Для каждого отдыхающего наиценнейшим качеством любого санатория является море. Даже в непляжный сезон вид на море существенно поднимает стоимость номера. Но не морем единым живет отдыхающий. И рано или поздно он обратит внимание на собственно неприбрежную территорию санатория. Причем, скорее рано, чем поздно.
Когда речь заходит о богатстве сочинских здравниц (не о том, что таится в человеческом факторе и медицинских программах, а о том, что можно увидеть своими глазами и восхититься, а то и позавидовать), сразу же на ум приходят санаторские пляжи: закрытые, большей частью неприступные, но чистые, ухоженные и не столь густо «заселенные» шезлонгами и иже с ними в сравнении с пляжами общедоступными. Пускать ли сочинцев на пляжи и как? Нарушает ли загораживание пляжной полосы российский Водный кодекс или, напротив, служит архиважной охранной зоной «приличности» этих самых пляжей особого назначения?
Кстати, по Водному кодексу никто не отменял так называемый «бечевик» — открытую (для всех и каждого) зону вдоль уреза воды (термин этот происходит не от слова «бич», а от древнего — «бечева», веревка). За огороженность пляжей санатории воюют с «санитарными правилами» наперевес: пляжи у них, как правило, лечебные, а значит, должны быть в особом санитарном режиме.
Но кроме завидных галечных территорий у моря, есть у санаториев не менее ценные территории — зеленые. И вот они-то иной раз становятся для здравниц «безручечными чемоданами».
Суровая, не пропускающая на территорию санаториев охрана блюдет, как правило, частные владения: да, есть ряд средств размещения, которым удалось оформить землю в собственность или же в долгосрочную аренду, что, по большому счету, дает право на ограничение доступа. В приватных беседах руководители санаториев признают: и рады бы местных пускать, так ведь тогда с парком можно будет прощаться. «Возрастающая антропогенная нагрузка приведет к разрушению сложной микроэкосистемы, созданной в нашем дендропарке» — так прокомментировала ситуацию инженер по зеленым насаждениям одной из здравниц — обладателя одного из крупнейших санаторных парков.
К примеру, по данным заместителя мэра О. Ясюка, озвученным на одном из планерных совещаний при главе города, содержание дендропарка масштабов санатория «Октябрьский» обходится порядка 2 млн рублей в год (это только содержание и уход). Для сравнения: городские территории, согласно сметам, содержатся на суммы, превышающие «санаторские» показатели в несколько раз, а эффективность этого содержания каждый может оценить сам.
Но есть примеры противоположные, когда территории санаториев выглядят в сравнении с территориями городскими, мягко говоря, пугающе, что особенно подчеркивается проходящей в городе акцией по расчистке не только «знаковых дорожек», но и дворовых территорий.
А ведь сочинская земля (тем более в «поясе санаториев») — чистое золото, и это аксиома, не требующая доказательств. Не только рыночная стоимость наших земель похожа по количеству цифр на номер телефона. Кадастровая стоимость — и та способна вогнать в некоторый ступор неподготовленного человека. А это, в свою очередь, и гордость (такие-то богатства!), и боль… Налоги-то на землю необходимо платить с каждого квадратного метра. Нет, безусловно, в России пока никто никого налогами не задавил. Тут уж скорее побочные платежи вынимают из казны предприятий сопоставимые с ними суммы. Меж тем, налог на землю, имущество и доходы физлиц — три кита, на которых держится вся экономика консолидированного бюджета края. А значит, как вы понимаете, суммы — нешуточные.
Выходов из сложной экономической ситуации, в которую попадают некоторые санатории из-за такого земельного богатства, по большому счету, два, впрочем, не взаимоисключающих.
Выход первый, распространенный: перевести территорию в разряд дендропарков. Тогда действует иная ставка налогообложения и земельный платеж становится менее устрашающим и разорительным. Дендропарки санаториев — украшение города. Есть, конечно, исключения, но они только подтверждают правила. Выход второй: осваивать собственные территории. Но этот путь не прост.
Чтобы в современных условиях из того, что есть, сделать конфетку, нужны Деньги. Именно Деньги с большой буквы, потому что малой кровью в Сочи уже не отбиться. Наглядный пример с умом вложенных в территорию финансов показывает всей стране (и Сочи, в частности) санаторий «Черноморье» (ул. Орджоникидзе). Предвидя бурю воспоминаний тех, кто скажет: «Раньше Сочи был всесоюзной здравницей, все отдыхали», признаю, что и «Черноморье», и «Родина», и ряд других средств размещения действительно не для всех. Ну, так что, всех отдыхающих уравнять под гребенку санатория «Кавказ»? Об этом ммм… средстве размещения говорит каждый новый руководитель санаторно-курортной отрасли города. Если коротко резюмировать, то получается следующая картинка: территория — в хламе, номера — в ужасном состоянии. Но так как реальных рычагов воздействия на собственника, прямо скажем, не много, то год от года санаторий принимает-таки гостей, которые после подобного отдыха, возвращаясь из отпуска в будни, известно что рассказывают о Сочи и наших обычаях гостеприимства.
А вот перед глазами и пример БК «Мацеста». По-прежнему бальнеологический комплекс доступен практически каждому: приезжай, приходи, лечись. Поликлиника комплекса — одна из самых уютных в городе, бювет в ванном корпусе — картинка с парадного снимка курорта. И вместе с тем, тут же — пусть и некоторых раздражающие, но на уровень комфортабельнее — VIP-отделения. Последние — в несколько раз дороже отделений, где ванны отпускаются на общих основаниях, но они должны быть в таком городе, как Сочи. Равно как и мало сожаления вызывает перепрофилирование территории «Заполярье» из уголка дендропарка в зону «пять звезд»: здесь и новый корпус, и коттеджи, и бассейны, и… Ну, в общем, полноценные пятизвездные услуги плюс свежепосаженная растительность.
Освоение собственных территорий — это не только возможность заработать, в том числе и на уплату налогов, но и потенциал развития собственно города как курорта. Городу нужны эти самые «пять звезд». И нам, горожанам, они необходимы: уровень зарплат в классных гостиницах, пансионатах, санаториях выше. И отдыхающим, предъявляющим к отдыху требования не только такие, чтобы море было рядом, эти номера «люкс» нужны. И под Олимпиаду нам эти номера необходимо создать по олимпийским, опять же, требованиям.
В конце концов, часть территории, до которой собственнические руки не доходят, можно передать инвестору — хоть частному, который на них построит новые отели, хоть с государственным капиталом, который будет развивать в Сочи детский отдых. Ведь то, что называется сегодня в Сочи детскими средствами размещения, взрослому отдыхающему не предложишь: душ — в конце коридора, кондиционер — в кабинете директора.
Да, отдавать жалко: тут уж любого собственника или арендатора понять можно. И именно поэтому развитие некоторых наших «золотых территорий» «успешно» буксует: денег на развитие нет, налоги большие, а отдыхающие не едут, потому что… денег на развитие нет. Что поделать, богатым быть трудно.
Юлия ЗУЕВА