Кто бы мог подумать, что вокруг «Фестивального» может развернуться полудетективная история с приличествующими жанру подковерными играми, интригами, обидами и громкими заявлениями… Но это произошло и придало инвестиционному проекту по «Фестивальному» особый налет загадочности и уникальности. На поворотах сюжета этой истории иной раз казалось, что если бы не было в Сочи проблемы «Фестивального» — ее надо было бы придумать как обучающую модель российской игры «Покажи инвестору». Суть игры: есть инвестор, который имеет желание и возможность на месте не самого нового и далеко не самого удобного концертного зала, работающего 5 месяцев в году, построить новый объект — современный, оснащенный по последнему слову техники, продуманный до мелочей культурно-развлекательный комплекс круглогодичного использования. К тому же, имеются приятные для города бонусы — восстановление уникального природно-ландшафтного парка им. Фрунзе и реконструкция Летнего театра. Также определенную долю в построенном комплексе инвестор передает городу, ведь сносится муниципальное имущество. За это он имеет свои преференции, о которых, кстати, еще можно и торговаться… С другой стороны — отношение к «Фестивальному» как к «старому чемодану без ручки» — и бросить не хочется, и использовать трудно. Да и имеется желание показать, кто в доме хозяин, набрать политические очки, а потом развести руками и сказать: «Мы же хотели как лучше». Особый шик этой игры — прогнать инвестора и не получить ничего взамен.
Олимпиада поставила нас на порог больших перемен, и шанса сделать шаг назад у нас нет. Вопрос не только в престиже страны, но и в том, что физически невозможно остановить подготовительный олимпийский процесс. Будем откровенны — не каждый сочинец разразился бурей восторгов, узнав, что родной город ждет Олимпиада. Оптимизм, безусловно, присутствовал, но очень осторожный. Все понимают, что Олимпиаду нельзя провести в специально отведенной спортивной резервации где-нибудь подальше от города и его проблем, а иностранцев, спортсменов и прочих участников и организаторов Игр не выпускать за пределы новенькой вылизанной Олимпийской деревни.
И даже если попытаться ввести в заблуждение жителей города популистскими идеями, как сегодня это желают сделать противники строительства, то трудно не признать, что «Фестивальный» уникален только по одной простой причине: другого в Сочи нет. Это единственная сцена в Сочи, которая может под своей крышей в теплое время года собрать большое количество людей. В холодное время возможность принять такое число гостей в одном месте даже не рассматривается: просто-напросто негде. Место расположения — вот что действительно уникально. Еще бы — в непосредственной близости от моря. Именно это расположение и есть тот камень преткновения, из-за которого разгорелся весь сыр-бор в решающих судьбу «Фестивального» кругах. «Но это же память, это же история нашего города, можно сэкономить, меньше настроив», — говорят горожане, узнав о перспективах перестройки «Фестивального». Да, действительно, это история. Но и на месте московского Кремля, ставшего символом современной России, тоже были устаревшие постройки. Если Сочи хочет стать не только столицей Олимпиады, но и всероссийской столицей для отдыхающих — городу нужны новые, современные архитектурные символы.
К тому же, опыт экономии на олимпийских объектах в мире есть. К примеру, в американском Лейк-Плэсиде так минимизировали затраты на строительство Олимпийской деревни, что после Игр, дополнив серьезную систему олимпийской безопасности рядами колючей проволоки и вышками по углам, здесь расположили… федеральную тюрьму. Такое вот спортивно-государственное сотрудничество. Нам же остаются от Олимпиады в наследство не тюремные номера с видом на горы и море, а обновленный город с уникальным ландшафтом и природой. О строительстве, реконструкции, перестройке и преобразовании всего города не раз и не пять говорили с самых разных трибун. И вот, Олимпиада завоевана. На очереди — обещанное строительство: бурное, сопровождающееся ростом уровня жизни сочинцев и повышением статуса Сочи как курорта, переориентацией его с количества отдыхающих на качество отдыха. Как ни сурово и цинично прозвучит, но отдыхающие и после Олимпиады будут главными нашими кормильцами, и ради них действительно стоит улучшить курортную среду, которая включает не только пансионаты и здравницы — хотя они здесь играют роль первой скрипки. Их уже сегодня не хватает катастрофически, а инвестиционный проект по «Фестивальному» предполагает строительство добротной гостиницы на 35 тысяч квадратных метров. Но если из первоклассного отеля отдыхающему некуда пойти, то в следующий раз в эту, пусть даже и семизвездочную сочинскую резервацию отпускника, тем более богатого, много повидавшего по миру, экзотикой российского сервиса не заманишь.
А играет «за» или «против» нас все, каждый нюанс, с которым мы-то, может, и примиримся, но нам гостей принимать, а они так милостиво к нашим проблемам относиться не станут: им подавай мировой уровень, что вполне оправданно и понимаемо. Среду курорта, кроме средств размещения, наполняют торговые, транспортные, инфраструктурные и, тем паче, зрелищные объекты. При всей любви к городу, все эти системы — от канализации до дорог — уже ждут услуг не реаниматора-реставратора, а скорее патологоанатома. И отнюдь не лоббистами интересов каждого конкретного инвестора было выведено, что единственный для Сочи путь развития — привлекать инвестиции, выжимать из них самое ценное и расти. Расти над собственной провинциальностью, бороться с собственной «местечковостью», тянуться всеми силами к стандартам мировых курортов. Отнюдь не «брать и бежать» первое попавшееся, а взвешенно подходить к предложениям инвесторов, внимательно их изучать, вникать в детали. Для этого, собственно, и дана городу власть в лице и администрации, и Городского Собрания, и прокуратуры, и т.д.
Но поведение решающих «быть или не быть» новому «Фестивальному» ассоциации вызывает, пардон, пошлые: вроде как, и хочется, и колется, и рано еще, и кое-кто не велит.
Роль этого «не велит» приуменьшать нельзя никак. Кому-то хочется собирать митинги, организовывать написание протестных писем, будоражить людей и набирать политический капитал перед выборами, что, естественно, гораздо легче сделать, чем подготовить и реализовать столь масштабный, стратегический для сочинцев проект. Судите сами, на сессию Городского Собрания в июле вопрос о реализации инвестиционного проекта был вынесен. Докладывал о возможном проекте человек из городской администрации, то есть невозможно предположить, что не было предварительных проработок вопроса, касающегося столь знакового места в Сочи, как «Фестивальный».
Городское Собрание Сочи подошло к решению этого вопроса вдумчиво и с учетом всех мнений. Проект решения по реализации инвестиционного проекта «Фестивальный» был принят в первом чтении. По большому счету, это такая декларация политической воли: да, городу надо развиваться, да, мы готовы работать с инвесторами, да, мы открыты к диалогу и вменяемы, да, с Сочи можно иметь дело. Для доработки проекта, его рассмотрения, тщательного изучения была создана специальная депутатская комиссия — логичное решение. Кто как не депутаты должны и могут разобраться с получаемыми городом в собственность площадями вновь создаваемого на месте «Фестивального» комплекса, с решением проблемы стоянок, а все мы знаем, что подъехать к нему во время концерта практически нельзя — вся улица Орджоникидзе заставлена машинами, с совершенствованием архитектурного облика курорта, с формированием в городе современной культурно-развлекательной инфраструктуры с учетом интересов всех горожан и перспектив развития. Необходимо приглашать специалистов и инвесторов — лучших из лучших, чтобы давали объективные оценки, справки, консультации, организовали эффективное использование каждого квадратного метра площади нашего города с сохранением его уникального природно-климатического ландшафта. Работы много, а времени у Сочи, чтобы стать действительно курортом с мировым именем, — очень мало. Поэтому каждый должен работать и оперативно, и качественно, в том числе и с инвесторами.
