О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЧТО ПИТЬ ДАТЬ Проблемы истины (которая в вине)

   Пить или не пить — в России давно уж не вопрос, и радует, что, отвечая на него, все больше людей задумываются над тем, ЧТО пить. Выбор, к счастью, богат: эффективная классика водки, растиражированная телерекламой любовь к пенистому пиву, почти привычная экзотика текилы, граппы и, конечно же, вина всех сортов и цен. Из этого многообразия только о вине нет-нет да скажут доброе слово главные борцы за здоровый образ жизни — медики, только вино воспето в истинно романтичных произведениях, и ни о чем, кроме вина, нельзя было пропеть: «плесните колдовства в хрустальный мрак бокала…» Но это — только о вине, а не о том, что можно продегустировать в иных «дегустационных залах» и прикупить «свежего домашнего» у торговцев на экскурсионных объектах.

   Ситуация на российском, прежде всего южном рынке вина идет в оптимистичном направлении. Всего три года назад эпицентром розлива винной мути была Анапа. По признанию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам развития виноградарства и виноделия Д. Козаченко, силовые ведомства крышевали всех и вся. Ситуацию удалось переломить, но на этом практически были потеряны вина Фанагории. «Фанагория» прочно занимала нишу торговли вином на розлив из кег. Эдакий южный колорит: бочки, краники, местные вина. Торговцы быстро поняли, что достаточно купить один кег хорошего фанагорийского вина — бренда, раскрученного еще во времена советские, — и, имея документы, торговать «чем получится».
   Продажа вина из кег занимала около 7 процентов всего винопотребления на Черноморском побережье. «Фанагории» было рекомендовано разливать свое вино в недорогой «Tetra Pak», но, как видим, от «розливной торговли» Сочи это не уберегло. Спрос упрямо диктует предложение. Ведь так хочется в Сочи пробовать южное вино, и не страшно, что оно «домашнее» в местах, где… виноградников нет. А ведь только в Сочи продается столько «Изабеллы», что для ее производства весь край, включая рисовые чеки, надо было бы засадить виноградниками этого сорта. Это в Подмосковье при покупке вина с надписью «Розлито в Раменском» — понятно, откуда виноматериальчик, а в наших благодатных краях кажется, что еще вчера жидкость из пластиковой бутылки была гроздью.
   Попытки заложить промышленные виноградники в сочинских местах обречены на провал: южнее Туапсе виноградники выжигает мучнистая роса. Да, сорта устойчивые есть: вся советская виноградарская селекция основывалась на сортовыведении устойчивых к вирусам и прочим напастям сортах. Побочный эффект устойчивости: то осадок выпадет, то горчинка появляется, то вообще канцерогены (в минимальных, но определяемых количествах).
   Так, может, нет никакого кубанского вина, которое можно было бы с удовольствием распечатать и не мучаться потом (желудочно-кишечно)? Есть. Сегодня скромно, но со вкусом и на одном уровне, без преференций и натянутого «ну, тоже неплохо» на одних фестивалях и выставках показывают свои лучшие вина Италия, Испания, Франция, страны Нового Света и Кубань.
   За несколько лет кубанское виноделие совершило такой скачок, что импортеры всерьез задумываются о своем месте в российском винном мире. Закрытие ввоза вин из Молдавии и Грузии не прошло даром для российских производителей и потребителей. Во-первых, не стало подделок под известные грузинские и молдавские вина. Но еще больше на руку российскому виноделию сыграли после выступления главного санитарного врача РФ Онищенко вмиг опустевшие прилавки. Секретная по- полишинелевски информация о том, что торговые сети просят «бонусы» — 5 тыс. у.е. за каждую позицию, — вполне соответствует действительности. А в условиях дефицита некоторым кубанским винам удалось встать на торговые места без вступительных взносов. Пиар, правда, у кубанского вина до сих пор неважный. К тому же стандарты, ныне действующие, могут преподнести «сю-ю-юрприз»: берем бутылку, на которой русским языком написано (и написано законно, не противореча стандартам) «вино», а содержимое напитка собрано из… воды, спирта и ароматизаторов. Казалось бы, дело пахнет криминалом. Но из наших винных стандартов сегодня соответствует нормативам Европы только 1 (из минимум пяти необходимых).
    Но даже у самого лучшего российского вина — не без проблем. И главная — не в отсутствии культуры производства или нашей культуры пития. Берите выше — проблемы уровня Государственной Думы.
   Закон о вине (виноградарстве и виноделии), который отделит вино от …всего остального, ходит вокруг да около законодателей уже без малого десятилетие. А без такого закона — и на внешний рынок не выйти, и даже на внутреннем верно не позиционироваться. А ведь виноделие — бизнес выгодный. К примеру, в 2002 году винодельческая отрасль дала в виде акцизов около 174 миллионов рублей, прошлогодний финансовый показатель — 886 миллионов рублей, а этот год «грозит» миллиардом.
   Нельзя не отметить еще один российский парадокс. Хорошее столовое вино Италии и Франции в странах-производителях вполне может стоить 1 евро за бутылку. На Кубани же самое дешевое вино в рознице обходится в 53 рубля за литр (упаковка — «Tetra Pak»). При этом зарплата в странах Евросоюза начинается с 1 тысячи евро, а на Кубани держится на уровне 10 тысяч рублей. Как же так?
   Косит наше вино система ЕГАИС. Начинается с того, что производитель тратит до 1,5 млн на ее установку, и пошло-поехало удорожание. Правительство загнало предприятия в жесткие рамки, искусственно увеличило себестоимость вина и практически выкинуло с рынка малых производителей. А те, кто лил «вино» из воды, спирта и красителей, имея копеечную стоимость исходных продуктов, а значит и сверхприбыли, через ЕГАИС теперь на полном законном основании пользуются этой маркой качества, к качеству отношения не имеющей. Лаборатории, которая бы могла определить в вине привнесенные воду, сахар, красители, по словам Д. Козаченко, в России на сегодняшний день нет. Правда, в бюджете края на ее приобретение заложены средства на текущий год. Но пока отличие вина от «прочего» — только на уровне личного опыта.
   По большому счету, все эти трудности переходного к качественным напиткам периода можно было бы не тревожить, оставив на откуп саморегулированию рынка. Но время играет против нас — отдыхающие порой получают проблемы со здоровьем, а это уже проблемы Сочи.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT