О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ПЛЕННИКИ ЧЕРНОГО МОРЯ

   Ученые предполагают, что жизнь зародилась в воде. Она же, вода, становится порою и последним приютом. Мы, живущие у моря, каждый день глядим на него из окон своих домов или офисов, через стекло автомобиля или прогуливаясь по набережной. Но даже не подозреваем, сколько тайн сокрыто в его глубинах…
   Одни утверждают, что наше побережье находится на огромном скальном выступе, уходящем далеко вглубь от естественного берега, и что однажды этот выступ обрушится, а Сочи погрузится в пучину вод. Другие уверяют, что неподалеку от берега на небольшой глубине время от времени можно увидеть руины древнего города, затопленного в незапамятные времена, и что полуразрушенные мостовые, дома и в особенности предметы быта все чаще становятся объектом пристального внимания «черных дайверов». Третьи с жаром твердят о том, что за тысячи лет неисследованное толком дно Черного моря стало огромным кладбищем кораблей, которые таят в себе несметные сокровища. Но раскроет ли море свои тайны?

   Мостовая в никуда
   Большинство ученых только пожимают плечами, когда слышат о теории скального выступа. Она возникла как бы сама собой и взбудоражила неискушенные умы обывателей аккурат в тот период, когда развалившийся Советский Союз потащил за собою в небытие и налаженную индустрию туризма, и европейскую курортную славу Черноморского побережья. Отдыхающие переметнулись к берегам Турции, вспомнив о Сочи лишь годы спустя, когда он стал столицей всевозможных фестивалей, игр КВН и зимней Олимпиады. Сейчас теорию скального выступа многие расценивают как грамотную пиар-кампанию, запущенную в свое время каким-то из конкурирующих курортов.
   С не меньшим скептицизмом специалисты говорят и о раскрученной версии о затопленном древнем городе. Историки вспоминают о том, что в середине прошлого века активно велись работы по укреплению побережья. В акваторию Сочи стягивались корабли, привозившие сюда огромные плиты. Впрочем, точной информации ни о количестве кораблей, ни об объемах и характере проводимых работ не сохранилось. Отсюда, скорее всего, и слухи о мощеных мостовых.

   …Гибель «Мессемврии»
   Зато корабли в Черном море действительно тонут. У многих еще не стерлась из памяти прошлогодняя буря, когда в Керченском проливе были повреждены и ушли под воду полтора десятка судов. А вот на территории нынешнего Сочи подобная крупная катастрофа документально зафиксирована всего одна. Она произошла в мае 1838 года. Это был тяжелый период освоения Кавказа, отошедшего к России в результате русско-турецкой войны. Возводимый в ту пору форт Александрия остро нуждался в стройматериалах, продовольствии и военном подкреплении. В конце весны 1838 года несколько судов вышли в район русских укреплений и встали на рейде под разгрузку. Утром 30 мая разыгрался невиданной силы шторм, и на берег в течение дня одно за другим выбросило семь купеческих судов. Два военных корабля — фрегат «Варна» и корвет «Мессемврия» — дрейфовали до ночи, однако и их участь была предрешена. Капитан «Варны», осознав неизбежность катастрофы, приказал команде не сопротивляться стихии, и фрегат выбросило на берег неподалеку от русского укрепления. А командир «Мессемврии» до последнего боролся за корабль. Чтобы облегчить маневрирование и ослабить течь в трюме, с борта даже сбросили в воду пушки, но и это не помогло. Корвет отнесло течением на несколько миль южнее, где его постигла та же участь, что и другие суда.
   …Более полутора сотен лет спустя, в конце 90-х годов XX века, сочинские водолазы совместно с археологами-«подводниками» подняли со дна моря несколько пушек, сброшенных в воду матросами «Мессемврии». Сейчас они хранятся в Музее истории города-курорта Сочи.

   Из глубины… веков
   Зафиксировано и немало других случаев кораблекрушений в Черном море. На останки судов то тут, то там натыкаются водолазы. Катастрофы нового времени документируются, о трагедиях более давних мы узнаем чаще всего случайно. Говорят, лет пятнадцать назад неподалеку от Новороссийска при подготовке к строительству дельфинария рабочие наткнулись на баржу времен Великой Отечественной войны, напичканную боеприпасами. По слухам, примерно в тот же период в Крыму на морском дне обнаружили сразу несколько военных судов.
   На «памятники» погибшим кораблям порою можно натолкнуться и без особых усилий. Остов одного из таких судов, проржавевший и размалеванный краской из баллончиков, лежит на берегу рядом с железнодорожным полотном в окрестностях Туапсе. Иные находки по силам лишь специалистам. В 2006 году украинско-американская экспедиция сообщила, что обнаружила неподалеку от Херсонеса парусно-гребную средневековую галеру. Когда группа ученых погрузилась на глубину 139 метров, их взорам предстала палуба судна с десятками плоскодонных кувшинов таманского типа. Рассказывают, что позднее в район находки была организована экспедиция, которая отметила: корабль сохранился в идеальном состоянии.
   А несколькими годами ранее на глубине 100 метров, неподалеку от Болгарии ученые обнаружили останки настолько древнего корабля, что его возраст — около 2400 лет — даже представить сложно. Корабль, груженный амфорами, древнегреческими керамическими емкостями для перевозки жидких и сыпучих веществ, а также продуктов питания, затонул примерно в IV веке до н.э. Специалисты утверждают, что это наиболее древнее судно, найденное на черноморском дне. Находка позволила ученым подтвердить, что уже в античные времена через Черное море пролегали торговые маршруты, которые, судя по всему, были весьма оживленными. О важности открытия в числе прочего свидетельствует и тот факт, что возглавлял экспедицию известный океанолог Роберт Баллард, отыскавший в свое время печально знаменитый «Титаник».
   Кстати, античные амфоры нередко находят и на морском дне у сочинских берегов. Эти находки стали истинным украшением экспозиции Музея истории города-курорта Сочи.
   История не терпит сослагательных наклонений и сама диктует свои символы. Поэтому, быть может, мы совершенно зря с такой легкостью отметаем будоражащие умы легенды о подводных скальных выступах и погрузившихся в морскую пучину древних городах. Кто его знает, а вдруг однажды совершенно случайно какая-нибудь экспедиция действительно найдет нечто подобное. Ведь, если вдуматься, подводную лодку и космические челноки первыми придумали писатели-фантасты, а баржа военных лет и средневековая галера были найдены «как-то вдруг». Да и пушки с потерпевшего крушение у сочинских берегов военного корвета — что греха таить! — подняли с морского дна, говорят, тоже ненароком. Цель экспедиции была другой. Так раскроет ли море свои тайны? Возможно… Но лишь тогда, когда мы сами будем готовы к этому.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT