Зачем человек едет в Сочи? Вот с такого, казалось бы, странного вопроса начали свое совещание члены созданной меньше года назад ассоциации туристско-экскурсионных организаций. Вопрос, конечно, риторический, но ответ на него должен быть известен, как «Отче наш», как дважды два, каждому, кто прикоснулся к экскурсионному бизнесу и, тем более, занялся им. Гость приезжает на курорт насладиться морем и познать новое, то есть побывать на экскурсиях. Остальное — прилагается. Вот отсюда и начали все расчеты в строительстве новой организации члены ассоциации. Море-то было и всегда будет, а вот экскурсии — еще вопрос. Готовы ли мы их предоставить на том уровне, который сегодня требуется от нашего города? Сколько, например, в Сочи экскурсионных предприятий? Напрасно искать ответ на этот вопрос. Никто их не считал, да и невозможно это сделать. На каждое зарегистрированное предприятие приходится одно-два нелегальных, никем не учитываемых.
— Порядок в экскурсионном деле можно навести и самим, без понуждения сверху. Но для этого надо объединиться, — рассказывает Наталья Почапская, председатель ассоциации туристско-экскурсионных организаций Сочи. — Для этого мы и создали ассоциацию. Решили, что развалюшек всякого рода, столиков, стульев, ящиков, на которых частенько можно видеть реализаторов экскурсионных путевок, не будет. Останутся типовые, удобные и приятные на вид павильоны, а работать в них будут грамотные и приятные в общении люди.
Ожидается, что уже в ближайшие годы у экскурсоводов появится работа и зимой, значит от временных, сезонных кадров надо переходить к постоянным, обучать их, создавать коллективы профессионалов.
В ассоциации работать будет значительно эффективней и качественней. Со временем на рынке не останется бесхозных туристических услуг, поскольку он будет полностью занят организованной и подготовленной для этой работы структурой.
Уже сейчас в ассоциации хорошо налажена юридическая служба и есть способы защитить свои интересы. Создана группа из четырех человек, которая изучает процессы, происходящие на этом рынке, и вырабатывает полезные рекомендации.
Марка ассоциации, которая будет находиться на каждом киоске ее фирм, должна быть узнаваемой и авторитетной. А работа налажена так, что любой проверяющий будет уверен: здесь нарушений не бывает.
Заместителю губернатора края Евгению Муравьеву, который курирует курортную отрасль, ассоциация направила письмо со своими предложениями по улучшению экскурсионной работы.
В то же время ассоциация намерена сделать рынок жестким, с высокой дисциплиной и полной ответственностью за качество. Тогда и у проверяющих отпадет охота «кружить» около ее точек.
А пока около 40 экскурсионных фирм, по мнению участников ассоциации, работают ниже всякой критики. Туристов возят на чем попало, включая потрепанные на городских маршрутах «Газели», экскурсии проводят неквалифицированно, более того, зачастую подвергают опасности и самих туристов. За сравнительно небольшие деньги готовы предоставить самые экстремальные услуги, включая джипинг, рафтинг и прочие. Насколько это опасно, и говорить не стоит.
Но клиент у таких фирм пока находится. Иногда они оказывают свои услуги несколько дешевле тех, кто работает по существующим правилам и официально. И это понятно: им не надо платить налоги и другие сборы. Все идет в один карман. Удивительно, но пока никто не перекрывает им кислород.
Члены ассоциации решили создать три рабочих комиссии — по экскурсионным объектам, транспорту, автодорогам. Комиссии по своим направлениям выработают рекомендации, которые будут учитываться в процессе деятельности предприятий-членов ассоциации.
Как, например, добиться, чтобы работа объединенных предприятий была более эффективной? Оказывается, можно сделать это и легальным способом. Разве нельзя создать единый диспетчерский центр? Это сократит количество людей, обеспечит четкость работы и оперативность в формировании туристских групп. Вполне реально создать свое автопредприятие. Автобусы можно взять в лизинг, причем, разного класса — для VIP-туристов, бизнес-класса и эконом-класса, на любой вкус.
Да и вопросы с организацией экскурсий в Абхазию, спрос на которые резко пошел в гору, можно будет в асоциации решать проще. Это не просто слова, есть постановление городской администрации, а также договоренности с таможенной и пограничной службами об установке павильона от ассоциации непосредственно на КПП. Время на переходе границы сократится существенно, что, безусловно, порадует туристов. Решается вопрос и об обязательном страховании туристов, направляющихся в Абхазию, на территории России. Ничего этого, конечно, нелегалы предложить не смогут.
В сентябре планируется совещание, на котором ассоциация подведет итоги работы за год и сформирует экскурсионную политику на будущее.
Радует то, с какой энергией взялись за налаживание работы члены ассоциации. Если так пойдет дело, ряды ее скоро вырастут многократно. А от этого выиграет и сам бизнес. Работать легально, по правилам, а не прятаться от каждого «подозрительного» человека, чем-то похожего на проверяющего, куда как комфортнее и, надо полагать, будет выгоднее. О том же, что возрастет привлекательность города для туристов, — и говорить нечего.
Виктор СТЕПАНОВ