Зарисовкой о молодом кузнеце, человеке редкой по нынешним временам профессии, «НДС» открывает новую рубрику — «Редкое дело, интересный человек». Как нам кажется, одно от другого в этой рубрике неотделимо. Редкой, необычной, сложной, фантастической и любой другой из этого ряда профессией не может заниматься не интересный человек. И наоборот, такой человек любое дело сделает увлекательным и интересным. Мы предлагаем нашим читателям оглянуться вокруг себя и поискать вместе с нашими журналистами такие профессии и таких людей. Они, право, достойны, чтобы о них узнали все сочинцы. Ждем ваших писем. E-mail:nws@sochi.ru. Тел.: 64-13-73.
Вот что удивительно: Муса Багомаев никаких профессиональных училищ и школ не заканчивал, все его «университеты» — это работа «под рукой» у дяди, а обращаются к нему, тем не менее, добавляя к имени очень солидное и значимое слово «мастер». Это в двадцать два-то года!
— Спросите у мастера художественной ковки, — говорят клиенту, когда он хочет заказать что-то необычное. Иногда, правда, его называют кузнецом, что, впрочем, ничуть не менее почетно. Два года пустовала кузница в ОПХ института субтропических культур, и не было человека, который бы заменил ее бывшего хозяина Арама Калайджяна, потому что тот был — Кузнец, мастер от Бога, человек, который в своей профессии знал все и понимал красоту горящего металла. Кто мог заменить Арама, разжечь горн, огонь в котором тот хранил с первых послевоенных лет? Так и остыл горн, перестал стучать молот, по углам кузницы стали вить свои узоры длинноногие пауки.
И, наверное, за смелость тоже быстро прикипело к Мусе это имя — Мастер. Взялся он за дело старого Арама. Вновь разжег угли в заброшенном горне, опять застучал в кузнице механический молот, как первый инструмент в оркестре. Весело, как прежде, стали ему «подпевать» «ударники» поменьше — ручные молоты и молоточки, наковальни и наковаленки. Мелькают в руках Мусы инструменты, шустро меняет щипцы — в зависимости от формы заготовки, и молоты — от необходимости соизмерять силу удара и его тонкость, а заготовка крутится, подскакивает и недовольно шипит, остывая. Но пока она посинеет от холода остывающей наковальни и начнет возвращать себе прочность стали, это уже будет не простой прут металла из кучи подобных заготовок. Это — узор будущего изделия, в котором воплотится и замысел художника, и мастерство молодого кузнеца Мусы.
А делают в цехе, где работает Муса, ограждения для балконов, беседки, лестницы, маркизы, ворота, двери, навесы и многое, многое другое.
Такие беседки, лавочки появились недавно на Цветном бульваре, в школе села Молдовка, в газпромовском поселке на Красной Поляне, на Бытхе… И во всех них — почерк кузнеца Мусы.
— Пришел к нам он случайно, по объявлению. Видим, парень серьезный, присмотрелись — многое умеет, чего не знает, пытается освоить. Главное, есть в нем рабочая смекалка и тяга к металлу. Бывает, не отгонишь от горна, если что задумает. Как-то подсвечник выковал. Это на нашем-то громоздком оборудовании, предназначенном для куда более грубых поделок, — рассказывает Михаил Ганчев, мастер фирмы «Гефест».
Протоиерей Игорь, настоятель храма св. Андрея Первозванного, что на Макаренко, остался очень доволен работой Мусы по оформлению ковкой ворот храма и поблагодарил его за усердный труд.
Откуда у молодого парня тяга к такой редкой, необычной для нашего времени профессии? Вот что рассказал сам Муса:
— У нас в Дагестане есть два селения, где процветает кузнечное дело, — Кубачи и Харгуп. В первом издревле занимаются изготовлением дорогих украшений из серебра, золота. Во втором — делают холодное оружие и бытовую утварь. Я — из второго села. И первое, естественно, чему я научился, — это делать добротные ножи. Учил меня этому известный в Дагестане мастер, наш селянин, дядюшка Абдул-Керим. Его, к сожалению, уже нет в живых. Так вот, он мог за день отковать и довести до ума шесть настоящих дагестанских ножей. Когда мне удалось сделать один такой за день, дядюшка Керим похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец! Теперь ты можешь работать самостоятельно. Иди, учись дальше!..» Так вот и пошло. Потом, уже в Махачкале, встретил своего односельчанина Али-Омара, который открыл мастерскую по художественной ковке, у него и научился ее основам. Прав был мой первый учитель, сказав: не иди работать, а иди учись! Как-то приехал в Сочи, в гости к старшему брату, который стал, в отличие от меня, строителем, да так и остался здесь. Многому научился у нашего директора Зосима Балюк. Сейчас он сам занимается управленческой деятельностью, а всю кузнечную работу доверил мне…
Муса достал из портфеля ноутбук и спросил:
— Хотите покажу мои новые замыслы? Идею я подсмотрел на сайте Эрмитажа, а потом переварил по-своему…
Мог ли дядюшка Абдул-Керим помышлять, что когда-нибудь его ремесло обретет вот такие формы, а его ученик в арсенал кузнечных средств добавит еще и компьютер? Вряд ли… А вот Муса теперь не расстается с умной техникой. Может быть, считает он, она поможет возродить древнее ремесло в новом качестве и кузнечное дело будет востребовано еще больше, чем в старые времена.
Виктор СТЕПАНОВ