СЧИТАННЫЕ ДНИ ОСТАЛИСЬ ДО СДАЧИ ВТОРОГО ПУСКОВОГО КОМПЛЕКСА АВТОДОРОГИ В ОБХОД СОЧИ
Это как на параде: все равнение «на прав-во!». Водители длинной-предлинной вереницы автомобилей, медленно спускающихся по узкой шоссейке к раздольненскому кольцу, все, как один, бросают взгляд в сторону блестящих новеньким асфальтом серпантинов объездной дороги. По такой прокатиться, так, без дела — и то не грех! Вздыхают водители, измученные городскими пробками: «Скорее бы…». Теперь говорим смело: «Дождались!».
Как давно это все начиналось. Задание на разработку технико-экономического обоснования строительства автомобильной дороги Новороссийск — Тбилиси — Баку на участке обхода Сочи было утверждено Минавтодором РСФСР еще тридцать лет назад — в 1978 году. В 1987 году Совмин СССР обязал Главдорстрой приступить к строительству первой очереди автомобильной дороги в обход Центрального района Сочи. Строительство это (от реки Агуры до улицы Пластунской) продолжалось до 1991 года. Потом из-за сокращения финансирования оно сосредоточилось только на участке от Агуры до
ул. Земляничной. На остальных участках в это время стояли тишь да благодать.
И вот этапное событие! 29 ноября будет введен в эксплуатацию так называемый «второй пусковой комплекс дороги». Общая его протяженность составляет 4,27 километра, из них на два тоннеля приходится 540 метров, а на мостовые сооружения — 873 метра.
Постановлением правительства РФ данный проект внесен в перечень объектов олимпийского строительства.
Заказчиком-застройщиком является ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья», а генеральным подрядчиком — ОАО «Тоннельный отряд
№ 44». Им теперь заслуженно принимать похвалу. Но прежде чем первое колесо коснется «целинного» асфальта, давайте все же вспомним, как мы шли к этому этапу. Можно смело говорить именно «мы», поскольку дорога, проложенная строителями, стала и частичкой жизни каждого сочинца. На юге, кстати, она — одна из самых сложных дорог.
— Значение ввода этого объекта для курортного Сочи трудно переоценить, — говорит генеральный директор ОАО «Тоннельный отряд № 44» Леван Васильевич Гоглидзе. — Город давно задыхается от автомобильных пробок, и пуск второй очереди объездной дороги в определенной мере должен помочь в решении этой проблемы. Наш коллектив к выполнению поставленной перед нами задачей подошел со всей ответственностью. Трудно выделить кого-то особо. Все работали, не покладая рук, показывая высокий уровень профессионализма и мастерства.
Идея разгрузить Сочи от транзита имеет давнюю историю. Строительство обхода стало приоритетной задачей в целевой программе развития города-курорта, а затем одной из основных составляющих развития транспортной инфраструктуры в программе подготовки к зимней Олимпиаде
2014 года. Сложные вопросы возникали один за другим — особые климатические условия, горный рельеф, повышенная сейсмичность региона, высокая водонасыщенность грунтов, наличие оползневых участков и многое другое. В поймах рек дорога выполнена в виде мостов и эстакад на высоких опорах. К примеру, высота опор моста через реку Бзугу достигает 28 метров, а длина пролетов — 63. В общей протяженности второй и третьей пусковых комплексов мосты и эстакады составят около 35 процентов. Для отведения сточных вод с поверхности проезжей части предусмотрена система водосборных лотков и напорных каналов с очисткой в фильтрующих габионных сооружениях.
Дорогу на всем протяжении приходилось укреплять, поскольку для рельефа характерна крутизна склонов, а во многих местах — опасные оползневые участки. Сложность еще в том, что оползневые процессы проходят как в верхних грунтах, так и в коренных породах. Укрепительные сооружения выполнялись в виде противооползневых поясов и подпорных стен. Их общая протяженность 3200 метров, из них 970 метров подпорных стен выполнены с применением буронабивных свай диаметром 820-1200 мм.
— При проектировании дорожного полотна в основу принята конструкция, отвечающая повышенным нагрузкам на дорожную одежду, — продолжает рассказ Леван Васильевич Гоглидзе. — Верхние слои асфальтового покрытия сооружаются с учетом горноклиматических особенностей региона, в том числе с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. При строительстве полотна дороги особе внимание уделено укреплению откосов выемок. Еще на этапе проектирования были рассмотрены различные варианты. В итоге была выбрана и применена технология с использованием перфорированной георешетки с заполнением щебнем.
Ну и, конечно, тоннели! Вот это была задача! Известно, что они являются наиболее трудоемкой и дорогостоящей частью дороги, но без них на Черноморском побережье никак не обойтись. Они помогают сохранить уникальный ландшафт, минимизируют экологический ущерб. С другой стороны, глубокие выемки также требуют немалых затрат на укрепительные сооружения, но при этом не дают такого уровня безопасности как тоннели. При проходке тоннелей применялись два метода: буровзрывной и с помощью проходческих комбайнов. Использовалась при этом современная технология с применением противофильтрационной пленки «Аргуфлекс», что позволило эффективно решать проблемы отвода инфильтрационных вод, а в последующем сделает тоннели сухими и удобными в эксплуатации. На мраморных порталах тоннеля уже красуются мозаичные панно и медальоны с изображениями древнегреческих атлетов-олимпийцев — с одной стороны и могучего Зевса — с другой. Одни только названия материалов достаточно говорят о том, что мы увидим уже через несколько дней: при отделке используются итальянские камни и мрамор блюперл, габро, привезенный из Индии империал рэд, наши погостовский серый гранит и ростовский песчаник, мансуровский гранит… На облицовку порталов только одного тоннеля уходит до трех тысяч квадратных метров этих дорогостоящих материалов. А мозаичные панно, как оказалось, изготовлены в Академии искусств Санкт-Петербурга и монтируются на отделочное пространство уже в готовом виде.
Надо отдать должное не только специалистам и рабочим тоннельного отряда № 44, но и сотрудникам проектных институтов «Стройпроект», «Сочитранстоннельпроект ТО-44», которые осуществили основные проектно-изыскательские работы второго и третьего пусковых комплексов, а также коллективу «Тоннельдорстроя», который ведет работы на участке обхода от ПК-134 (ПК — пикет дистанций в 100 метров) до поста ГАИ «Мамайка». Они, в том числе, строят и тоннель.
К концу 2009 года будет завершено строительство и третьего пускового комплекса от транспортной развязки Сочинской ТЭС до транспортной развязки микрорайона Пластунка общей протяженностью 5,2 километра. И там будет построен тоннель длиной более 350 метров, а также галерея тоннельного типа (130 метров), три мостовых сооружения общей длиной более полутора километров.
И тогда сочинским автомобилистам, да и вообще всем горожанам, в прямом смысле дышать станет легче. Дорожники обещают завершить к этому времени весь обход от Агуры до Мамайки.
Виктор СТЕПАНОВ