Бастион защиты от страшных и ужасных инвесторов — нынешнее здание «Фестивального» — некоторым участникам игры «Покажи инвестору» хотелось бы представить как архитектурно-художественное наследие, да вот незадача — он таким не является. Окружающая площадь, с ее изумительными террасами, фонтанами, зеленью и дорожками — действительно прекрасна. И идея плавного перехода из «зелени» в здание, когда субтропики буквально входят в фойе вместе с посетителем, — интересная идея, которая, безусловно, найдет отклик в сердцах и чертежах проектировщиков культурно-развлекательного комплекса. Равно как не упустят они уникальную возможность сделать море частью интерьера нового «Фестивального», как это есть в «Фестивальном» нынешнем, только не ценой открытой стены, которая при первом похолодании делает ККЗ «Фестивальный» нежилым.
Однако, все больше в городе стараются внедрить идею не перестройки, а реконструкции здания. Возможно, найдутся гениальные архитекторы, которые смогут попытаться сделать из имеющегося исходного материала настоящую конфетку. Но где найти площади и как будут переделывать крошечные гримерки — я не знаю… Как будут решать вопрос с кондиционированием — загадка, хотя, может, кто-то и найдет на нее ответ. Не лишним будет внимательно приглядеться к технической стороне вопроса. Это был прекрасный проект, дитя своего времени, выполненный на острие тогдашних технологий. Но прошло время. И если посмотреть правде в глаза, то надо признать: технические и технологические запросы к театральным залам кардинально изменились, необходимо усиление конструкций, замена металла, который «устал», соблюдение совершенно иных требований к сейсмическим расчетам, более эффективное использование подземного пространства. Необходимо учитывать современные требования к кондиционированию, отоплению, вентиляции, парковке автомобилей, безопасности. Театральные здания на сегодняшний день — одни из самых высокотехнологичных и сложных гражданских объектов. Поэтому начать модернизировать существующее здание, перекрывать, закрывать — только испортить его, при этом, не обеспечив главные требования безопасности. А безопасность сегодня — отнюдь не наличие пожарных гидрантов. В свое время проект был рассчитан на тогдашние требования сейсмологов — на 7 баллов. Нынешнее требование — обеспечить сейсмоустойчивость на уровне 9 баллов — Кавказ признан очень сейсмонестабильным регионом.
Ну и из наиболее заметных проявлений нелегкой жизни в «Фестивальном» — впечатление от последнего конкурса «Пять звезд». На открытие большинство звезд вышли в откровенно мокрых сценических костюмах: кондиционера нет, последние жаркие дни начала осени жарили ударно, бриз с моря не помогал ничуть. Многие спасались от жары с помощью подручных средств, кто-то оказался более предприимчивым и прихватил с собой веер, который не оказался лишним и во время финальной пресс-конференции (в 12-м часу ночи все еще было жарко). Зато для журналистов этот фестиваль стал настоящим Клондайком — где еще можно заснять звезду, припудривавшую лоснящийся нос, а номинантов — красившихся перед выходом на сцену только в фойе и отмахивавшихся кисточкой на вопрос: что, гримерки не досталось?
И еще одна необходимая и очень весомая точка над «I»: работы по «Фестивальному» начнутся не сносом, как это утверждается теми, кто не удосужился действительно глянуть на инвестиционный проект, а строительством. Причем, на совсем другой территории — в парке имени Фрунзе, на месте действительно уникального, знакового и очень красивого Летнего театра, которому на время строительства предстоит стать дублером «Фестивального». Сегодня это не самая ходовая площадка: слишком зависит от погоды. Но разработчики проекта предложили накрыть сочинскую «жемчужинку» своеобразной раковинкой, которая убережет и от дождя, и от бриза, а сочинцев и гостей курорта — от гастрольного провала на время строительства.
Одним из первых предложенных Сочи «олимпийских» инвестиционных проектов стало создание уникального, самого современного и удобного на Юге России культурно-развлекательного центра. С тем, что он нам необходим, — все ясно. Но надо иметь в виду еще один нюанс: Сочи ждет еще одно испытание от МОК. В соответствии с регламентом, в городе, выбранном столицей Олимпиады, за четыре года до проведения Игр должен быть проведен международный фестиваль искусств. Скажите, правда кто-то верит, что мероприятие олимпийской обоймы и такого калибра можно провести в нынешнем «Фестивальном» в 2010 году?
Лариса ЗУЕВА