О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НЕХОЖЕНЫМИ ТРОПАМИ

   Как хочется в отпуск в Сочи. Тот Сочи, который лично от меня зачастую отделен забором. В тот Сочи, где дорожки и тропинки ведут к морю через парк с белками, а не ларьки с нижним бельем. В тот Сочи, который с ног сшибает собственной красотой — магнолии, кипарисы, рододендроны и пальмы… Уверена, местные понимают, о чем это я. Готовность отдать охраннику санатория сто рублей, как правило, снимает ограничения, налагаемые суровыми санаторными надписями: «Вход строго по санаторным книжкам», но почему от этой «неподкупности» так часто остается «осадочек», вроде как я в этом городе — обитатель охраняемой резервации?

   На прошлой неделе в Сочи первый заместитель главы города С. Колегов провел не слишком афишируемое, иной прессой практически не замеченное, но все-таки знаковое совещание. Пригласили представителей всех фирм, предпринимателей и т.п., имеющих бизнес-интересы, пожалуй, в самой важной зоне города — прибрежной полосе: от пляжа Ривьера до «Светланы» — в сочинском поясе доступных к свободному посещению пляжей. О том, как важна эта зона для Сочи, на совещании даже говорить не стали: аксиомы обсуждению не подлежат. И то, что «необходимы изменения», было также очевидно всем. Причем большинство осознает, что изменения были необходимы «вчера».
   Самая большая беда, что хозяйствующих субъектов на этой территории довольно много, а вот общей концепции ее развития — хоть архитектурной, хоть коммуникационной — нет, и вообще, пляжи — сфера ответственности федеральных властей. Но жить-то нам, гостей-то принимать сочинцам. Приморская и Верхняя Приморская набережные, Ривьера после своего глобального обновления за последние три года — примеры, достойные подражания, но этого уже мало. А ведь на этой территории существует множество планов застройки, сооружения крупных объектов, и многие из них не в стадии строительства только по причине действия моратория на застройку этой зоны.
   Приехавший на совещание главный архитектор края Ю. Рысин также распространяться о текущем положении дел не стал, ограничился тем, что обозначил наиболее болевые точки территории и озвучил совместно с С. Колеговым план действий в этом направлении на ближайшее время. Бизнесменам предложено представить свое видение вверенных им территорий, после того как их предложения аккумулирует служба главного архитектора города будет разработана единая концепция. Предполагается, что затронет этот «локальный генплан» не только собственно прибрежную зону, но и территорию до Курортного проспекта, а может быть, и несколько выше. Только на разработку эскизного плана в условиях, когда существует сложившаяся застройка, переплетено множество интересов, действует (или не действует) множество планов и проектов, уйдет не менее полугода. И это очень короткий срок для такого масштабного проекта, как отметил Ю. Рысин.
   Итак, проблемы зоны, где, будем надеяться, сочинцам и отдыхающим будет приятно пройтись в самом обозримом будущем, обозначены, намечены пути решения. Вопрос поднят и решается уже на уровне края во многом благодаря тому, что место это — очень уж заметное, всегда на виду, как говорится, глаза мозолит. А ведь какие-то полтора десятка лет назад в Сочи было не менее прогулочно-важное и другое место — пешеходная тропа. Хотелось бы написать «знаменитая» тропа, но, увы, люди, опрошенные сегодня буквально в двадцати метрах от выхода на тропу, озадаченно пожимали плечами: «Терренкур? Пешеходка? Нет, не знаем…». И лишь пара пенсионеров показала, как пройти к тропе, предупредив, что… лучше туда все же не ходить.
   Когда-то старт для лечебных прогулок многих поколений сочинских курортников начинался у Центрального стадиона, и самые искренние и физически подготовленные любители оздоровительной ходьбы финишировали у Мацесты. Городская тропа № 1 в свое время объединяла территории всех находящихся на этом участке курортных учреждений: пансионатов, здравниц, гостиниц. Асфальтовая дорожка здесь была не просто прогулочной, а действительно местом принятия лечебных процедур. «Сама природа здесь целебна», — утверждал Н. Островский, большой ценитель сочинской курортной медицины. На тропе до сих пор «водяными знаками», подтверждающими ее ценность, сохранилась разметка по интервалам. Эта тропа помнит А. Пугачеву тридцатилетней давности, тогда еще по сочинским дорожкам «идущую к стройности», и космонавтов — Леонова, Кубасова, Терешкову, любивших под тенью магнолий книжку почитать. Сегодня эта часть дорожки — в максимальном запустении. Но из санатория за ней наблюдают. Через камеру видеонаблюдения…
   Лавочка на всей пешеходной тропе — одна-одинешенька, правда, на удивление свежеокрашенная и в целости, что на фоне многолетних залежей тары из-под пива смотрится еще более неожиданно. Магнолии — процветают, ежевика — зреет, и если бы не ощущение захламленности, поддерживаемое стойким запахом ммм… последствий цивилизации, очаровательное было бы местечко. Ходить по ней правда, местами просто противно. Из-за заборов, бетонных и сетчатых, новых и «исторических», столь надежно опоясывающих пешеходку, постоянно течет жидкость, запах которой не оставляет сомнений в ее происхождении. Течет, не тем будь помянута, не куда-то, а в море. Здешние мостики, если бы не торчала из них арматура, можно было бы показывать туристам под видом, к примеру, артефактов древнегреческого присутствия в регионе: по состоянию они вполне бы могли сойти за древность столь почтенного возраста.
   В свое время руководство администрации Хостинского района написало журналистам письмо, в котором обозначило перечень организаций, которые должны нести ответственность за содержание участков тропы, прилегающих к границам их территорий, включая вопросы ремонта, текущего содержания и санитарного состояния. Но самыми интересными в этом письме были строки о потерянной значимости этой рекреационной зоны из-за проходящей рядом железной дороги. Но по такой логике получается, что все пляжи особой ценности не имеют — дорога рядом. Ирония санаторной судьбы: именно благодаря необходимости отвода у железной дороги санаториям не удалось пешеходную тропу поглотить.
   Но «пешеходка» жива, более того, силами той же администрации были убраны заборы, которыми в недавнем прошлом санатории просто перегораживали тропу под маркой особой «заботы» об этом объекте.
   В настоящее время зоны ответственности на тропе видны взглядом невооруженным. Там, где тропа идет вдоль «частных домов» подозрительно гостиничного типа, приличное бетонное покрытие. У одного коттеджа даже «очаровательная» веранда над тропой. ЮГКС в одном месте ведет строительство прохода под железнодорожным полотном и, соответственно, приводит в порядок и часть тропы.
   Так что при большом желании по пешеходной тропе все же можно прогуляться. Правда, шествие вдоль заборов, местами укрепленных колючей проволокой, — развлечение только для оптимистов, потому как монументально выполненная табличка — «Вход с городской пешеходной тропы на территорию санатория без санаторно-курортной книжки ЗАПРЕЩЕН» — настроение очень портит, а вид камеры видеонаблюдения дарит малозабавное чувство презумпции собственной виновности в покушении на святую собственность санаториев. Ну и сам местами полуразложившийся вид еще тот.
   Есть ли выход у тропы? Есть ли будущее у этого уникального и пока еще доступного рекреационного объекта? Наверное, все же да. Сегодня у многих инвесторов, заходящих в город, встает проблема: инвестиционные контракты, как правило, предполагают определенную социальную нагрузку. Коль скоро санатории наотрез отказались содержать тропу, быть может, стоит разработать для нее общую концепцию развития (аналогичную прибрежным территориям маршрута «Ривьера — «Светлана») и хотя бы кусочками давать «в нагрузку» инвесторам? Без права, естественно, настроить здесь торговые ряды.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT