О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Чтобы не сбился олимпийский прицел

   Безусловно, уникальное природное сочетание — высокие заснеженные горы и рядом теплое море, экзотические фауна и флора — сыграло большую роль в победе нашего города в борьбе за право называться столицей зимней Олимпиады-2014. Но чтобы это событие не превратилось в пиррову победу, предлагаю учесть следующие моменты.

   Согласно требованиям, предъ-являемым к городам-устроителям крупнейших мировых спортивных мероприятий, необходимо наличие безопасной транспортной инфраструктуры (основной и дублирующей) в целях безопасности спортсменов и гостей, а также быстрой их доставки к местам соревнований и другим объектам на время проведения Олимпиады. К сожалению, нашему городу придется это делать, как говорится, с чистого листа. То, что имеется, уже сейчас не справляется с потоком отдыхающих.
   Сложность заключается в том, что наш город стоит на осадочных породах, испещренных многочисленными руслами рек, речушек и ручьев. Склоны и оконечности предосевых хребтов и их отрогов потихоньку текут оползнями и селями. Особенно когда после длительного засушья наступает обильное ненастье. Поэтому так тяжело строятся у нас дороги, не зря с 1981 года проложена единственная автомобильная магистраль Туапсе — Адлер — грунты и рельеф не позволяли сделать дубликат. В настоящее время эту проблему надо решать не только городу, но и всей стране, ибо за этим — наш мировой престиж. Как говорил великий режиссер Станиславский, «театр начинается с вешалки». В нашем случае с плана — какие дороги необходимы городу в обход прибрежной нитки. Вариант — плато Лагонаки — Фишт — Бабук-аул — Солохаул — Дагомыс — отпадает сразу. В свое время все турбазы Дагомыса, обслуживающие этот маршрут № 30, тратились на борьбу с постоянными оползнями, которые все-таки их и доконали. Остаются два варианта: Красная Поляна — грунтовая дорога до реки Березовая — тоннель под отрогом горы Чугуш — река Белая — пос. Гузерипль — Майкоп и Красная Поляна — хребет Псехако — Буковая Поляна — тоннель под хребтом с выходом на плато Псеашхо — река Уруштен — кордон Умпырь — пос. Псебай — пос. Курджиново — Черкесск. Положительный момент прокладки этих трасс — они проходят по магматическим кристаллическим породам (гранит, гнейс, диабаз), что облегчает проходку и эксплуатацию будущих дорог, тем более что и подъездные пути построены давно и выдержали время. Впоследствии эти дороги должны стать платными, дабы окупить себя.
   От побережья к Красной Поляне необходима вторая трасса, но та, которую предлагают некоторые авторы, неприемлема по пограничным соображениям (несколько раз пересекает реку Псоу) и из-за наличия мощных оползневых образований, которые даже для современных технологий непреодолимы. Предлагаю свой вариант — в этих местах я работал в качестве изыскателя при прокладке газопровода Кудепста — Красная Поляна в 2003 году. Это — поселок Кепша — хребет Ах-Цу (старая грунтовая черкесская дорога, идущая серпантином, по ней проложен газопровод) — с. Монастырь — с. Лесное — Воронцовские пещеры — с. Воронцовка — с. Калиновое Озеро (центральная усадьба мацестинского совхоза) — Мацеста — большая объездная дорога. Протяженность трассы 35-40 км с несколькими экскурсионными объектами. Она разгрузит дорогу центр Сочи — Адлер, проходит по старым грунтовым дорогам.
   Наш город, как я уже отмечал, к сожалению, в силу природных условий привязан к единственной трассе Туапсе — Адлер, которая в свое время делалась «под телегу и бричку», и возможностей в пределах поселков и города для расширения у нее нет. Поэтому предлагаю все боковые улицы соединить рокадными дорогами, чтобы можно было попасть на любую улицу, минуя главную артерию. Категорически запретить в центре города стихийную парковку, построить специальные стоянки вдоль объездной дороги, увеличить количество общественного транспорта, кроме маршруток.
   Остро встал вопрос о железной дороге, ибо единственная ниточка, построенная в 1891 году как временная (до лучших времен), неоднократно подвергалась многочисленным атакам оползневых образований, особенно в районе 93-го км и Чемитоквадже. Некоторые министры сразу доложили президенту России о невозможности постройки объездной нитки из-за особенностей грунтов и рельефа. Но есть вариант, который предлагаю я, хотя он и выглядит абсурдным, но других нет. Одновременно с прокладкой автотрасс Красная Поляна — Гузерипль — Майкоп и Красная Поляна — Псебай — Черкесск по автотрассе Туапсе — Адлер начать прокладывать вторую ветку — железнодорожную, а все «загогулины» (пересечение русел рек и речек) соединить виадуками, вместо тоннелей — длинные эстакады со срезами грунтовых бортов. Это дешевле и при современных дорожных технологиях легко осуществимо. Можно организовать транспортировку грузового и личного транспорта на железнодорожных платформах. В составе должна быть пара пассажирских вагонов для сопровождающих автотранспорт. Должны быть оборудованы грузовые площадки для автотранспорта на больших станциях. Нижнюю ветку (теперешнюю) ориентировать как Туапсе — Адлер, а верхнюю (бывшую автодорогой) — Адлер — Туапсе.
   Еще одна транспортная структура до недавнего времени вообще выпала из нашего обихода, это — море, а ведь каких-нибудь 120 лет тому назад наш город развивался именно благодаря морским перевозкам. Но, как говорят англичане, «в каждой мелочи сидит дьявол». В нашем случае, первая — явная нехватка, а точнее, отсутствие грузовых и пассажирских причалов, складов-пакгаузов с их технологией и соответствующих судов. Кстати, в Адлере стоит рыбокомбинат, да в каком месте! Рядом с автотрассой, железнодорожными путями и морем. Там есть все: причалы, авто-, железнодорожные погрузочные площадки, огромные складские помещения. Сам бог велел здесь построить грузовой порт и начать отсюда готовиться к преобразованию нашего города из рядовой курортной здравницы в мировой центр спорта и активного отдыха. Держать такие полезные для будущей олимпийской столицы емкости впустую — непозволительная роскошь.
   И, в заключение, несколько слов непосредственно о будущих горных спортивных объектах. Я в конце 80-х годов непосредственно участвовал в топогеодезических съемках и грунтовых геологических изысканиях предосевых горных образований на Аибге, хребтах Грушевый, Аишхо, Псехоко, Ассара, массиве Ачишхо. Результат был таков: любая строительная деятельность на хребтах Аибга, Грушевый, Аишхо, Ачишхо была строго запрещена из-за неустойчивости пород, из которых они сложены, и критической крутизны склонов этих образований. Повреждение или лишение древесного слоя склонов чревато непредсказуемыми последствиями не только непосредственно для построенных здесь сооружений, но и находящихся внизу поселков. Пример тому трагедия 1943 года — гибель взвода бойцов в марте на хребте Аишхо в лавине, а также постоянное сползание оконечности хребта Грушевый в месте слияния рек Мзымта и Пслух. Попытки остановить этот громадный оползень до сих пор успехом не увенчались. Поэтому совершенно правильно поступили специалисты Газпрома, начав строительство именно в районе рек Лаура, Бзерьб, хребта Псехоко и плато Псеашхо — этот регион сложен из кристаллических пород, так как входит в систему Главного Кавказского хребта, стоящего на магматических образованиях. Конечно, тут же во весь голос начнется вселенский плач доморощенных экологов, но мне хочется задать им вопрос: господа экологи, где вы были с 60-х по 90-е годы, когда по упомянутым мною регионам летом проходили союзные плановые туристские маршруты с нагрузкой до 150 человек в день? А ведь это самый центр Государственного Кавказского биосферного заповедника, находящегося под охраной ЮНЕСКО с 1970 года. Правильно сказал наш президент: «Легко плакать на зарубежные деньги. Ваш плач напоминает мне призыв: давайте вернемся жить в пещерах». Кстати, многие европейские нацпарки, заказники и заповедники также находятся под контролем ЮНЕСКО. Но это не мешает отдыхать там 80 % западноевропейцев.
   И последнее — о размещении трудовых ресурсов. К сожалению, у нас их недостаточно в силу сложившихся обстоятельств: 65 % населения Сочи — люди пенсионного или предпенсионного возраста. Значит, рабочих надо приглашать. Вот тут-то и встанет остро вопрос: а где их размещать? Все приватизировано или находится в собственности, муниципальных ресурсов нет. Свободных территорий для постройки времянок для рабочих тоже нет, использовать санатории и другие базы отдыха зимой еще можно, а летом никто не позволит. Предлагаю построить причалы и пирсы в Адлере и Хосте, подогнать к ним любые пассажирские суда, пусть даже бэушные, но на плаву и годные к проживанию в них. Вот вам и общежития — так делают во многих приморских городах мира.

Виктор МАРВАНИ, мастер спорта СССР по туризму, старший гид-проводник международного класса

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT