Корейский соперник Сочи
ГРЕЗИТ О РЕВАНШЕ
Сочи, Зальцбург, Пьенгчанг… В последнее время мы живем ожиданием июльского голосования МОК в Гватемале, которое определит столицу зимней Олимпиады 2014 года. У кого же больше шансов? Сочинские журналисты, благодаря помощи и поддержке администрации Сочи и лично В. Колодяжного, побывали в Республике Корея, чтобы узнать, с помощью чего корейцы реально, а не только на рекламных роликах, рассчитывают победить. Ведь они, как и Сочи, уже второй раз участвуют в подобной предолимпийской гонке.
ПОД КРЫЛОМ — АРХИПЕЛАГИ
Знакомство с Азией, а точнее Кореей, начинается уже в аэробусе. Внешне огромный и комфортабельный, внутри он, похоже, все-таки приспособлен для миниатюрных корейцев — ни откинуть столик для более-менее упитанного пассажира, ни тем более вытянуть ноги невозможно. Зато улыбчивый сервис корейских стюардесс неповторим. А вот при выборе блюд, если у вас не луженый желудок, сразу советую ориентироваться на европейскую кухню. Впрочем, об этом отдельный разговор.
Перелет Москва — Сочи можно сравнить с затяжным кувырком, после которого вы оказываетесь на другой половине земного шарика. Да и шесть часов временной разницы не могут не сказаться. Плюс восемь с лишним часов в самолете. Но вот, наконец-то, под крылом самолета распахивается удивительная панорама: бескрайняя синяя гладь океана, которую кое-где бороздят одинокие суда, оставляя за собой белоснежный фарватер, да причудливой формы островки и архипелаги, похожие на экзотические цветы, брошенные рукой Всевышнего на безграничную и могучую бездонную океанскую грудь.
На удивление мягко мощный аэробус совершает посадку в международном сеульском аэропорту. Впрочем, как потом выясняется, сама столица Республики Корея расположена достаточно в стороне. Жаль, а так хотелось там побывать. Таможенный и пограничный контроль занимает минимум времени. Разве что с телеаппаратурой у коллег возникли некоторые проблемы. А неподалеку, за перегородкой, уже мнется с традиционной улыбкой в нетерпении встречающий нас кореец, держа над головой плакат с фамилией руководителя нашей группы. Увидев, что мы почти собрались, он чуть ли не бегом рвет с места, прицепив плакат на затылок. Причину его поспешности мы поняли позже (встречавший нас кореец, как, впрочем, и большинство остальных, не говорил по-английски и, естественно, по-русски). А пока мы восхищаемся автобусами, подъезжающими с четкостью метронома, и электронными табло на стекле да запретом курить везде, кроме специально отведенных для этого местах.
Безмерно усталые, но переполненные первыми впечатлениями, наивные, мы и не представляли, что впереди нас ждет еще более чем трехчасовой путь. Хотя, отметим сразу (категорически и бесповоротно), дороги в Южной Корее отличные, их много, они в прекрасном состоянии, но, в подавляющем большинстве, платные. А может, это не «но», а именно потому?
В ТИСКАХ ГОСТЕПРИИМСТВА
Когда мы, измотанные почти 32-часовым переездом из Сочи в Пьенгчанг, подъехали к префектуре провинции Канвандо, на ступеньках нас терпеливо ждал практически весь состав заявочного комитета «Пьенгчанг-2014» во главе с генеральным директором господином Ли У Сиком.
После обязательных улыбок, поклонов и прочей атрибутики восточного гостеприимства — большая презентация олимпийского потенциала и перспектив развития Пьенгчанга, знакомство с членами комитета, обмен подарками, представление чиновников, которые будут нас сопровождать все время пребывания в Корее и вообще отвечать за его организационно-содержательную часть. Оказывается, корейцы расписали все три с половиной дня нашей командировки буквально по минутам, взяв на себя и транспорт, и даже питание. Руководителем был назначен главный специалист заявочного комитета по зимним видам спорта господин Джи Мун Вонг — обаятельнейший, по-спортивному подтянутый мужчина шестидесяти лет, единственный владеющий английским языком. Так что общение наше с корейцами шло с помощью тройного перевода. Удивило нас и то, что один из рекламных олимпийских роликов Пьенгчанга оказался на… русском языке. Но самое удивительное ждало впереди: во время поездок по Корее мы обратили внимание на то, что многие люди обращают внимание на нашего Муна, здороваются с ним и даже просят разрешения сфотографироваться вместе. После «допроса с пристрастием» Мун все-таки «раскололся». Оказывается, он, кроме работы в заявочном комитете, некоторое время вел спортивную программу на телевидении, до этого был ректором университета и, вообще-то, на сегодня является… советником президента Кореи по вопросам олимпийского движения. Вот и в Лондон собирается на днях — знакомиться с подготовкой к летней Олимпиаде. Происходит он из довольно известной спортивной семьи, мать была участницей Олимпийских игр, а дядя даже занимал пост премьер-министра Кореи, встречался с Горбачевым.
Что же касается программы, то корейцы спланировали ее столь жестко, что, как говорится, «шаг вправо, шаг влево — считается побег». И показывали, естественно, только то, что им было выгодно. Но… имеющий глаза да увидит.
АЛЬПЕНСИЯ: ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
«Новые мечты» — таков девиз олимпийских устремлений корейцев. Почему новые? Да потому что Пьенгчанг уже во второй раз участвует в борьбе за право стать олимпийской столицей. Проект, который они предложили в МОК, называется «Альпенсия» — азиатские Альпы. Когда же мы спросили у гендиректора заявочного комитета Ли У Сика — почему на фотографии, сделанной во время знакомства с проектом, у руководителя оценочной комиссии МОК Чихару Игайя такое грустное лицо? — тот отшутился: мол, он вообще очень серьезный человек. А может, господин Игайя просто понимает, что мечтать не вредно, но… Или обратил внимание на то, что во всех корейских рекламных олимпийских роликах дети, катающиеся на коньках, почему-то падают?
Что же представляет собой Альпенсия сегодня? Панорама, открывавшаяся прямо из окна нашего номера в отеле «Грэгон Вэлли» в горнолыжном курорте Йонгпьонг — одном из двух олимпийских объектов, не могла не восхитить. Комплекс, состоящий из нескольких горнолыжных трасс, работал буквально с семи утра и до полуночи. Прямо от входа в отель за считанные минуты по одной из 12 канатных дорог (две из них — гондольные) вы можете взлететь на вершину горы Пальванг, откуда веером расходятся вниз горнолыжные трассы, открывается изумительной красоты вид на корейские Альпы, а в центре, на самой макушке растет уникальное могучее дерево, которому, как уверяли нас гиды, более двух тысяч лет.
Кстати, когда снега здесь достаточно и не надо добавлять искусственный, трассы с небольшими техническими перерывами работают вообще круглосуточно и освещены гигантскими софитами. Через каждые 50 метров установлены знаки «SOS», по бокам — специальная оградительная сетка, а буферная зона до зданий внизу составляет более 100 метров. Канатки расположены на высоте не более 4 метров от снега. Что же касается сервиса, то и он здесь «на высоте». Стоимость абонемента на сутки — 72 доллара, на день — 65. Питание обойдется вам от 10 до 70 долларов. Повсюду боулинги, кафе, рестораны, отели. Звучит веселая музыка — как будто специально в честь нашего прибытия, утро здесь встретили русскими народными песнями. На огромных плазменных экранах — яркая реклама, а для проведения различных шоу и праздников всегда готова принять гостей «Ice Village» («Ледовая деревня»).
Знакомимся с корейской семьей, которая всем составом решила посвятить этот день горнолыжному спорту. Госпожа Джун Чун Сул искренне рада знакомству с сочинскими журналистами. Да, она желает победы в олимпийской гонке Пьенгчангу, но и в поражении не видит ничего страшного.
