Дети — лакмусовая бумажка любого общества. По отношению к детству можно судить о его здоровье и проблемах. Поэтому так называемый «детский закон» стал своеобразной диспансеризацией общества. «В целом данные по реализации закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по Сочи не хорошие», — доложила на планерном совещании новый заместитель главы города И. Романец.
В ходе аналитического доклада заместителя главы города И. Романец и выступлений содокладчиков стало ясно, что положение не настолько трагично. И все же со статистикой не поспоришь: за 231 рейд выявлено 2519 нарушений, 375 детей и подростков доставлено в милицию. Протоколов о нарушениях составлено без малого 600. Это — за какие-то три месяца активной работы с законом. Рост преступности с участием детей — 29 процентов. Это беда? Или недоработка? Или все же плоды, которые принесло разностороннее равнодушие к судьбам подрастающего поколения?
«Детский закон» суров: семнадцатилетнего подростка трудно удержать дома после 10 вечера. Салтыков-Щедрин подарил нам перл: «Строгость российских законов искупается их повсеместным невыполнением». К счастью, пока эта истина оправдывается далеко не всегда. Так что, не исключено, ужасающий рост сухих цифр статистики — всего лишь верхушка айсберга, которую стало возможным разглядеть по одной причине — работу активизировали и стали за соблюдением закона следить не как принято, а как положено. То есть просто зарегистрировали, а по большому счету — всего лишь обратили внимание на те множественные нарушения, что у каждого перед глазами, но про которые принято думать: не мое — лезть не буду.
С прошлой недели каждый день в полдесятого вечера в центре города можно наблюдать одну и ту же картину: непарадный «развод» — мобильные группы получают «маршруты». Милиция общественной безопасности, казаки, работники администрации, МУПов, ЧОПов, кажется, мобилизованы все, кого можно было привлечь. Без массового привлечения людей в помощь милиции обойтись было невозможно, потому как милиция традиционно ссылается на недостаточный кадровый состав. Настолько недостаточный, что, по свидетельству того же заместителя главы города И. Романец, на 15 обращений в УВД со стороны городской комиссии по делам несовершеннолетних не получено ни одного ответа. На самом деле, в Сочи — всего 48 инспекторов по делам несовершеннолетних, 146 участковых и порядка 400 сотрудников ППС. Для сравнения: только казаки поставляют на вечерние городские обходы 150 человек, еще около 500 — добровольцы.
Добровольные народные дружины — изобретение не вчерашнее, но, как и многое из подзабытого старого, дают эффект. Буквально «из личных запасов» дружинники обеспечиваются транспортом, а в Центральном районе Сочи к работе подошли еще серьезней — закупили форму.
Можно, конечно, пытаться пойти и другим путем. К примеру, управление молодежной политики администрации города решило «отработать» молодежными патрулями: раздавали информационные буклеты родителям и студентам с разъяснениями закона. Но даже очень предвзятым взглядом видно, что когда молодежь (не та, что привлекается управлением, а, к примеру, из городской молодежной организации «Наше время») идет на улицы не информацию нести, а малолетних нарушителей «детского закона» выявлять — эффект получается значительней.
Первые дни (точнее, ночи) работы мобильных групп были, мягко скажем, на грани проверки на прочность — настолько не верилось, что «детский закон» не декларация о намерениях, а действующий механизм. Неприятные ситуации большей частью касались «детей старшего возраста», то есть от 14 до 18 лет, которым, согласно закону, нечего делать без сопровождения родственников на улице после 10 часов вечера.
На Цветном бульваре хулиганствующие подростки при приближении патруля опрокинули кабинку биотуалета и разбежались врассыпную. В компьютерный клуб представителей ДНД пытались не пустить со словами: собственность — частная, делать вам здесь нечего. В первые дни массированного патрулирования из компьютерных клубов подростков пришлось перевозить в штаб «пазиком». Но уже на следующий день проверка малолетних нарушителей там не выявила: за каждого обнаруженного в неурочное время подростка на клуб наложили штраф — теперь пускать детей после 22.00 неповадно.
Молодежи в этих мобильных группах тяжело. Все-таки эти организации объединяют довольно благополучных ребят. Меж тем работа добровольных дружин только выявлением детей в городе в вечернее время не ограничивается. Параллельно идет проверка и санитарного состояния города, и торговли, и множества других «мелочей». Вот люди возраста проверяющих пьют пиво на лавочке в сквере — правонарушение, казалось бы, мелкое, но пройти мимо нельзя. А вот подростку лет 15 продают «джентльменский набор»: пачка сигарет, три пива, банка энергетика. Пройти мимо? Ругаться с реализатором? В любом случае, если такое обнаружено группой, в которой есть молодежь из «Нашего времени», завтра у этого магазина пройдет интересный флеш-моб: пикет торговой точки. Казалось бы, не так это и страшно, но дисциплинирует. Впрочем, еще больше дисциплинируют меры экономического толка: если с молодежью «договориться» не получится, прощай, лицензия на алкоголь, здравствуйте, дознаватели.
Опять же, параллельно с выполнением задачи основной провели как бы невзначай проверку нескольких школ. Обнаружили факты просто потрясающие. На территории одной — автостоянка. На другой — вообще автомастерская. Это притом, что перед учебным годом готовность школ проверялась всеми заинтересованными организациями, вплоть до антитеррористической комиссии. Как «проморгали»? И так как результаты экспресс-анализа школ в этом отношении не порадовали, то в самом скором времени будут проверены все учебные заведения города.
И за этими маленькими ежедневными победами скрывается солидная цифра: в районах, где действуют мобильные группы, по данным начальника милиции общественной безопасности УВД Центрального района И. Костюка, идет значительное снижение правонарушений — до 11 процентов.
Заместитель главы города Г. Капканов, кстати, тоже практически постоянный участник рейдов, отметил, что эффективность этой работы можно оценивать уже по статистическим данным. Нет снижения правонарушений — нет работы.
А чтобы эффект был, надо устранить одну из основных причин (точнее, причину, на которую можно повлиять) низкого уровня исполнения закона — отсутствие согласия. В основном нагрузка лежит на так называемом «социальном блоке». Но почему принято жаловаться на недостаток средств и сил и проходить мимо уже готовых к «бою» людей? То же управление молодежной политики могло бы сильнее, шире и эффективнее использовать потенциал уже объединенной, уже сработанной молодежной организации «Наше время». У нее есть не только опыт, но и, к примеру, единственная в городе регулярно выходящая молодежная газета. «Наше время» способно за сутки вывести на улицы города больше тысячи самых активных, неравнодушных молодых людей. Именно эти ребята при поддержке районной администрации и спонсоров организуют, пожалуй, самые веселые и действенные субботники. На прошлой неделе, к примеру, они совместно с УНО, «Молодой гвардией» Единой России» и старшими единороссами провели субботнюю уборку части сквера на Цветном бульваре, официально приурочив акцию к 90-летию комсомола. Профлицей № 19 — покрасил фан-бокс, первоклассники из школы № 7 старательно подметали дорожки, поликультурный колледж (во главе с «комсомолкой» — директором колледжа И. Радченко) и школьники из СШ № 24 чистили газоны, «Наше время» драило рабатки и раздавало призы, детсадовцы из МДОУ № 69 впервые узнали, что такое «субботник». И спонсоры «СМС-групп» молодежи не отказали — помогли с инвентарем. И глава района приехал их поддержать, помочь с транспортом и вывозом мусора. Нормальная работа, нормальное взаимодействие.
Силами только молодежи, конечно, проблему детской безнадзорности и правонарушений не решить. Но иной раз «Наше время» сталкивается с недопониманием со стороны вполне ответственных людей, которые никак в толк не возьмут: зачем молодежи это надо? Зачем ездить каждый месяц в «ветеранский дом» с концертами и тортами, зачем выходить на пикеты, зачем выпускать собственную газету? Получается, что некоторые достижения молодежи — не «благодаря», а «вопреки».
Одно из последних достижений сочинской молодежи — победа в чемпионате Центральной Краснодарской лиги КВН нашей сочинской команды «Южнее некуда». Краснодарская лига — сильнейшая из региональных, и уже на этом уровне «Южнее некуда» отличается от других команд: пишут все(!) шутки сами. Теперь у сочинской молодежи путь на Кубок чемпионов, а там, быть может, вслед «Утомленным солнцем» после зимнего фестиваля в Сочи — в премьер-лигу. А связь между таким строгим «детским законом» и КВН — абсолютно не смешная. Вот что говорит по этому поводу Людвиг Буюклян, руководитель сборной КВН Сочи «Южнее некуда»: «Мы не первый год помогаем нашим молодым сочинским кавээнщикам. «Детский закон», конечно, поддерживаем и готовы помогать подросткам найти себя. В любой момент мы готовы принять каждого, кто талантлив, кто готов работать. Пусть подростки идут к нам — это будет весело, это будет интересно. Гораздо лучше, чем вечером на лавочке пиво пить».
С начала августа, когда закон вступил в действие, на вечерних улицах стало намного больше милиции и намного меньше подростков. И все же, пока подростков на ночных улицах все еще много, родители все еще не знают, чем на самом деле занимаются их дети вечерами, а продавцы, не краснея, продают тем алкоголь. Так что вечером — новый развод.
Лариса ЗУЕВА