ЛАЙНЕРЫ ПОД ИНОСТРАННЫМИ ФЛАГАМИ СТАНОВЯТСЯ УЖЕ ПРИВЫЧНЫМ в сочинском порту
В популярной некогда песне «Как провожают пароходы…» акцент почему-то падает именно на проводы, хотя в нашем городе всегда с радостным интересом пароходы обычно встречают. Так было и десятки лет назад, когда «на теплоходе музыка играла», и сейчас, когда многоэтажные красавцы-лайнеры под международными флагами все чаще швартуются в сочинском порту.
За полвека наш морской вокзал немало повидал, тысячи экскурсионных рейсов катеров, «Ракет» и «Комет», прибрежные пассажирские перевозки, круизные теплоходы черноморских и средиземноморских соседей делали жизнь сочинцев и отдыхающих насыщенной, полезной для здоровья и очень интересной.
Потом были полтора десятка лет самого настоящего застоя, нет, не того советского, о котором с ностальгией до сих пор вспоминают представители старшего поколения, а полтора десятка лет дележа имущества, приватизации, безденежья и… безлюдья. Теперь об этом можно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло, потому что новая политика и рыночная экономика иначе и весьма заинтересованно взглянули на черноморский «клондайк». Самым весомым аргументом для приложения сил и вложения средств в развитие морской инфраструктуры курортов Кубани и, прежде всего, в Сочи стало решение МОК провести у нас зимнюю Олимпиаду 2014 года. Строительство уникальных спортивных объектов — само собой разумеющееся условие для того, чтобы стать хозяином всемирного спортивного форума, но это только «локомотив», который потянет за собой огромный состав из множества составляющих этого праздника.
Не прошло и полугода после исторического для нас решения МОК, как интерес к небольшому городу на берегу Черного моря возрос в мире неимоверно. Для многих оказалось открытием, что на этот российский курорт можно всего за несколько дней добраться на шикарном круизном лайнере, где есть все мыслимые для туриста условия: удобные каюты, рестораны, бары, кинотеатры, бассейны, спортивные площадки, казино…
Совсем недавно два таких «плавучих города» побывали у нас в гостях. Лайнер «Амадея», совершая круиз Ялта — Батуми — Сочи — Трабзон, на целый день высадил на наш берег полутысячный туристский десант из жителей Германии, Швейцарии и Америки. А следом еще одно судно — «Европа» — доставило 370 туристов из стран Старого Света. Пока выбор обзорных экскурсий для иностранных туристов ограничивается посещением чайных домиков, дачи Сталина, горы Ахун, но уже появляется спрос на посещение Красной Поляны.
— Отрадно, что в морском туризме наш город не только начал возвращать прежние позиции, но и имеет очень широкие перспективы, — убежден глава Сочи В. Колодяжный. — Если еще недавно в наш порт заходили несколько иностранных судов, то уже в этом году их было около тридцати, и есть все основания предполагать, что к 2012 году мы сможем принимать полторы сотни круизных лайнеров со всего мира.
У оптимистичных прогнозов главы города есть весомые основания. В мае в Сочи прошла 30-я ассамблея «Медкруз», в которой приняли участие самые крупные и известные представители круизного бизнеса. Так вот, на этом форуме нам удалось убедить потенциальных партнеров в том, что у пассажирского порта Сочи огромный потенциал, который обязательно будет востребован и в Европе, и во всем мире. К тому же, в ближайшие годы будут реконструированы и расширены городские пляжи и набережные, созданы искусственные острова и марины.
Говоря о решении общей транспортной проблемы на курорте, министр транспорта РФ И. Левитин сообщил, что будут восстановлены и вновь построены 14 пирсов и портопунктов на сочинском побережье, что позволит улучшить транспортное обслуживание и горожан, и миллионов туристов, любимой формой отдыха для которых по-прежнему являются морские прогулки.
Разумеется, воплощение в жизнь таких заманчивых и экономически очень выгодных для города проектов не может не коснуться расширения и модернизации территории всего морского порта, включая грузовые причалы. Специалисты Сочинского филиала ФГУП «Росморпорт» пока осторожно высказываются о будущих конкретных решениях профильного министерства, потому как под каждый проект нужно заручиться обязательствами конкретного инвестора. Но работа в этом направлении идет ускоренными темпами.
На сентябрьском форуме «Сочи-2007» президент РФ В. Путин отметил, что инвестиционная привлекательность Юга России (а значит, и Сочи) постоянно растет, и ключевым моментом здесь является модернизация транспортной инфраструктуры, техническое переоснащение морских и аэропортов. А при выборе частных инвесторов, включая иностранные компании, при отборе проектов не должно быть «национального» принципа, как сказал президент: «Должно быть всего две составляющих: цена и качество».
…В конце октября в сочинском порту третий раз за этот год ошвартовался круизный лайнер «Ирис», на борту которого путешествовали около трехсот туристов из Израиля. Для некоторой их части наш город не просто «на слуху», он когда-то был желанным местом отдыха наравне с Одессой, Ялтой… Одна из солидных туристок на хорошем русском не скрывала радости от такой приятной встречи с курортом ее молодости и даже отметила, что еще в прошлом году на побережье не было видно таких высоких и красивых новостроек.
Одно только это наблюдение туристки говорит о многом. И каким предстанет наш город с борта круизных лайнеров через пять-шесть лет, остается только представить. Но в том, что гостеприимный порт Сочи вскоре станет одним из желанных и прочных звеньев в кольцевой цепочке морского туризма, уверены почти все.
Владимир ПЕТРОВ