— Пусть наши дети «воюют» только на спортивных площадках, — говорит она, — от этого их дружба будет только крепче.
Парадокс, но на вершине Пальванга, на высоте около 800 метров мы увидели мужчину на… костылях, рядом — четырехлетний малыш в ярком горнолыжном костюме. Да, такова у многих корейцев любовь к спорту.
Так что же все-таки представляет собой Альпенсия? Об этом на вершине Пальванга рассказал нам советник президента Кореи и наш гид господин Мун.
— В Азии, — объяснил он, — сравнительно слабо развиты зимние виды спорта, но она обладает большим потенциалом для их развития, поэтому число «спортивного» населения в последнее время резко увеличивается. Выбор Пьенгчанга в качестве места проведения Белой олимпиады 2004 года будет стимулировать не только развитие зимних Олимпийских игр, но и спортивной промышленности в Азии. В рамках программы «Новые мечты» в Пьенгчанг с 2014 года постоянно приглашается перспективная молодежь из разных стран мира, где зимние виды спорта являются недоступными. Только в прошлом году у нас побывало более ста таких представителей из 30 стран. Следует учесть и то, что Пьенгчанг находится в единственной в мире разделенной на две части стране. А провинция Канвондо, где он расположен, — единственный регион, также разделенный на две части колючей проволокой. Проведение Олимпиады, возможно, позволит решить нам и эту проблему.
На сегодня олимпийские претензии Пьенгчанга поддерживает почти 96 процентов населения. Правительство Кореи выделяет на строительство и реконструкцию олимпийских объектов более
3 миллиардов долларов. Еще столько же — местные власти (напомним, что в Сочи эти цифры превышают корейские более чем в два раза — В.Ц.). Правительство и Национальное собрание обозначили план по проведению зимних Олимпийских игр 2014 года в Пьенгчанге в качестве «приоритетной национальной повестки дня» и оказывают большую поддержку во всех областях, включая строительство скоростной железной дороги, дополнительной скоростной автомагистрали и возведение стадионов. Всего корейцы предполагают иметь 13 олимпийских объектов. Шесть из них, по их уверению, уже готовы, но… нуждаются в существенной реконструкции. Непосредственно в комплекс «Альпенсия», где будут подготовлены площадки для прыжков на лыжах с трамплина, трассы проведения соревнований по биатлону и бегу на лыжах, а также центр СМИ «Media Village», гостиница для членов МОК и другие места размещения туристов, будет инвестировано 1,3 млрд долларов. Ледовые же дворцы будут размещены в Каннэне, по словам корейцев, в 30 минутах езды. Правда, мы туда добирались более полутора часов.
Одно из главных отличий Пьенгчанга от Сочи заключается в том, что здесь уже проводились крупные международные соревнования, такие как зимние Азиатские игры, Кубок мира по горным лыжам, чемпионат мира по шорт-треку. Кроме того, именно Пьенгчанг выбран местом проведения чемпионатов мира по биатлону и сноуборду в 2009 году.
Впрочем, как уже отмечалось, все, что уже имеется, предстоит еще модернизировать или реконструировать, а еще больше — построить. Мы побывали на местах, где планируется возвести будущие олимпийские деревни, центры и комплексы. Пока все — на уровне планировки и расчистки территории. Три-четыре мощных экскаватора и бульдозера, столько же — грузовиков. Словом, работа движется, но не кипит. Создается такое впечатление, что корейцы выжидают окончательного решения МОК в Гватемале, хотя постоянно и громогласно заявляют о том, что Альпенсия в любом случае будет построена, ибо она — будущее спортивное сердце Кореи. Как говорится, поживем, может, еще раз увидим.
Но есть у Кореи и другое лицо — совсем не олимпийское, необычное и удивительное, скрываемое и… неудобоваримое. Ведь у них, на Востоке, все, как у нас, только совсем наоборот. Об этом — читайте в следующем номере нашей газеты.
Владимир ЦЕКВАВА
Сочи — Пьенгчанг — Сочи