Пока никто не сказал, что летний сезон в Сочи был провален. Пока только видно, что в городе даже на глазок летом было меньше отдыхающих, что обороты в экскурсионных фирмах упали по сравнению с прошлым годом не меньше чем на 20 процентов, что в кафе-ресторанчиках даже в разгар сезона было «не аншлаг», ну и косвенные признаки: с управляющими кадрами в Сочи — большие и, как признают, назревшие перемены, а отели завели монументально выполненные таблички «Есть свободные места». Подведем итоги?
16 по курорту
Главный итог сезона: с начала этого года Сочи принял порядка
3 млн 200 тысяч гостей. Сухую цифру статистики можно расценивать по-разному. Например: рост в целом (относительно аналогичного периода прошлого года) составил 6 процентов, что похвально. С другой стороны, «из края» в Сочи спущен план, по которому до конца года Сочи должен принять 4 млн 400 тысяч человек. А на административных совещаниях то и дело звучит другая укоризненная цифра: «Не дополучили полмиллиона отдыхающих!». Полмиллиона от трех двести — это шестнадцать процентов… Где эти шестнадцать процентов? Не в Сочи — точно. А почему? Ответ на этот вопрос во многом зависит от нашего города.
Каждый отдыхающий по усредненному итогу 2007 года привез (и, соответственно, потратил) в Сочи около 25 тысяч рублей. Мы, конечно, видим закат российского потребительского бума, но финансовый кризис действительно стал значимым для россиян не в начале «высокого сезона», а гораздо позже, и, значит, дело не в том, что у россиян не стало этих «25 тысяч». Просто повезли они их в места, быть может, не столь отдаленные: в Турцию, Грецию, Египет.
Добраться в эти места из средней полосы России и даже из-за Урала получается дешевле, чем в Сочи: та же Турция находит целесообразным поддерживать своих авиаперевозчиков, везущих из денежной России туристов по вполне демпинговой цене. Цены на размещение вполне сопоставимы, да вот беда: отдыхающему ныне требуется не только крыша. Впрочем, о состоянии средств размещения — отдельный разговор. А итог — наш турпродукт снова не самый качественный, не самый дешевый и не самый привлекательный — не самый радостный… Причин, конечно, много. И не вдаваясь в подробности местного сервиса в его исконном смысле — вроде принципиально не улыбающихся официанток, можно выделить 5 источников бед сезона.
Море и около
За чем бы ни ехал курортник в Сочи, а море — это главная сочинская «фишка». Лечение — да, природа — да, Олимпиада — безусловно, но главнейшим для нас остается море. В глазах любого пользователя этого водного ресурса море должно отвечать следующим критериям: быть чистым, безопасным, доступным. По всем трем признакам Черноморское побережье на протяжении большей части 150 сочинских километров имеет черты своеобразные. И самая «сочинская» из них — доступность. Акции по сниманию заборов проходят каждый сезон, и каждый же сезон появляются новые их «собратья».
Само же сочинское море, по большому счету, ни химической, ни бактериологической опасности для купающихся не представляет. Во всяком случае, эксперты Роспотребнадзора ни разу за сезон не зарегистрировали критического превышения допустимого содержания всяких разных нездоровых веществ и существ в акватории. Опасность таится в другом. На 161 пляжной территории и в рекреационной зоне отведено 36 зон технических, то есть тех, откуда уходят в морскую даль малые плавсредства, где они ждут своих клиентов, иной раз заправляются, хоть это правилами и не поощряется, и т.д. Но простой подсчет в солнечный день показывает, что на одну легальную точку проката маломерных судов и причисленных к ним парашютов-бананов приходится штук семь нелегальных. Результаты трагичны. В Лазаревском районе в июле «плюшка» (что показательно — незаконная по всем статьям) стала трагедией: во время катания разбилась насмерть девушка. А в сентябре произошел совсем дикий случай со смертельным исходом. На отдыхающего в устье Псезуапсе (тоже Лазаревский район) совершило наезд неустановленное(!!!) транспортное средство. Человека буквально «изрубило» винтом. В какой мере причина трагедии — в бардаке на море? Только по официальным данным все законно зарегистрированные технические зоны имеют нарушения. Конечно, в таких условиях трудно ожидать от пляжа фонтанчиков с водой, уборки галечной полосы, чистых раздевалок и элементарного сервиса. О нынешнем сервисе на пляжах «хорошо» отозвался глава города В. Афанасенков: «Пляжное оборудование должно выдаваться, но не должно напоминать рэкет», и пообещал к следующему году на муниципальных пляжах порядок навести.
Итог сезона: 2 случая с летальным исходом.
Кому тур?
Экскурсия — это звучит. Но в Сочи — не смотрится. Не смотрится уже с «вешалки» — с точек продажи экскурсионных билетов, на что наша газета многократно обращала внимание. Жуткие штендеры, косые зонты и пластиковые стулья ну никак не хотят приводиться в вид мало-мальски приличный. Время от времени предпринимаются попытки пересадить реализаторов путевок в однотипные ларьки, и с той же регулярностью эти попытки проваливаются, а город захлебывается в экскурсионке незаконной. К сезону-2009 такая попытка будет предпринята вновь. По словам начальника управления по курортному делу и туризму В. Широких, «законных» экскурсионщиков обеспечат приличным торговым оборудованием за счет бюджета. Средний киоск нового образца стоит порядка 30 тыс. рублей, но сами экскурсионные фирмы на их изготовление не будут подвигать: их просто изготовят по городскому заказу, установят и отдадут в аренду. Предполагается, что за год деньги вернутся в бюджет. Конечно, идея славная: работаешь легально — вот тебе торговое место, а если ты со столиком — то за версту видно, что ты незаконный нелегал, и места на туристическом рынке тебе нет. Будем надеяться, что идея эта сработает. Потому как итог сезона нынешнего просто удручающий. В соответствии с дислокацией изначально в городе к сезону выделили 392 места реализации билетов. К июлю стало понятно, что этого мало (об аргументах такого понимания, пожалуй, лучше и не спрашивать), и в официальную дислокацию внесли еще без малого две сотни. А еще в городе работали 286 абсолютно незаконных места продажи путевок. Судя по точности этой официальной цифры, от проверяющих они особо не прятались… Кстати, 200 из них находились в Лазаревском районе.
Итог сезона-2008: 800 протоколов, 400 изъятых рекламных штендеров, 18 экскурсионных фирм — в «черном списке», падение оборотов крупнейших местных операторов экскурсионного рынка — то есть тех, кто законно работает и исправно налоги платит (до 20 %.).
Высоко едешь — хорошо будет?
Одна из сочинских изюминок — поездки по олимпийским горам, по долам на «уазике», гордо именуемом «джипом». Выше джипинга — только звезды. Идеальный джипингист — немного выпивший с предыдущей партией экскурсионно обслуженных туристов, «не сочинец», с автомобилем, переделанным как только можно (и нельзя). Вам редко такие встречались? Значит, вы просто не были в предгорье. Довольно некрасивая процедура заманивания в кабриолеты известна каждому: стоит приехать в Эсто-Садок, как нарвешься на предложение покататься в горах, а в случае отказа — на громкую отповедь об отсутствии у нынешних отдыхающих денег. Вообще-то в городе — 22 маршрута движения транспорта повышенной проходимости. На них работает чуть больше трехсот «уазиков». Из них чуть меньше… 300 работают без разрешительных документов, физлица (водители) на налоговом учете не состоят, пассажиры не застрахованы, о том, что такое путевой лист и предрейсовые мед- и техосмотры, водители, может, и знают, но понаслышке. Отдыхающим, пока петух жареный не клюнул, быть может, это и все равно. Но у тех же 300 автомобилей изменена конструкция, что вполне может привести к «клеванию» и острым заголовкам новостей: «В Сочи опять гибнут люди». И пусть оптимисты скажут, что никого из потенциальных отдыхающих взрывы в Сочи не испугали: но когда люди гибнут на пляже и дело так и остается «висеть», вместе с еще рядом подозрительно регулярных взрывов, остается лишь признать: безопасность — не наш конек. Зато «джипы» практически не стоят в пробках: в горах они все еще редкость. А вот те питерцы-москвичи, которые и от своих родных пробок подустали, предпочитают не наш вечно стоячий Центральный район, а более заповедные архипо-осиповки, михайловские и геленджики. Впрочем, о последнем — отдельная пара слов.
Итог сезона: в городе действует абсолютно незаконный бизнес, о чем знают все и о чем, ввиду отсутствия в этом году серьезных происшествий, не говорят, молча сжевывая «минус деньги в бюджет».
Брат и сосед?
Чтобы не получить от дружественно настроенного соседнего города-конкурента Геленджика иск о защите его деловой репутации, скажу мягко: есть не поддающаяся официальному подтверждению информация из официальных источников (по понятным причинам пожелавших остаться неизвестными) — Геленджик вышел на новый качественный уровень продвижения своего туристского продукта и привлечения отдыхающих. На развилке в Джубге специально обученные люди сообщают проезжающим, что Сочи закрыт на олимпийскую стройку и делать там, соответственно, среди гастарбайтеров нечего. С тем же текстом встречаются эмиссары в поездах. Самым талантливым из них удается людей с билетами до Адлера уболтать на отдых в Краснодаре.
А мы им так сказали…
Редкому городу удается так прогреметь на весь мир, как Сочи в момент его выигрыша предолимпийской гонки. И вот они, плоды такой рекламы: Сочи, если судить по пиар-месседжам, получается только столицей Олимпиады, а остальное — от возможностей бальнеологии до климата — просто пустяки в сравнении с этой глобальностью. Нет рекламы Сочи не просто как курорта, но и как ныне действующего курорта круглогодичного. Зато есть реклама продаж жилья с ценами, очень уж похожими по количеству цифр на федеральные телефоны, что само по себе откладывает в подсознании связку «Сочи — это дорого». Меж тем, средняя цена путевки за один день при покупке курса — 1700 рублей на человека. Это парадокс на фоне того, что такого же класса номер в «советской» гостинице в центре города стоит почти в три раза дороже! А 1700 — цена с лечением, о котором в рекламе говорится «мелким шрифтом». В Европе и Турции такого нет, но и в России об этом никто не скажет.
Правда, крупные средства размещения, с приличной лечебно-диагностической базой, давно поняли эту рекламную особенность и занимаются продвижением товара через туроператоров, продавая до 90 процентов своих путевок турфирмам с бо-ольшим ценовым люфтом. Туроператоры уже на местах — от Москвы до Екатеринбурга и Владивостока уговаривают ехать в Сочи.
Итог такой политики: «Организованный» сектор в этом году дал прирост отдыхающих на 9 процентов. Итог рекламного завала: снижение по «неорганизованному сектору» 10 процентов.
Такие вот итоги…
Светлана ВОЛОШИНА