О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Как нам обустроить…

Современное искусство в Сочи

   23 августа в Сочи открывается выставка современного искусства «Белый пароход». Ее хедлайнер Владимир Олейник в прошлом номере нашей газеты пообещал рассказать: где и как создать в Сочи Центр актуального творчества, в котором произведениям современников будет удобно, а современное искусство получит право на жизнь.
    На сегодняшний момент, его утверждение, что в Сочи нет современного искусства и не будет до тех пор, пока этому искусству негде будет жить, развиваться и воспитывать, — реалистичнее творений Ренессанса. И если о том, «кто виноват?» в сложившейся ситуации, можно просто долго рассуждать, то вопрос «что делать?» — требует решений.

   — До того, как вы практически целиком перевели вектор творчества на актуальную живопись, вы много экспериментировали в области организации образно-пространственной структуры городской среды декоративно-художественными средствами. И вот, после довольно длительного перерыва в этой сфере, вы выходите с предложением создать в Сочи Центр современного искусства. Соскучились по монументальности?
   — Идея не нова. С Леонидом Звуковым (известный сочинский архитектор, член правления сочинской организации Союза архитекторов России — прим. С.В.) мы ее обсуждали давно, и сейчас точно от нее отказываться не будем. Не в монументальности дело, а в том, что в Сочи это можно реально сделать, и реально взбудоражить, разбудить город, сделать его хоть чуточку менее провинциальным.
   — За счет чего?
   — За счет этого центра. В Сочи была до недавнего времени своя «культурная ось»: Зимний театр, Художественный музей, кинотеатр «Стерео», Музей краеведения — нынешний Музей истории города. И суть нашей идеи эту ось усилить. От переулка Морской делается прокол и создается комплекс подземных помещений, идущих до спуска к морю. Пусть там будет не только искусство в чистом виде — от экспозиций до инсталляций. Там возможно создание, например, торгового центра.
   — Еще одного? Не перегруз ли их в Сочи?
   — Торговых площадей в моллах действительно некоторый избыток, но если мы хотим с набережной убрать лоточки-палаточки со всей курортной торговлей, то почему бы и не под землю? Пространство заберет весь этот курортный базар. Здесь же можно показать старый Сочи — те же фотографии в этих стенах будут уместны, посадить ремесленников, им в «настоящих» торговых центрах неуютно, признайтесь? Центральный вход — в непосредственной близости от Художественного музея — сделать в виде подземной площадки для проведения массовых мероприятий. Перголы с вечнозелеными растениями, купола над основными залами позволят создать особую атмосферу в центре. Это место будет жить, оно будет формировать среду, в конце концов, оно оттащит подростков от телевизора — оно на это способно.
   — Радикально. Но смущает, что вы предлагаете сделать все это под землей.
   — Для нас «подземный» — почти синоним «потусторонний», а то и «андеграунд». Ничего подобного: в мире этот прием — норма. Под землей создаются огромные пространства — современные технологии строительства, кондиционирования, освещения нам это позволяют. В этом подземном пространстве будут и выставки, и музыканты, и сама возможность заниматься разными направлениями актуального творчества. Получаются своеобразные «коконы» среды современного искусства, позволяющие его воспринимать.
   — У нас на этой оси — самый известный музей Сочи. Зачем нам уходить под землю?
   — У меня сейчас проходит выставка в этом музее «Аква-Терра». И это не первая моя выставка в нашем музее, так что я полностью знаком со всеми минусами того пространства. Там практически невозможно выставлять современное искусство. Более того, оно действует по традиционной для музея схеме: заскочил в зал, посмотрел, выскочил. Что мы воспринимаем в музее? Я вам отвечу: ни-че-го. Центр дает возможность культурно-воспитательную, возможность вовлечения людей в среду современного искусства. Потому что современное искусство не является «отдельной картиной». Это среда, которая формирует человека другого уровня восприятия. Именно ее делает центр, а не музей. Я общался с нашими городскими депутатами — знаете, они эту идею принимают. Депутаты вообще прекрасно относятся к идеям, которые ведут к сохранению города, его развитию. Посмотрите, сейчас по их инициативе Сочи наконец-то начал создавать реестр неприкосновенных зеленых зон. А идея строительства нашего центра — это идея сохранения и городской среды, и определенного культурно-исторического наследия, при всей актуализированности самого основного направления — современного искусства.
   — Насколько идея уйти под землю в центре Сочи реальна? Не тот у нас грунт, чтобы делать там большое подземное пространство. У нас сейсмичность региона — 9 баллов для строителей дается.
   — А в Японии, с ее постоянными землетрясениями, такой грунт? В Осаке — огромный подземный центр, с великолепнейшими композициями, с идеальным освещением, с потрясающими возможностями пространства, в Токио их целая россыпь. Не надо смотреть на явления с позиции «мне кто-то, кажется, говорил, что это невозможно». Все возможно. С Леонидом (Звуковым — прим. С.В.) мы уже вложили свои деньги, провели исследования и получили по-настоящему независимые экспертные оценки — сами понимаете, «административный ресурс» за нами не стоит. И геология, и дендрологические изыскания показывают: это возможно. Главное — понять, что без такого центра олимпийской столице не обойтись. Он — индикатор того, что город, люди готовы принимать новое, современное. Причем на местном уровне эта поддержка есть, только местный уровень финансирования этот проект не потянет. Понимание должно быть государственное. Вот, кто бы сказал, что в Сочи возможна зимняя Олимпиада? Да никто. Но государственная воля делает. Я, кстати, от политики далек и от государственных проектов не в восторге, я просто говорю, что госресурс сегодня силен и необходим масштабным проектам как никогда.
   — Кстати, о государственных проектах. Пройдет Олимпиада, останутся помещения, их все равно надо будет использовать. Можно где-то кого-то упросить, и, может быть, помещение дадут?
   — Безусловно, можно. Но это будет плохой вариант. Олимпийский парк рассчитан на то, что люди приедут. Проведут Игры, или форум, или корпоратив — и уедут. Вот вы давно были в Имеретинке?
   — Пару недель назад. По работе.
   — То-то и оно. Вы живете в центре, а если не живете, приезжаете сюда по делам. В Имеретинку вы не поедете. Центр жизни сочинцев — здесь, и если нам «не отчитаться», а создать жизнеспособную точку культурного роста города, то, по крайней мере, на нынешней стадии необходимо организовывать центр здесь. Хотя бы в усеченной, музейной форме.

   Краткая справка
   Владимир Михайлович Олейник — заслуженный художник Российской Федерации. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт, с 1973 года живет и работает в Сочи.
   Основные работы:
   Дворец торжественных обрядов Сочи — комплексное декоративно-художественное оформление;
   реконструкция и восстановление люстр и светильников железнодорожного вокзала;
   элементы художественного оформления территорий и интерьеров известных санаториев и пансионатов (сан. им. Дзержинского, «Искра», «Бургас», «Весна», «Русь», «Южный» и др.);
   стела в честь награждения Сочи орденом Отечественной войны I степени (совместно с архитектором Ю. Марченко), установлена у Главпочтамта;
   в последнее время В.М. Олейником был создан ряд крупных живописных полотен на общественно значимые темы: «Охрана природы», «Экология планеты», «Олимпиада-2014».
   Награды:
   диплом Союза художников России «За вклад в развитие изобразительного искусства Юга России»;
   медаль «Достойному»;
   медаль «Графа Шувалова»;
   золотая медаль Российской академии художеств (высшая награда РАХ);
   наградной знак — золотая медаль Союза художников России «За вклад в развитие изобразительного искусства России»;
   грамота Министерства культуры «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»;
   знак отличия «За безупречную службу городу Сочи».

Беседовала Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT