Когда молоко резко дорожает без малого на 20 процентов, а на носу — выборы, власти приходится принимать меры решительные и неотложные. Какие могут — такие и предпринимают. В результате, этот октябрь ознаменовался самой масштабной со времен плановой экономики попыткой взять цены под контроль. В ход идут и «тяжелые танки» — вроде снижения пошлин на ввоз молока с 15 до 5 процентов, и введение неслабых экспортных пошлин на зерно со сроком действия полгода — до следующего урожая дотянуть, и «пехота»: к примеру, в нашем городе первый заместитель мэра лично инспектировал рынок на предмет ценового соответствия краевым рекомендациям.
В список социально значимых товаров, цены на которые пытается фиксировать краевое и городское руководство, попали молоко жирностью до 2,5 процента, нежирный творог, кефир, сметана, черный и белый хлеб, подсолнечное масло, сахар и сыр. Потом последние две позиции из списка значимых убрали. А на уровне федеральном и далее вниз по вертикали власти, как видим, грянули проверки.
— В первую очередь хотелось бы отметить, что распоряжение губернатора в Сочи выполняется, — обозначил результаты своего рейда по Центральному рынку и магазинам на улице Воровского первый вице-мэр города К. Мищенко. — Цены на шесть наименований товаров соблюдаются, то есть каждый человек может приобрести их по рекомендованной цене. Однако мы увидели, что некоторые предприниматели отказываются торговать этим товаром.
Нами было рекомендовано, чтобы они торговали этими продуктами с минимальной торговой надбавкой, а зарабатывали на других, однако предприниматели решили, что им лучше вообще этим не заниматься, не утруждать себя, — отметил К. Мищенко. — Я бы хотел, чтобы каждый из предпринимателей понял, что мы выполняем и социальную функцию — обеспечиваем жителей Сочи продуктами питания, в том числе жизненно важными и необходимыми. Поэтому если у вас в магазине есть молочная продукция, обязательно должна быть и та продукция, которую граждане могут купить по рекомендованной цене.
В момент проверки на Центральном рынке действительно были обнаружены, к примеру, яйца по цене 30 рублей за десяток. Спустя два часа после обхода тот же товар шел уже на 7 рублей дороже. Молоко в полиэтиленовой упаковке на момент проверки в большинстве магазинов или «уже разобрали», или «еще не подвезли». В отделе, торгующем молочной продукцией в магазине «Ярославна», не удалось обнаружить даже продавца — «только что вышла».
С целью контроля над ценами милиции было предписано проводить проверки цен на основные социально значимые продукты и, в случае чего, действовать. Большие надежды возлагались в деле отслеживания цен на «горячую линию», но за первые 3 дня работы «горячей линии» было всего около 8 звонков, в основном из сельской местности и спальных районов. Кроме того, организовано 5 мобильных групп — по одной в районах, и городская, работающие по проверке цен в «свободном поиске».
Самой популярной теорией октябрьского роста цен остается сговор, и заместитель главы Федеральной антимонопольной службы А. Цыганков на прошлой неделе рассказал, что его агентство выявило более трех десятков нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках, где наблюдался рост цен на хлеб, молоко и растительное масло.
Объективно на сегодняшний день ситуация если не идет к стабилизации, то хотя бы не выходит из-под контроля. «Цены, по крайней мере, их рост, мы сбили, — говорит начальник управления торговли администрации города А. Никончук. — Сейчас идет стабилизация, или, скажем так, ценообразование по нормативу, который рекомендован нам краем. Вопрос в том, чтобы с учетом нормированной цены, которой, кстати, все сетевые магазины придерживаются, мы не получили обратной реакции — не снизили завоз молока от заводов-производителей на территорию Сочи. Из 8 производителей, которые непосредственно работают с магазинами по молоку, четверо объем поставок даже увеличили».
Молоко в полиэтиленовой упаковке до ценового галопа занимало около 10 процентов от общего сегмента рынка молочной продукции. Это связано с условиями хранения — до 36 часов. Для мелкой розницы — большой риск. Но, например, один из самых известных и популярных магазинов Дагомыса предлагает покупателям молоко в полиэтиленовой упаковке по цене 32 рубля за литр и на риск не жалуется. Правда, эта форма полиэтиленовой тары — так называемый «кувшинчик» — социально значимой вроде как не является. Через две недели после «рекомендаций» в районе второй городской больницы молоко в полиэтиленовой упаковке продавалось без очередей и по цене 22 рубля за литр. На Ареде — по 23 рубля. Сетевые «народные» магазины остались практически без яиц, масло растительное, может быть, где-то и продается по рекомендованной цене 50 рублей, но его мало кто видел. И это при том что, по словам К. Мищенко, все сочинские оптовики «поняли, вняли и отпускают товар по таким ценам, что можно продавать по рекомендованным. В очереди за яйцом и молоком по рекомендованным ценам никто не бьется. Это показатель того, что поставки идут стабильно».
На уровне Сочи сегодня, как и по всей стране, цены регулируются административным способом. Обычно он неэффективен, но: «когда есть предположение о сговоре, мы обязаны для защиты интересов горожан предпринять меры для того, чтобы регулировать цену административным путем, потому что никаких экономических обоснований для такого повышения не было. Мы рекомендуем рознице сегодня работать именно с товаропроизводителями для того, чтобы убрать все торговые надбавки», — говорит К. Мищенко.
Руководитель одной из ферм Крымского района (не работающего напрямую с Сочи) буквально на пальцах объяснил, почему он не может напрямую работать с продавцами и перерабатывающими предприятиями и предпочитает иметь дело с перекупщиками. Дело в том, что перекупщики могут кредитовать его хозяйство, а значит, позволяют закупать те же корма для рогатых подопечных. Корма, кстати, с введением ценового порога на зерно тоже подскочили в цене. Хотя если вычеркнуть из схемы всех перекупщиков, в том числе и кредитующих, то цена литра молока для Сочи на уровне 20 рублей (при дешевой пластиковой упаковке, естественно) вполне реальна. Еще более реальной эту цену — хотя бы временно — может сделать «договор о заморозке»: производители продтоваров и продавцы при участии МЭРТ, Минсельхоза и ФАС «добровольно» зафиксировали цены с 15 октября по 31 января. Федеральная антимонопольная служба этот проект одобрила с потрясающей незамедлительностью, посчитав, что он не нарушает российские законы. По мнению ФАС, производители и продавцы могут заключать подобные договоры, так как они «носят временный характер и заключаются в интересах потребителя».
На такой шаг к социализму еще месяц назад никто и не рассчитывал. Все-таки рынок работает по своим законам. Формально, следовать рекомендациям никто не обязан — ценообразование в России все же свободное, за исключение монопольных тарифов.
Но рычаги воздействия на продавцов есть. «Как правило, те, кто не желают заботиться о жителях Сочи, они же нарушают и правила торговли, санитарные нормы и правила: в одном холодильнике оказываются и салаты, и полуфабрикаты, — отвечает на вопрос о самой возможности регулирования цен и наказания «неотрегулированных» К. Мищенко. — Как правило, если предприниматель не понимает, как правильно торговать, он не понимает и как заботиться о людях. Будем смотреть и отдельно заниматься каждым таким случаем».
Меж тем инфляция уверенно перешагнула установленную в начале года планку оптимистичного прогноза в 8 процентов, и правительство, выполняя наказ президента, высказавшего озабоченность ростом цен, выделило миллиард рублей на субсидирование кредитов для закупки сельскохозяйственного сырья.
Деньги выделяются и из краевого, городского бюджетов. Кроме того, губернатор Кубани А. Ткачев подписал постановление «О выплате единовременной материальной помощи в связи с ростом цен на продовольственные товары отдельным категориям граждан». В Сочи в эти отдельные категории входит более 60 тысяч человек. Три сотни рублей единовременной краевой матпомощи получат пенсионеры и инвалиды — по базе данных пенсионного фонда, а также те, кто получают пособие на детей, и малоимущие граждане, находящиеся в базе данных управления соцзащиты. Деньги будут выплачены в ноябре, и специальных заявлений или других обращений в органы соцзащиты и пенсионного фонда не требуется. Еще 200 рублей эти люди получат из средств городского бюджета.
При всем понимании, что главный ценовой удар приняли на себя пенсионеры и прочие социально незащищенные люди, очень похоже, что более изящного механизма, чем заморозка и, все-таки, не будем лицемерить, довольно скромная в масштабах инфляции добавка, для тонкой ценовой настройки не изыщется.
Все эти шаги властей всех уровней еще раз иллюстрируют, что ценообразование в России и прогнозы инфляции — больше чем просто прогнозы. Это «булыжник», орудие властвующего «пролетариата». Булыжник тяжел: с одной стороны, на федеральном уровне необходимо пообещать электорату инфляцию в рамках 10 процентов в год, но, с другой стороны, предприятия сферы энергетики сделают максимальную наценку на свою продукцию в 20 процентов, газовики — в 60 и так далее. Все эти «квоты удорожания» выбираются предприятиями полностью. И в любой себестоимости все эти составляющие присутствуют. Впрочем, благие намерения по предвыборному сдерживанию цен наверняка будут оценены электоратом: был же в Краснодарском крае перед прошлыми выборами «самый дешевый хлеб»…
Светлана ВОЛОШИНА