Вопрос на три миллиона долларов: боязнь чего называют «трискаидекофобия»? Варианты — высоты, романов с плохим концом, хвойных деревьев, числа 13. На телешоу «Джеопарди» (США) это был решающий раунд для офицера полиции. Коп выбрал романы. Теперь, разочарованный, он проходит курс интенсивной психотерапии.
А ведь есть еще гипенгиофобия (страх перед любой ответственностью), никтофобия (страх однажды не проснуться) и даже фобофобия (боязнь симптомов появления страха). Каталог фобий — а их уже более 1700(!) — недавно пополнили айхмикофобия (боязнь прикосновения к компьютерной мыши) и фонокофобия (уверенность в том, что мобильники разъедают мозг). Кто же спасет нас?
Грэг Уэкслер — профессор психологии из Колумбийского университета, психотерапевт-гипнолог. На днях он посетил наш город, чтобы дать двухдневный мастер-класс для коллег в Кургородке Адлера.
— Как вам Сочи и наша система здравоохранения?
— Я здесь второй раз, к сожалению, опять ненадолго. То, что удалось увидеть, похоже на родной Орегон — штат оленей и гор. Но люди здесь более открыты. Очень общительные! В Америке трудно представить, чтобы водитель городского автобуса начал обсуждать с пассажирами эпизоды своей свадьбы и армейской службы… Надеюсь приехать сюда через шесть лет — поболеть за сборную США по хоккею.
Медицина сейчас везде примерно одинакова — вы платите абсолютно за все, а доплачиваете за качество. В нашем семинаре сегодня участвуют 30 психоаналитиков со всей России. Все они имеют медицинские дипломы, многие — ученые степени, но работают в частном порядке. У пациента должен быть выбор, куда пойти — в государственную клинику по страховке, где его осмотрят, или к платному специалисту, где попробуют понять.
— А почему вы всех называете пациентами? Вдруг есть здоровые люди?
— Не надо путать психоанализ с клинической психиатрией. Психиатр занимается экстренными случаями. Психотерапевт — стрессами, явными и скрытыми. Так что «здоровых», с моей точки зрения, нет. Таков уж сейчас божий мир.
— Говорят, вы новый Фрейд (своими ушами слышал — «живой гуру психоанализа»). Ваш метод «скольжения в подсознании» по революционности сравнивают с ЛСД-терапией д-ра Хоффмана. Нравятся эти сравнения?
— Они не точны. Как любые сравнения.
— Можно ли одним взглядом определить — человек ваш «клиент» или нет?
— Есть тест Кетелла, весьма популярный. В нем рассматриваются разные ситуации. Например, в ресторане вы нечаянно опрокинули бокал вина. На кого — на себя, официанта или собеседника?
Представьте, что вы плавно опускаетесь под куполом парашюта. Что вы видите внизу — цветущий луг, скалистый ландшафт или облизывающихся хищников?
Белоснежку увозит принц. Семь гномов смотрят им вслед. О чем они думают? Варианты: «Она заслуживает счастья. Пусть ей, наконец, повезет», «Не унывайте, парни! Слышите, кто-то опять стучит в нашу дверь», «Неблагодарная девчонка! И это после всего, что мы для нее сделали». Люди, имеющие социальные проблемы, всегда выбирают третьи ответы.
— Ваш бестселлер (мировой тираж — 2,5 млн) называется «Моя кушетка — лодка для спасения с острова Страха». Не слишком накладна для рядового россиянина эта шлюпка с почасовой оплатой?
— Нет! Речь совсем не о деньгах, а о способе глубокого воздействия на пациента. Сеанс можно организовать дома. Главное — правильная музыка, мягкий свет и внимательный собеседник.
— А кто в Америке больше зарабатывает — адвокат мафии или психоаналитик с именем?
— Вы опять о своем…
— Ладно, тогда о приятном. Грэг, кем вы мечтали стать в детстве?
— Ветеринаром! У отца была ферма, я обожал ухаживать за лошадьми. Ночью тайком сбегал из дома, ложился на сено и смотрел, как в их глазах отражаются звезды. Они ведь тоже страдают бессонницей. Им тоже снятся кошмары. Я пытался понять, почему так происходит. Учился у них понимать людей.
— Вашими пациентами были звезды Голливуда — Сара Джессика Паркер, Джек Николсон. Научились у них чему-нибудь?
— Джека не было — я бы не справился! После общения с Сарой я наконец-то подарил жене правильный букет фэн-шуй. А Энтони Хопкинс (исполнитель роли маньяка-эстета) поведал рецепт настоящей ирландской глазуньи с пивом. Правда, для этого мне пришлось применить гипноз…
— Этот семинар — скучный лабиринт из медицинских терминов. Нельзя ли простым газетным языком объяснить, в чем суть вашего метода?
— Нет-нет! Я потратил тридцать лет на изучение психоанализа, и все еще мало знаю, а вы… О,кей, напросились, слушайте. Есть разные техники устранения неприятных ассоциаций, связанных с прошлым пациента, — замещение, вытеснение, проекция, сублимация… Всего их 14. Так вот, я и мои ученики — мы делаем фокус-покус, и вот! — мы используем их одновременно!
ПРИНЦЕССА ЦИНКА (История одной болезни и исцеления)
Евгения Л., 24 года. Десять лет назад, на дне рождения подруги искупалась в апрельском море. Итог — бронхопневмония в тяжелой форме, операция по вскрытию горлового абсцесса. Первая из многих. Далее были: лапаротомия (контрольное вскрытие) из-за ложного аппендицита, вскрытие нарыва на правой стопе, еще одна полостная операция — гастроэнтеростомия, удаление опухоли (липомы) на предплечье, лапаротомия спаек… Когда больничная карта необычной пациентки распухла до объема сценария сериала, хирурги заподозрили неладное и устроили ей свидание с психиатром.
Выяснилось — девушка страдает редчайшим заболеванием. Томомания — непреодолимое желание подвергать себя хирургическим операциям. Провели сеанс регрессивного гипноза. Оказалось, на той давней морской вечеринке Женю оскорбил хамоватый парень. Вдобавок, героиня сильно простудилась. Вскоре болезнь приобрела романтический подтекст — восхищение молодыми врачами. Росло желание отдать свою жизнь в руки симпатичных, порядочных мужчин в белом. Страсть загонялась в темные углы подсознания, но возвращалась вновь, отзываясь сладкой дрожью даже на новостные репортажи о пересадке сердца.
Сеансы гипноза выявили недуг. А излечили — задушевные беседы с психотерапевтом. Героиня вспомнила все. Как в детстве посещала бесплатную цирковую студию — в Сочи бывало и такое. Как мечтала стать клоунессой-жонглером и всерьез отрабатывала номер с тремя булавами. Как однажды засмотрелась на заезжего гастролера. Франт в белом фраке лихо жонглировал горящими ножами. Женя тогда выронила булаву. Наставница попеняла: «Тебе, неумехе, до ножей никогда не дорасти!» Обидная фраза пуговицей закатилась в детскую душу и затаилась, ожидая, когда для нее сошьют костюм. Как там у классика? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Сегодня Евгения — известный (и дорогой) дизайнер интерьеров. Она обаятельна, остроумна, популярна у мужчин. И лишь изредка тень смущения пробегает по ее лицу, — когда заказчик спрашивает, не много ли металлических поверхностей в эскизе спальни?
…На прощание г-н Уэкслер подарил жизнерадостный журнал со скидками на консультацию в любой из своих клиник. Увы, Сочи в списках не значится. Ну, значит, как будем на Ямайке — так первым делом в клинику.
Напоследок самое важное. Грэг, когда я уходил, вы зачем мне подмигнули, а ночью приснились?
Виталий ТЮННИКОВ