Начало декабря — время ожидаемого спада в Сочи — летние отдыхающие уже уехали, зимние — еще ждут снега. На этот раз «сезонность», при которой летний день — год кормит, сделала Сочи неожиданный подарок: возможно, именно из-за этого, не самого лучшего для экономики курорта явления мировой финансовый кризис ощущается у нас пока чуть мягче, чем в иных регионах России. Но только ли кризис? И каково сочинское курортное будущее? Каковы же реальные показатели и наиболее вероятные перспективы в главной, градообразующей отрасли Сочи — в деле приема гостей?
В мини-гостиницах побережья — явное затишье, в квартирах, что сдаются отдыхающим, тоже не аншлаг. Но главной приметой межсезонья, известной всем сочинцам последние десятилетия, были и остаются здравницы, закрытые с ноября на замок, и люди, отправленные в неоплачиваемые отпуска до мая. И вот он, повод для осторожного оптимизма: ближайшие перспективы сочинской курортной отрасли выглядят намного лучше, чем это принято ожидать на зиму глядя.
Правда, от ощущения, что нижеприведенные успехи стали реальностью благодаря причинам внешним и очень сильно вопреки течениям городским, отделаться трудно. В администрации города у главной отрасли есть курирующий заместитель мэра Олег Ясюк, и такое внимание понятно: слишком велико значение туризма во всех его проявлениях для экономики Сочи. Претензий к нему немало. Быть может, это ответственное лицо и проводило какую-то работу по привлечению отдыхающих всех категорий в наши края, но кроме отчетного совещания о том, что «и в этом санатории все плохо, и там непорядок», вряд ли кто из даже интересующихся горожан припомнит. В то же время, многие люди, так или иначе связанные с торговлей, вспомнят проверки, инициированные тем же вице-мэром. По иронии судьбы эти меры не повлияли даже на, вроде как, профильную сферу деятельности зама: торговлю экскурсионными билетами, и в результате около 170(!) фирм благополучно выставляли свои незаконные точки реализации экскурсионных билетов, минуя такие условности, как налоги, оформление сотрудников по ТК и прочие «юридические мелочи». В том, что реклама Сочи балансирует от «и без нее хорошо» и до «все равно реклама — дело дорогое, сэкономим», тоже есть «заслуга» курирующего заместителя. Пляжные территории верно и отнюдь не медленно становятся все менее доступными и для сочинцев, и для части наших гостей. Причем, к сожалению, все вышеперечисленное относится к деятельности целой плеяды заместителей мэра по этим вопросам, и признать, что с переменой фамилии на двери кабинета в городе наступали какие-то перемены, сложно…
И все же, обещанный оптимизм. На сегодняшний день из 227 баз приема принимают отдыхающих 105. Закрыто по понятным причинам большинство детских лагерей, не работают кемпинги и базы, изначально рассчитанные только на предоставление летних услуг. Но во многие санатории Сочи уже сегодня попасть трудно — мест свободных нет! Понятно, у так называемых «ведомственных» здравниц вообще с загрузкой круглый год неплохо. А в конце ноября в Сочи ежедневно находилось почти три с половиной тысячи отдыхающих. И это только организованных гостей, попадающих в статистику по наличию санаторно-курортной карты или оплаченного места в отеле. При этом часть ноябрьских отдыхающих — люди, приехавшие в Сочи по путевкам от фонда социального страхования (ФСС). ФСС оплачивает «человеко-день» из расчета 650 рублей. Мало? Но даже эта сумма позволяет работать круглогодично. К примеру, постоянный участник программ приема льготных категорий отдыхающих — санаторий «Светлана» сегодня загружен на 100 процентов. А это — 890 человек! При таком объеме санаторий стабильно приносит прибыль. За зиму Сочи примет по утвержденному плану (и уже распространенным путевкам)20 тысяч гостей, а по факту этот показатель, скорее всего, будет перевыполнен уже к февралю: наконец-то наши здравницы уходят от стратегии «летом — урвем, зимой — как-нибудь» и уже готовятся к зимнему тендеру-конкурсу на работу с фондом. А значит, курорт — и это, опять же, с осторожным оптимизмом, но уже можно констатировать — стал-таки круглогодичным.
Но все же уповать только на обороты, предоставляемые фондом соцстраха, для Сочи было бы недальновидно. Что же делать в условиях, когда платежеспособность россиян падает, а сами они забывают и о том, что такое отпуск вообще, и что такое отпуск в Сочи тем паче?
Новая стратегия привлечения отдыхающих: работа с туроператорами и турагентствами на уровне не отдельных здравниц, а целого города. У туристического бизнеса сегодня — не самые хлебные времена, именно поэтому необходимо напоминать, что Сочи — мощная здравница, предоставляющая пакет отдых-оздоровление по минимальным ценам (в сравнении с мировыми ценами на спа-услуги, не говоря уже о специфичном курортном и реабилитационном лечении). «Курортный десант» из Сочи уже проехал по Уралу и Сибири, организовывая по маршруту конференции с представителями туристических агентств. Встречи «глаза в глаза» показали, что Сочи в сознании россиян порой находится в разряде мифических городов, в принципе недоступных, да еще и прикрытых на время олимпийской стройки. И если в закрытие Сочи «на стройку» верят неохотно, то самый живучий миф — о дороговизне Сочи, приходилось развенчивать «курортной агитбригаде» от конференции к конференции. Меж тем, по словам начальника управления по курортному делу и туризму
В. Широких, на сегодняшний день лечение в ведущих здравницах города — таких, как «Заполярье», «Беларусь», «Южное взморье», «Спутник», «Олимпийский — Дагомыс» — стоит от 900 рублей в сутки. При этом для отдыхающих питание — 2-4 разовое, полноценный отдых у моря и доступ к курортной медицине. На базе санаториев работают лечебно-диагностические отделения, специализированные мини-клиники и, совсем уж оригинальные, центры — вроде эндоэкологической реабилитации в «Южном взморье» и «Белых ночах», спелеокамер «Октябрьского», «Адлеркурорта», «Заполярья».
Как отразится на экономике Сочи работа администрации города с воротилами турбизнеса и планируемое участие Сочи в региональных туристических выставках — покажет уже будущий год.
И еще пара поводов для гордости за курорт Сочи и оптимизма. Причем — по достижениям, а не прогнозам. Повод первый: аттестационная комиссия Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм) присвоила в этом году «звездные» категории 25 средствам размещения. Категории
«5 звезд» удостоились всего три московские гостиницы — «Золотое кольцо», «Балчуг Кемпински», «Националь» и наш, сочинский «Гранд Отель Поляна». Повод второй, заставляющий все же менее пессимистично относиться к курортным успехам-2008: за 11 месяцев этого года в Сочи отдохнуло 4 миллиона 248 тысяч человек. Для ясности: итог прошлого года до 3,8 млн отдыхающих так и не дотянул.
Софья ИВАНОВА