По мнению уважаемого журнала «Русский Newsweek» (российское издание), пекинская Олимпиада с точки зрения строительства — мечта Лужкова: под нее разрешено сносить все и всех. Для части переселенцев это не самые приятные вести, несмотря на то, что расселяют довольно щедро. На месте «шанхайчиков» растут благоустроенные высотки, что само по себе безусловный скачок, однако люди от этого перемещения не меняются и как занимались всю жизнь разведением кур, так больше ничего не умеют. Можно было бы проводить аналогии с Олимпиадой сочинской, разбирая ситуацию с Нижне-Имеретинской бухтой, но за примерами далеко ходить не надо: свои «шанхаи» и в центре в изобилии. Улица Роз — чем не пример?
Если судить по разговору с предпринимателями и просто жителями улицы Роз, создается впечатление, что у жителей, извините, лачуг в начале улицы — самое развитое чувство собственника, то самое, которое пытаются привить нам, образуя товарищества собственников жилья и время от времени проводя показательные акции борьбы с волокитой и бюрократией для малого бизнеса. Потому что разговоры они ведут эмоциональнее всех, и лейтмотив: жили здесь и жить будем.
По словам жителей улицы Роз, отдыхающих сегодня пока немного и квартал предстает во всей своей межсезонной красе: с предложениями о необходимости переселения с 5 июля 2007 года и угрозами к ним приходят едва ли не каждую неделю. При этом вопрос — «в порядке ли документы»? — вызывает негодование: мол, сам попробуй в наше время что-нибудь оформить, но в целом признают, что права у них — не птичьи, а среди строений квартала есть довольно новенькие.
Большинство из этих домиков — главный имущественный ресурс жителей: летом здесь сдаются и квартиры, и комнатки, и койки, и даже углы. Популярность объяснима: к морю близко, самый центр, инфраструктура — приемлемая. А что до «удобств» — так это часть южного колорита. Наверное, кому-то даже забавно пожить в южном домике во дворе со сточной канавкой, специфичным запахом, бельем на перетяжках, строгой «хозяйкой», живущей неподалеку от сдаваемого коттеджа в том строении, что раньше было «сараем для дров».
Но современная застройка к их собственности все ближе: строительных заборов на улице Роз значительно больше, чем самих розовых кустов («значительно» — потому что розы как биологический вид здесь не встречаются вообще). Вот и на прошлой сессии Городского Собрания был дан зеленый свет переносу детского садика. Садик действительно в состоянии, слабо приличествующем дошкольному образовательному учреждению. Но детские места предложено перенести «куда-нибудь на Донскую», и в центре станет еще на 70 садиковских мест меньше. Пока же столб у вылизанной и максимально ухоженной (в рамках имеющихся исходных данных) территории украшен объявлением: требуются повара и воспитатели.
Строятся на улице Роз, как, впрочем, и на большинстве других площадок центра Сочи, «многофункциональные общественно-административные жилые комплексы» — самая ликвидная на сегодняшний день недвижимость. Формируя пакеты под инвестиционные проекты, в администрации города предпочитают называть потенциальные новостройки примерно так. И, безусловно, это — отличная динамика. Но вот незадача: физически подвинуть построенное здание и даже здание на стадии котлована невозможно, а строительство идет, вписываясь не в общую концепцию будущего облика самой романтичной улицы города, а в реально существующие условия. Причина в том, что никто не знает эту самую концепцию, поскольку генплана в глаза не видел (за неимением оного?). Чуть менее заметно это же явление бессистемности проявляется на… тротуарах. К примеру, дом, в котором расположен магазин «Диета». Часть тротуара «Диеты» и рядом расположенной закусочной — брусчатка, лавочки, газончик. Соседний подъезд — даже не дом — принадлежит газовой компании. Безусловно, неприятно было бы, если бы сбытовая компания за абонентский счет приводила в порядок прилегающую территорию. Поэтому просто посочувствуем организации, вынужденной перед своим порогом терпеть развороченный асфальт, битые ступени и пр. К тому же, организация это не сочинская, так что рычаги воздействия на нее лежат не в нашем городе.
Другой пример — известное кафе. Здесь хватило возможности сделать покрытие только в местах, где будут стоять летом столики, а за забором — хоть потоп во время дождя. И таких примеров — полна улица: брусчатка разного качества, фасона и цвета положена лоскутами, придавая улице Роз «неповторимую» гамму. А посмотрите на «терем» по адресу Роз, 57! Разукрашенный граффити, с заколоченными ставнями — чисто пристанище для привидений. Сразу за магазином «Хозяйственный мир» — показательный газончик. Он огорожен какими-то решеточками, задними панелями от разобранных телевизоров и другими подсобными материалами. Хоть так кто-то сохранил зелень на этом пятачке.
А та часть улицы, где расположена муниципальная баня, так вообще дарит ощущение «слободки»: такую разношерстную и дикую торговлю и в Сочи редко где встретишь. А в целом получается вид, как у коридора питерской коммуналки: каждый красит (или не красит) свой кусочек коридорной стены в свой цвет, а чтобы лампочку в общем месте поменять, надо вообще собирать консилиум.
Все эти картинки с мест могли бы быть просто печальной констатацией современного состояния олимпийской столицы. Если бы не были иллюстрацией того, что в городе системность в застройке и даже благоустройстве отсутствует. Может, не стоит так уж надеяться на сознательность собственников, а решать все комплексно?
Светлана ВОЛОШИНА