Сочинские свалки — болевая точка. Здесь воедино сплетаются проблемы экономические, экологические, туристические — не каждый курортник готов примириться с тем, что даже в центре Адлера нет-нет, а пахнет свалкой. А в последнее время, что особенно ужасно, бьют эти проблемы и по здоровью сочинцев.
«Все дети, приходящие в школу из районов воздействия свалки, имеют астматический фактор», — утверждает депутат ГС, директор школы В. Митина. Кто скажет, что такое наблюдение педагога — не подтверждает экологическую катастрофу, пусть попытается доказать это родителям.
Разобраться на месте с реальной экологической обстановкой на сочинских полигонах ТБО независимым экспертам не удастся. При виде «посторонних» рабочее рвение охраны полигонов просто зашкаливает: от громогласных сообщений — «Я сказал, не положено!» до обещаний — «Я вас сейчас выведу, у меня распоряжение» — проходит очень малое время, за которое в «офисе»-халупке успевает спрятаться работница свалки, выписывающая «билеты» на полигон для мусоровозов и принимающая от водителей деньги. Но работу это не останавливает: мусоровозы заезжают каждые 10-15 минут. Мусорный бизнес — дело выгодное.
По мнению охранной фирмы «Нева», охраняющей особо ценный объект — адлерскую свалку, на вверенной им территории запрещено: снимать, фотографировать, находиться журналистам, пререкаться с охраной, звонить по телефонам, считать чаек, задавать вопросы… Появление несанкционированных журналистов здесь расценивается как ЧП. На самом же деле, свалка — вот настоящая ЧС!
Администрация города еще в 2005 году приняла решение и подготовила проект по рекультивации и природоохранным мероприятиям на адлерском полигоне. Сюда планировалось привлечь 1 млрд 41 млн рублей. На полигон в Лоо выделили порядка 650 млн. Такая щедрость — как-никак, а общая сумма программы составляла треть(!!!) городского бюджета и могла бы снять мусорную проблему Сочи — объясняется просто. В те годы разрабатывалась федеральная целевая программа развития Сочи как горноклиматического курорта. Начало работ по программе предусматривалось на 2008 год.
Но Сочи выиграл Олимпиаду, и ФЦП тихо-тихо свернулась, трансформировавшись в планы «Олимпстроя». Напомню, изначально в программе рассматривалось 2 варианта: с Олимпиадой и без. При этом рекультивация полигонов входила в оба сценария — очень уж плохо пахнет эта проблема. Но изменила Олимпиада многое, и сочинские свалки попали в ведение государственной корпорации «Олимпстрой». На этот год «места» для них не нашлось. По планам «Олимпстроя», решение этой проблемы отложено на 2009 год.
Но проблема есть, и она не просто не склонна к саморассасыванию. Она прогрессирует.
Адлерский полигон в этом плане наиболее уязвим. Во-первых, он намного ближе к жилым районам, чем полигон в Лоо: люди живут на улице Православной чуть ли не с видом на помойку. Но главное: там регулярно происходят оползневые процессы. Последний оползень произошел в этом марте. В результате, мусором была перекрыта река Херота. Не надо много фантазии и знаний в области химии-биологии, чтобы представить, какое «богатство» теперь несет Херота, какая «прелесть» стекает в море.
В конце прошлой осени управление ЖКХ стало изыскивать средства на первоочередные работы по спасению Хероты. Была достигнута договоренность с администрацией края о выделении средств в размере 100 млн рублей на производство первоочередных работ на полигоне в Адлерском районе. Необходимый минимум: взять Хероту в бетонные кольца, которые исключат попадание фильтрата в воды, и соорудить хотя бы простейшие очистные сооружения. Это все — до основной рекультивации и введения в действие проектов. Сейчас, по данным управления ЖКХ, УБПР действительно занимается топосъемкой. Эти работы занимают примерно месяц. Если сложатся деньги и инженерные, геологические изыскания, то срок спасения Хероты — примерно ноябрь этого года.
С другой стороны, оползни могут быть явлением «приятным»: это уж как посмотреть на проблему. Последний оползень освободил новые объемы для сброса мусора. Сейчас на внезапно расширенном полигоне работает «привлеченная» тяжелая техника — бульдозеры и т.п., которая разравнивает свалочные участки. Городом в ближайшее время планируется приобрести 2 бульдозера, закуплены новые мусоровозы.
В апреле 2005 года Тоннельный отряд-44 заключил с администрацией города инвестиционный договор на строительство современной системы по сбору, вывозу, переработке и утилизации ТБО.
В рамках инвестиционного проекта было предусмотрено строительство мусороперерабатывающего комплекса мощностью 200 тысяч тонн на территории бывшего мусоросжигательного завода и на территории нового полигона (междуречье Буу и Хобзы) — еще на 40 тысяч тонн. Инвестором куплена итальянская линия, которую никак не могут начать монтировать по целому ряду причин, в решении которых администрации города в ближайшее время предстоит принять самое активное участие.
Собственно, Городским Собранием Сочи по мусороперерабатывающему комплексу решения принимались уже два раза. На сегодняшний день, кроме действующего (в смысле, не расторгнутого) инвестиционного контракта есть предварительные договоренности администрации города с австрийскими и немецкими фирмами, приезжавшими в Сочи со своими предложениями и технологиями. Но и это пока даже не проекты, а «возможности, которые, возможно, будут рассмотрены».
Ситуация сложилась удивляющая. Есть инвестиционный контракт, есть фирмы, готовые предоставлять технологии, есть экстренная необходимость решать вопрос полигона. Но видимых подвижек в строительстве мусороперерабатывающего комплекса нет. Поэтому все происходящее по спасению реки и свалки — экстренное латание экологических дыр. А по словам заместителя главы города А. Агафонова, решение проблемы пока не найдено.
Немцы, австрийцы и приглашенные российские специалисты в один голос твердят, что полигон, который планируется строить в районе Буу (обозначим корректно), не совсем хорош. Вот так, после десятка лет обсуждения темы переноса свалки именно туда, «вдруг» оказалось, что эта территория — место разлива рек, и средства, которые необходимо вложить, выльются в колоссальную сумму денег на укрепление берегов. Опять же, «абсолютно внезапно» выяснилось, что при завозе мусора на этот полигон транспортная система Сочи будет перегружена, и путешествия мусоровозов, которые подчас из центра Сочи в Лоо идут по три часа, — будут вспоминаться как легкие променады. С учетом того, что транспортные потоки движутся в Сочи со скоростью минимальной (и это реалии дня сегодняшнего, а не отложенные перспективы), по грубым оценкам, чтобы вовремя вывозить с контейнерных площадок мусор, будет необходимо увеличить парк мусоровозов в два раза. По мнению А. Агафонова, свалка у Буу может рассматриваться как промежуточный вариант — лет на 6-8 максимум. При том что производство мусора городом растет в геометрической прогресси, серьезным такое решение признать нельзя.
Внимательно рассматривается еще одна перспектива: вывести полигон вообще за пределы города. Существуют небольшие сортировочные станции, где мусор пакуется в полиэтиленовые брикеты, которые железнодорожным транспортом вывозятся. В Австрии эта система работает и выглядит приемлемо. Но и этот вопрос имеет больше проблем, чем решений. Обратная сторона такого решения лежит в зоне опять-таки экономической: сколько жители города будут платить за мусор? А предприниматели, для которых и при нынешнем уровне цен платежи САХу довольно-таки ощутимы?
Но в любом случае, будь к тому хоть малейшие возможности, полигон в Адлере необходимо закрывать в течение года. Полигон в Лоо имеет резерв еще на 6 месяцев.
Светлана ВОЛОШИНА