Наверное, сейчас у читателя непроизвольно сведет челюсти в кислую мину, а кое у кого и зуб заболит. До того надоело читать и слушать на тему работы общественного транспорта, пробок, злополучных маршруток. Обо всем уже переговорено сотни раз, а мало что меняется. И, тем не менее, именно сегодня промолчать нельзя. О чем говорят люди на автобусных остановках в промежутках между тщетными попытками хоть как-то втиснуться в салон автобуса или кузов маршрутки? О чем говорят пешеходы, не ставшие пассажирами после часа-другого ожидания? Клянут на чем свет стоит и сочинский форум, и его устроителей в центре города. Все было сделано отменно и здорово, а эта вот «ложка дегтя» все испортила. И если в дни форума многие сочинцы готовы были терпеть неудобства и с пониманием относились к сложившейся ситуации, тем более что и городские власти приняли мудрое решение о переносе выходных дней, то почему, по накату, неразбериха с общественным транспортом продолжается и теперь, спустя несколько дней после форума?
Но — ближе к теме! Первый после форума день. Сочинцы вышли на работу и после нее — на остановки общественного транспорта. Пусть каждый вспомнит, как он сам добирался в этот день домой, и если у кого-то будут дополнения, я готов их принять к сведению. Сам же попал домой через три с половиной часа!
Остановка «Сбербанк» — «узловая» своего рода, поскольку здесь концентрируются большие потоки пассажиров и отсюда идут автобусы во всю восточную часть города, включая Адлер. Так вот, ровно в 18 часов прошла «единичка», вместительный белорусский автобус, в который вполне можно было втрамбоваться. Но мне-то удобней ехать на маршрутке № 45, и я решил ждать. Забегая вперед, скажу, что уехал все-таки на следующей «единице», которая подошла через… полтора часа! В три маршрутки, прошедшие за это же время, втиснуться не было шансов.
Не в лучшем положении оказались и те, кому путь — на Бытху. В их сторону, правда, маршрутов гораздо больше, но и их самих — тоже. Одна за другой подходили машины, из окон которых торчали не вмещающиеся части более счастливых пассажиров. Одни проезжали мимо, водители других пытались бессовестно прессовать народ. Минут через сорок стали формироваться группы попутчиков и отправляться пешком на Бытху. Адлерцам уходить было некуда! Куда же подевалась вдруг добрая половина машин — и маршруток, и автобусов? Пока я думал об этом, большая часть жителей Бытхи (и не только) ушла с остановки домой пешком.
Кстати, так на следующий день сделал и я… И на второй день тоже, и на третий… И все же, куда «прячется» в это время общественный транспорт? Водители маршруток, лениво попивая кофе на конечной остановке у общежития на ул. Буковой, где их собирается до десятка одновременно, между глотками горячего напитка, мне втолковали так:
— А чего гонять по пробкам, бензин понапрасну жечь? Мы своего пассажира возьмем с лихвой и за один рейс вместо двух, куда он денется!..
Наверное, и гаишники в эти дни «вошли в положение». Несмотря на то, что на улицах их было ничуть не меньше, чем водителей маршруток, они снисходительно не замечали скособоченные от перегруза «Газели» и торчащие из их недр человеческие конечности.
Кстати, почему, хотя бы в дни форума и «около них», когда перекрывались многие улицы, не было организовано никакого контроля за работой общественного транспорта? Хотя бы в виде временно нанятых старушек-пенсионерок, которые отлично могли справиться с функциями диспетчеров и проследили бы выход автобусов на маршруты и их движение. Да и молодежь, студенты охотно откликнулись бы на такой призыв. Впрочем, забудем про форум. Он уже «отгремел». Но разве изменилась ситуация с движением общественного транспорта? Как стояли люди толпами на остановках (и не только в «часы пик»), так и стоят. И это происходит практически на всех маршрутах. Причем не только по центру города, но и в направлениях Адлер, Дагомыс. Те же жители Бытхи жалуются, что тратят чуть ли не по три часа на попытку уехать утром на работу на городском транспорте. Руководство МУ «Управление городского транспорта» объясняет сбои в графике движения постоянными пробками на дорогах. Логично. Но где же выход? Ведь люди, в транспортной маете теряя три часа утром и столько же вечером (а это почти целый рабочий день!), могут, в конце концов, призвать к ответу виновных, которые за свою работу пока заслуживают полную «единицу».
Виктор ГОЛУБЕВ