехались — ждут олимпийских строек. Но пока колонны миксеров и прочей строительной техники на сочинских дорогах сильно поредели, и с бригадирами можно договориться на крупные скидки.

   БЫЛИ Б ДЕНЬГИ, БЫЛ БЫ ШОПИНГ
   На фоне дефицита денег налицо поражающие скидками глобальные распродажи. Продукты дорожают — их все равно придется покупать. Но таблички «Sale» висят практически на всех непродовольственных магазинах. Увы, цены падают вместе с нашей покупательской способностью. На Торговой галерее все еще людно, но выручка у реализаторов, по их признаниям, значительно ниже прошлогодней. Собственно, сетевые магазины заготовили таблички «распродажа» с ноября. Кафе и рестораны к распродажам не приспособлены. И они закрываются. Зимой в большинстве из них и так затишье, но в обеденное время свободный столик в недорогом кафе вчера был редкостью, а сегодня — обыденность. Первыми сворачиваются кафе федеральных сетей. На плаву — всемирный быстропит. Но денег нет даже на обязательные траты, о чем свидетельствуют неплатежи населения за коммунальные услуги. Рост тарифов на них — от 20 до 27 процентов — бьет по каждой семье. Падение стоимости все той же нефти, казалось бы, обязано было бы удешевить все энергоемкие коммунальные прелести, но пенсионерам квитанции квартплаты и сегодня можно давать рассматривать только с корвалолом наготове.
   С другой стороны, январь — месяц, когда прошлогодняя зарплата уже давно закончилась, а следующая еще и не думала появляться, то есть особого шика в тратах на январь не планировалось.

   С ЧИСТОГО БАННЕРНОГО ЛИСТА
   Кризис порой показывает нам чудеса самозарождения. Главной приметой такого самовоспроизводства могут считаться пустые баннеры. Отсутствие рекламы не только признак того, что сегодня у предприятий нет средств на продвижение своего товара. Это залог того, что и завтра деньги на это не появятся: эта надоедливая, крикливая реклама, как известно, двигатель торговли. Оставлять свое предприятие, товар, услугу без рекламы — путь в никуда. Ведь в рекламе важна постоянность, непрерывность: только так она пробирается в наши потребительские мозги. Искать в прошлогодней газете объявление, условно скажем, об окнах, человек, который решит срочно вложить деньги в утепление квартиры, не станет, какими бы хорошими окна ни были. А из предложений на газетной полосе, скорее всего, выберет те, что когда-то видел раньше. Особенно заметен кризис в наружной рекламе. Занятые площади, как правило, — «социальная реклама», объявления о возможности разместить рекламу на этом месте или прошлогодние остатки, рекламирующие услуги уже не существующих предприятий. Газета в этом плане гораздо правдивее — информация обновляется постоянно. Что ж, законы у рекламы не хитры, но это — законы, что и позволяет им быть суровыми.
   С другой стороны, сейчас время для того, чтобы быстро занять высвобождаемые кризисом экономические ниши, занимать места тех, кто с рынка ушел, учитывая их маркетинговые ошибки.

   КАК БЫ ОТДЫХ
   Отдых, как известно, сочинский «конек». И отдыхающих ценим, и сами не прочь отдохнуть. По данным одного из краснодарских агентств путешествий, еще перед Новым годом спрос на странствия упал наполовину. Надеялись на некоторое традиционное оживление в январские каникулы, но увы… Официально в Сочи предпочитают говорить, что отработали эти рождественские дни неплохо. Однако если осенний тур в Таиланд на недельку стоил от 1300 долларов, то после 1 января недопроданные остатки шли «горящими путевками» и по 800 долларов. А в Сочи пришлось снизить цены даже тем отелям, которые гордились своими неподъемными ценниками. Цена на сочинский «Luxury» после праздников упала почти наполовину. Лето для Сочи, несмотря на ярую оптимистичность индикативного плана, скорее всего, будет тяжелым. Этот план предполагает увеличение числа курортников почти на двадцать процентов. А российские перевозчики поднимают цены на столько же… И это притом что «Люфтганза» — один из самых популярных авиаперевозчиков в мире — уценила билеты на 10-15 процентов на основные направления. Наш же «Аэрофлот» сделал послабление лишь на «социально значимых рейсах» из Москвы на Дальний Восток. Понятно, что Сочи в «социально значимые» попасть трудно. В России только «Трансаэро» отменила топливные сборы, за счет которых в прошлом году под маркой все того же роста нефти росли цены на перелеты. К тому же, наши «добрые соседи» из Турции не планируют в этом году летом снижать число чартеров в Анталию и проч. Для сравнения, сегодня, в бесчартерное время, авиаперелет из Сочи в Анталию с пересадкой в Стамбуле составляет около 20 тысяч рублей. Не удивительно, что сегодня и гостиницы турецкого побережья стоят «под замком». Но у них будет май, будут поддержанные госбюджетом перелеты в Россию, будет all-inclusive по 300 евро, а значит, будут и российские отдыхающие.
   С другой стороны, январь-февраль для Сочи давным-давно причислены к особо тяжелым месяцам, когда большая часть мелких средств размещения пустует, а крупные — отправляют сотрудников в неоплаченные отпуска. А к июню еще не известно, как сложится мировая экономическая обстановка. Более того, высокий курс валют наверняка заставит искать места отдыха не за рубежом, а на родных берегах.

   ПРИЗРАК СЕКВЕСТРА
   Но самой крупной приметой кризиса можно считать сокращение краевого бюджета. Да, кризис — это не только переход с мюсли на овсянку за отдельно взятым семейным столом. Пока объявлено о сокращении бюджета в расходной части на 10 млрд. В Сочи многие программы работают по принципу софинансирования, более того, Сочи как раз рассчитывал активнее включаться в программы краевые и благодаря этому ускорить ремонт больниц и газификацию, создание спортплощадок… Так что не исключено приостановление темпов модернизации города. С другой стороны, у Сочи большой потенциал и большие виды на федеральные деньги по «олимпийской» линии.

   УПАЛ? ОТЖАЛСЯ!
   Сочинцы верят в эти приметы. Не поверить в них невозможно: мы все кризис и чувствуем, и видим. И не радует он никого. Но, с другой стороны, огромное число сочинцев рассматривает кризис как неприятность вроде ледяного дождя, заставшего среди прогулки без зонта. Ощущение премерзкое, но «знаем, проходили, переживем!». А это — удивительно оптимистичная примета.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT