В Сочи завершила работу первая международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы». Итог: проблемы — есть, перспективы — не радужные. Прежде всего, подобная конференция призвана обеспечить хоть какую-то скоординированность. Однако участники нынешней ограничились констатацией: по вопросам обеспечения кадрами олимпийских строек и объектов на сегодняшний день — «ужас», а будет, если дальше так пойдет, еще хуже. По большому счету, рынок труда, как и прочие рыночные процессы, — довольно саморегулируемая система, находящаяся в динамическом гомеостазе. Но времени на тонкие самонастройки рынка у Сочи нет. Поэтому выходов два: растить кадры на месте, используя стимулятор административного ресурса, и (или) привлекать варягов.
Своими силами
По мнению специалистов департамента по образованию и науке администрации края, учебных заведений на Кубани достаточно. Другое дело, что олимпийское движение в крае очень резко высветило застарелую проблему вузов: материальное обеспечение.
Другая проблема — ярко выраженный дисбаланс желаний студентов с возможностью трудоустройства выпускников. По данным С. Зимина, заместителя руководителя департамента по образованию, более 50 процентов студентов учатся на юридических и экономических факультетах, в то время как потребность в выпускниках строительных специальностей — от дорожников до архитекторов — колоссальна. Но — и абитуриенты это понимают — «стройка века» продлится у побережья довольно ограниченное число лет. В 2012 году (к тестовым соревнованиям) Сочи должен быть уже «работающим» курортом, предоставляя качественные услуги именно как место туристического паломничества. А это, знаете ли, не только в стенах — новых номерах, гостиницах — дело. Гостиницы, конечно, надо построить — за оставшиеся годы нам предстоит создать 35 тысяч номеров, которые надо будет обслуживать. И если топ-менеджмент еще завозится в город владельцами крупных гостиниц и ресторанов «по знакомству» или приглашается из других сфер экономической деятельности, то персонал, по, увы, сложившейся традиции, многие набирают к сезону в лучшем случае в Краснодарском крае, а то и из ближнего постсоветского окружения, и в середине октября, как говорится, всем спасибо, все свободны. В результате «свободным художникам», как правило, удается достичь свей цели — быстро заработать, но потребителям этих услуг то рыбную вилку к пирожному подадут, то вино в стакан для виски нальют… Обучить этим нехитрым премудростям можно в течение недели — был бы на предприятии разбирающийся в деле приема гостей специалист. Но и его тоже надо где-то вырастить. Да, вуз с «учебным рестораном» в Сочи есть. Выпуск этого института в год — до 100 человек. При этом удивительна разбалансировка курортной машины: у этих молодых специалистов — проблемы с трудоустройством, у предприятий — проблемы с поиском этих специалистов. Правда, большинство сочинских баз размещения предлагает вчерашним выпускникам такие зарплаты, что идут они кто куда, но только не по специальности в дипломе. Конечно, деньги — не единственная мотивация, и все же без них тоскливо.
Так как получить качественное образование — не просто некоторое количество знаний, а доскональное и личным опытом затверженное умение работать в туристическом бизнесе — в Сочи невозможно, то нужен системный выход. И его нашли. Для того чтобы хоть как-то снять нехватку квалифицированных кадров, в Краснодарском крае реализуется специальная программа по отправке молодых кадров на учебу за рубеж. Но увы, во-первых, на учебу отсылается до 30 молодых специалистов в год, что даже разработчиками программы оценивается в масштабах края двух морей и тысяч гостиниц как «очень мало». Во-вторых, по признанию руководителя краевого департамента комплексного развития туризма Ю. Пожидаева, получив образование за рубежом, студенты обратно не возвращаются. Зато работники оттуда едут к нам…
Олимпийские варяги
Для тех 35 тысяч номеров, которые надо построить и отладить в ходе подготовки к Олимпиаде, потребуется как минимум 30 тысяч сотрудников — от садовников и горничных до руководящего эшелона. В год из-за сочинских школьных парт выходит до 3,5 тысячи молодых людей. Причем, сочинское образование — очень качественное, и наши вчерашние школьники довольно легко поступают в вузы страны, причем, на факультеты, казалось бы, обеспечивающие беловоротничковое будущее, — юридические и экономические. То есть естественный приток рабочей силы из этого источника — около полутора тысяч молодых людей, которым надо срочно искать свое место «под солнцем». Однако у выпускников вузов, как мы уже говорили, — невнятные перспективы и смутные возможности профессионального и карьерного роста. Официальное число работающих граждан в Сочи растет медленно — работников в городе около 140 тысяч. А по приблизительным оценкам, только стройки (информация торгово-промышленной палаты) требуют дополнительно 140-180 тысяч человек.
Пользоваться услугами разных приглашенных специалистов — довольно древняя российская традиция. Нынешнюю трудовую миграцию условно можно разделить на два потока. Первый — жиденький, но хорошо упакованный. Его представителей принято обозначать как «экспаты».
Объявление в местной газете: требуется прораб со знанием китайского языка. Объявление по ТВ: сдаются спальные места для работников. Информация: накормим бригады. Все это не для экспатов, это для трудовых мигрантов — гастарбайтеров. Они составят основной поток. И уже невооруженным глазом видно, что структура этой части миграции будет (есть) такая же, как и в столице: на заработки едут полулегально, спасаясь от правоохранительных органов, устраиваясь как и где придется. Кто-то скажет, что устраиваются эти мигранты на такие позиции, куда сочинец ни за какие коврижки не пойдет. Конечно, такой тип миграции — когда работников, готовых браться за любую работу и жить в условиях глубоко аскетичных, много — чудовищно сбивает зарплаты. К нелегалу работодатели относятся зачастую с позиции «личной милости» и «радуйтесь, что вообще платим». Конечно, эти вопросы научно-практическая конференция не затрагивала — к обучению кадров эти проблемы действительно отношение имеют очень опосредованное.
Особый упор был сделан на систему подготовки кадров, разработку единых образовательных стандартов, совместимых с зарубежными, квалификационные требования и проч. Это безусловно важные проблемы. Но от объявления Сочи олимпийской столицей прошел год. А ни где взять, ни как обучить, ни, извините, куда деть после Олимпиады столько людей — даже примерных представлений, судя по выступлениям на конференции, нет. Перспективы туманны?..
Светлана ВОЛОШИНА