Замечательный русский художник Саврасов любил весну, считал, что она начинается с прилета грачей, чему и посвятил свою гениальную картину. Но если бы он был сочинцем и жил в наше время, скажем, где-нибудь на улице Фабрициуса, картина была бы иной…
Если бы удалось решить все проблемы, рассматриваемые на этом грандиозном транспортном форуме, то одной традиционной российской бедой стало бы меньше. По крайней мере, участники транспортной недели в Сочи попытались это сделать. К нашему городу внимание было особое — к Олимпиаде нужно построить два новых порта, десятки километров дорог, несколько тоннелей, а также должен появиться новый вид общественного транспорта.
Началось все с открытия национальной выставки «Транспорт России — 2008». По замыслу организаторов, она — своеобразный отчет отраслей транспорта и транспортного машиностроения субъектов Российской Федерации о реализованных или запланированных к реализации проектах в области развития транспорта и транспортной инфраструктуры, а также — площадка для формирования согласованных планов перспективного развития. С выставкой ознакомился премьер-министр РФ Владимир Путин. Побывал он и у экспозиции Краснодарского края. Основное внимание, естественно, было уделено модернизации и развитию транспортной системы в связи с предстоящими в 2014 году зимними Олимпийскими играми. Рядом со стендом Краснодарского края расположился и сочинский, который руководители правительства и отрасли осмотрели вскоре после открытия выставки. Исполняющий обязанности главы Сочи Владимир Афанасенков ознакомил их с внедряемой в Сочи системой мониторинга и управления транспортом. Главе правительства продемонстрировали проект насыпного острова под названием «Сакура» в районе Хосты. Это плод совместной разработки российских и японских специалистов.
— Хороший проект, нужно помочь, — отметил В. Путин, обращаясь к министру транспорта РФ И. Левитину, узнав, что основной проблемой реализации является подведение инженерной инфраструктуры со стороны города.
…ПО РЕЛЬСАМ
В рамках транспортной недели проходил Третий Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство-1520». Как сказал президент ОАО РЖД Владимир Якунин, предстоит строительство новых магистралей, электрификация старых, обновление парка подвижного состава, строительство современной инфраструктуры… Все это наглядно будет воплощаться в олимпийском Сочи. Министр транспорта РФ Игорь Левитин рассказал о ряде проектов, которые будут реализовываться здесь в ближайшее время. По его словам, было рассмотрено порядка пяти вариантов переноса железнодорожной ветки в предгорья Главного Кавказского хребта. Остановились на одном, так как по завершении всех необходимых расчетов стало ясно, что эту проблему так не решить даже до 2015 года. Это грозит срывом поставок в город строительных материалов (за пять лет необходимо ввезти 100 миллионов тонн грузов) и нарушением пассажиропотока. Поэтому решено на вторых путях, протяженность которых составит порядка 50 километров, увеличить пропускную способность примерно на 10 пар поездов. В Имеретинской низменности будет построено два грузовых района с высокими путями, где можно будет разгружать товарные составы. По железной дороге в город будет доставлено 60 миллионов тонн грузов. Чтобы сократить дорогу из Центральной России на Черноморское побережье Кавказа, начато строительство железнодорожной ветки в обход Украины. Оно будет завершено к 2015 году.
Что касается легкого метро, о котором уже давно и так много говорят в Сочи, то его пока не будет. Игорь Левитин считает, что если делать легкое метро, необходимо строить станции пересадки, что очень сложно в условиях ограниченности территории. От этой идеи поэтому пока отказались в пользу железнодорожного транспорта. В этом случае из любого, даже самого удаленного Лазаревского района можно будет попасть в Красную Поляну на поезде или электричке.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в дни транспортного форума ознакомился с проектом вокзала станции Адлер и отметил необходимость приведения всех железнодорожных станций на участке Туапсе — Адлер в соответствие с олимпийскими стандартами. Кроме того, В. Якунин потребовал ускорить ход реализации проекта по строительству и переоборудованию грузовых дворов. Напомним, что ОАО «РЖД» в рамках подготовки инфраструктуры Краснодарского края к Олимпиаде реализует ряд проектов. В их числе — переоборудование и строительство грузовых дворов, усиление железнодорожной инфраструктуры участка Туапсе — Адлер и организация интермодального железнодорожного сообщения Сочи — Адлер — аэропорт Сочи.
…И ВОДНОЙ ГЛАДИ
Тесный причал сочинского морского порта почти под завязку забит большими и малыми яхтами, катамаранами и катерами. Все желающие тут уже не помещаются. С трудом иногда удается втиснуться крупному круизному лайнеру. Многие ли сочинцы смогут вспомнить, когда в последний раз сами оказывались на борту морского судна? Транспортная неделя уделила внимание и развитию морской отрасли. В частности, говорилось на ней о том, что разработана и согласована схема подвоза грузов для олимпийских объектов, идет проектирование двух грузовых терминалов порта в Нижнеимеретинской бухте. К Олимпиаде собираются построить глубоководный пирс. Но необходимы будут и частные инвестиции. Проект этот амбициозный и дорогой, хотя и не самый сложный. Об этом говорили руководители Росморпорта. Главное сейчас — обеспечить подвоз грузов для строительства спортивных объектов. Именно для этого необходимо с нуля построить два порта в Имеретинской низменности. Вот что рассказал об этом Вадим Антипов, заместитель директора ФГУП «Росморпорт»:
— Первый порт будет построен в районе реки Мзымта. Над ним работаем совместно с компанией «Базовый элемент», которая является стратегическим инвестором. На сегодня разработан проект этого порта. Его грузооборот планируется в 5 миллионов тонн — таких портов мало в России. Эта мощность обусловлена объемом олимпийских грузов. По второму порту с таким же грузооборотом инвестор еще не определен. Работы необходимо форсировать — уже через два года грузы в Имеретинской бухте должны разгружать в полную силу.
И, наконец, к Олимпиаде в Сочи появится новый вид общественного транспорта. Точнее, не новый, а хорошо забытый старый. В советские времена вдоль побережья ходили «Кометы». Что-то похожее появится и теперь.
Восстановление пассажирского сообщения по морю — еще один крупный проект Росморпорта. Но сначала надо восстановить пятнадцать причалов. Уже через пять лет, чтобы добраться из центра в Адлер или Лазаревское, можно будет выбирать между морем, рельсами и автомобильными дорогами.
… СКВОЗЬ ТОННЕЛИ ПО ШОССЕ
В Сочи, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, будет построено двадцать тоннелей и двадцать крупных транспортных развязок. Принято решение о строительстве центральной автодороги — дублера Курортного проспекта, основной транспортной артерии Сочи. По завершении этого строительства по Курортному будут ездить только общественный и спецтранспорт. Автолюбители же воспользуются дорогой-дублером, связанной как с проспектом и жилыми микрорайонами, так и с большой объездной дорогой. Это поможет разгрузить центр города, избежать пробок. Длина дороги-дублера составит 13 километров, движение будет осуществляться по двум полосам в обоих направлениях. Для стыковки с остальными дорогами будет построено девять развязок, столько же тоннелей и четыре моста. В месте пересечения развязок планируется строительство многоэтажных паркингов.
К 2010 году планируется сдать дорогу в обход Сочи, строительство которой наращивает обороты. В июне начнется проектирование всех девяти крупных транспортных развязок, к строительству которых приступят в 2009 году.
В июле будут сданы и два подземных перехода у северных и южных ворот парка «Ривьера», проектируются еще семь таких сооружений.
— Все переходы разрабатываются с тем условием, чтобы ими могли воспользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья, — подчеркнул Игорь Левитин. — К 2012 году в Сочи будет и автобусный парк, предназначенный для этих целей.
Продолжается программа реализации лизинговых соглашений в Сочи, по ней в город придут еще 52 единицы общественного транспорта. Но проблема стоит так: эти автобусы нужно где-то парковать и ремонтировать. Муниципалитет обратился к федеральным властям с просьбой предоставить в муниципальную собственность федеральные автотранспортные предприятия.
Уже начато внедрение Глобальной навигационной системы в автобусах. Спутниковые приемники ГЛОНАСС способны проконтролировать точность графиков движения и расход топлива. Пока что ГЛОНАСС стоит дорого, но в будущем система станет доступней.
…В ходе работы форума участники подробно обсудили основные направления развития транспортной системы РФ в целом и ее составляющих. Отдельной темой звучало развитие транспортной инфраструктуры Краснодарского края в ходе подготовки к Олимпиаде-2014. Ее касались во время всех семинаров и «круглых столов». На пленарном заседании в Зимнем театре, приветствуя участников форума от имени губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, вице-губернатор Александр Иванов подчеркнул:
— Надеемся, за счет ускорения хода работ удастся досрочно — в 2009 году завершить обход Сочи, чтобы наши гости не стояли в пробках. Кроме того, в ближайшее время планируется завершение строительства аэропорта в Геленджике, реконструкция аэропортов Анапы и Краснодара, строительство нового порта Тамани, реконструкция портов Новороссийска и Туапсе. Мы благодарны Минтрансу РФ, который помогает решать транспортные проблемы региона.
Виктор ГОЛУБЕВ