КТО И КАК ЗАСТАВИТ МЫТЬ СТРОИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ
Миллионы наших сограждан, побывавших за последние годы в странах бабушки-Европы, молодых государствах-драконах Азии и в Новом Свете, не без зависти и ревности отмечают чистоту, а часто и стерильную ухоженность их городских улиц. Немногие наши города могут похвастаться тем же, а все потому, что наряду с почти одинаковыми обязанностями муниципальных властей по поддержанию чистоты на подведомственной территории, на местном уровне — почти непаханое поле там, где должна быть четко расписана ответственность за выполнение федеральных законов и их нарушение.
Даже в некогда патриархальном курорте Сочи тоже слабо использовали законные рычаги воздействия на грязнуль. Помните, как осенью повсеместно сжигали осенние листья прямо на улицах и дым от таких костров клубами стелился даже по центральным трассам? А уж если листья и вывозили в грузовиках, то они разлетались из кузова во все стороны.
Особая тема — культура строительства объектов и передвижение строительной техники по дорогам курорта. Только в центральной части города ежедневно сотни колесных бетономешалок и большегрузных самосвалов от цехов по производству бетона, со щебенкой и песком — от грузового двора и комбината стройматериалов снуют на стройплощадки и обратно, перевозя, кроме груза, еще и комья глины и грязи на своих колесах. А уж если после смены на улицы выезжают колесные трактора, экскаваторы и краны «с грязными ногами», то это вообще тихий ужас.
Скажите, вы часто видели, чтобы вся эта ревущая армада, выезжая со стройплощадок, мыла ходовую часть? Я видел! Обычно это характерно там, где работы ведет солидный инвестор, возводящий высотные дома и большие комплексы. В районе цирка наблюдал, как загруженный грунтом многотонный Volvo, подъехав на бетонную площадку перед въездными воротами, послушно встал для водной процедуры, и двое рабочих из шлангов быстро смыли с огромных колес всю глину.
К сожалению, такая картина — редкость и характерна только для крупных компаний, уважающих местные законы, специфику города-курорта и дорожащих своей репутацией. Там же, где строятся частные дома и небольшие гостиницы, картина совершенно другая. Грязный самосвал могут загрузить «выше крыши», и при движении по нашим разухабистым дорогам комки грунта или щебенки без труда вываливаются прямо на асфальт. Летом все это превращается в пыль, а в дождливую погоду — в грязные ручьи. Все это, в конечном счете, реками стекает в ливнестоки на обочинах, забивая их, превращая некоторые улицы в неряшливые дороги. Так часто выглядят отдельные участки улиц Гагарина, Донской, Пластунской, Крымской, Вишневой, Учительской…
И уж совсем неразрешимая ситуация с мусоровозами, которые к развозимой грязи добавляют «ведомственный» аромат. Во время дождей в мусорных баках накапливается много воды, и все их содержимое вместе с грязной жижей опрокидывается в чрево машины, которая прессует весь этот «винегрет», выжимая на мусорные площадки вонючую воду и далее поливая ею улицы по всему маршруту следования.
Но кто-то же должен быть уполномочен не только контролировать эту ситуацию, но и иметь законное право привлекать к ответственности и даже налагать штрафные санкции за грязь и антисанитарию! Но кто? Госархстройнадзор? Роспотребнадзор? ГИБДД? Ведь пока не введена в строй большая объездная дорога вокруг центра, пока бетоном, щебнем, песком и цементом машины загружаются тоже в центре, мы вынуждены будем терпеть такое грязное соседство со строительной техникой. А когда начнется строительный бум в связи с Олимпиадой 2014 года — во что превратятся дороги курорта?!
Вот как комментирует ситуацию депутат Городского Собрания Сочи, заместитель председателя комитета по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям С. УЧАДЗЕ:
— Существуют нормативные акты федерального уровня, которые четко расписывают обязанности и ответственность строителей, других хозяйствующих субъектов, в том числе и в сельской местности, за содержание и обслуживание строительной, сельскохозяйственной и другой техники. Там, где нет условий смывать грязь с колес водой, должны быть предусмотрены иные условия для очистки ходовой части. Грязь и камни на трассе, где машины мчатся с большой скоростью, — это потенциальные условия для возможных аварий, а в нашем городе — еще и антисанитария. Осуществлять контроль над этим должны сотрудники ГИБДД, составлять протоколы и выносить предписания на штрафные санкции. Только так нарушителей чистоты на курорте можно призвать к порядку.
Владимир ПЕТРОВ