О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Великолепная десятка плюс один

   С конца марта в России идут выборы главных достопримечательностей страны. Заявленная задача проекта «Россия 10» — выбор десяти новых визуальных символов России посредством общенародного голосования.

   Третий этап всероссийских выборов, в который пройдет всего 30 знаковых мест, стартует 2 сентября, но уже сегодня ясно: наши сочинские объекты до финала не добрались. Мацестинский курорт в рейтинге занимает 75 место с 3,4 тысячи голосов, а Ахун, не набрав и 1700, — на 80, последнем для второго тура месте.
   Результаты голосования — оно идет в Интернете и по СМС — еще заставят поломать голову над репрезентативностью выборки и социологов, и экспертов по голосованиям. Так, знатная достопримечательность России — озеро Джека Лондона — на 46 месте, неподалеку — крепость Пор-Бажын (примечательна, в том числе, и буквой «ы», после «ж») на озере Тере-Холь.
   Мамаев курган и Родина-мать — 6 место, «Екатерина» в Екатерининском сквере Краснодара — 8 место (310 тысяч проголосовавших). Мечеть Ахмата Кадырова «Сердце Чечни», набрав больше миллиона голосов, обошла занимающий третье место в рейтинге Богородицкий музей-заповедник (у него 3 место и 570 тысяч голосов).
   Лидирует в голосовании Коломенский кремль, обгоняющий мечеть на 300 тысяч голосов.
   Замыкает десятку лидеров Троице-Сергиева Лавра, в спину ей дышит «Золотая обитель Будды Шакьямуни» с 11 местом. В итоге будет выбрано 10 победителей без ранжирования, причем результаты предыдущих туров обнуляются.
   Впрочем, не так уж плох результат: попадание во второй тур сразу двух сочинских объектов. От каждого федерального округа во второй тур прошло только по десять достопримечательностей.
   А если бы «Великолепную десятку» составляли только силами редакции «Наш дом — Сочи», выглядела бы она так.

   Мацеста
   Лауреат второго этапа всесоюзного конкурса «Мацеста» по праву заняла место в нашем рейтинге. Как и многим местным жителям, нам дорога не только Мацеста как источник здоровья, хотя ее чудодейственные свойства, способные исцелять простых россиян и приманивать генсеков, безусловно, ценятся каждым сочинцем. Многие из нас влюблены в девушку-горянку работы Ираиды Гуслевой. Сегодня, когда Сочи явно претерпевает серьезные потери на визуально-архитектурных фронтах, вырезанная из местного светлого песчаника скульптура олицетворяет не только мужество убыхской девушки, ценой жизни открывшей людям источник целебной воды, о чем ведают экскурсоводы, на разные лады пересказывающие легенду, но и представляет собой чистейший образец бережного, деликатного обращения с городом, природой. Она будто бы создана не скульптором И. Гуслевой и архитектором Е. Сердюковым, а самой природой. И пластика природного камня, и деликатный фонтан из-под правой руки, и нежный взгляд горянки (кстати, недрогнувшей рукой убившей духа горы, охранявшего «огненную воду») — все работает на то, чтобы мы помнили: беречь надо природное богатство.

   Ахун
   Чудом проскочивший во второй этап всероссийского смотра достопримечательностей Ахун — почти обязательный пункт посещения всеми отдыхающими Сочи, и редкий сочинец, принимая череду летних гостей, не заедет раза три за лето на Большой Ахун.
   По вполне правдоподобной легенде, И. Сталин в 1934 году лично посоветовал уполномоченному ЦИК Союза ССР А. Метелеву устроить на тогда еще будущем курорте объект «под старину». Пока шел конкурс проектов, за 102 дня асфальтовое шоссе в 11,2 километра было проложено, что стало знатным трудовым рекордом, хотя и велось силами заключенных Ахунского ИТЛ (Ахунлаг, Охунлаг) системы ГУЛАГА. А так как дорогу проложили «ударными темпами в установленные сроки», уже через два года пришлось ее перекрывать свежим асфальтом. Сама 30,5-метровая башня из тесаного белого известняка в романском стиле по проекту С. Воробьева была построена за не менее рекордные 10 месяцев.
   Нынешние технологии ударной прокладки транспортных путей и строительства высотных объектов, столь нужных курорту, конечно, отличаются хотя бы методом набора рабочей силы. Сегодня башня — самый высокий (над уровнем моря) памятник архитектуры федерального значения. Высотки с ее смотровой башни выглядят как игрушечные кубики.

   33 водопада
   Красивейший объект показа Сочи — «33 водопада», они же Джегошские водопады — выбыл из первого раунда «Россия 10», но после туров к олимпийским объектам и в Абхазию «33 водопада» — самая популярная у наших гостей экскурсия. В Лазаревском районе она, кстати, популярнее кольцевого ралли по Абхазии. Завлекают, впрочем, не столько красотами, сколько «кавказским застольем» и симулякром «черкесской свадьбы» (именно эти развлечения сулят продавцы экскурсионных билетов). За такой «культурной» программой незаметно проходит информация, что водопады — часть Сочинского национального парка и памятник природы, охраняемый государством.
   В окрестностях всех 17 доступных туристам водопадов (остальные слишком высоки) реками льется «местное вино — для-себя-делаем», так что обстановка здесь во время курортного сезона вполне праздничная.
   Нынешнее состояние этого рекреационного объекта подчеркивает: есть в Сочи ценности, не подвластные Олимпиаде: только на этом маршруте водитель, подсаживая в бортовой грузовичок форсировать Шахе, шиканет с гордостью, что «в Поляне сейчас вы бы видели что творится, а у нас все сохранили».

   Кавказский биосферный заповедник
   Особо охраняемая, а потому и мало доступная для посещения достопримечательность: для относительно свободного доступа открыты Вольерный комплекс и Тисо-самшитовая роща.
   КБЗ имеет международное эталонное значение как участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальными флорой и фауной. Заповедником территория объявлена 12 мая 1924 года, но история сохранения уникального природного комплекса началась значительно раньше, с момента организации в 1888 году Великокняжеской «Кубанской охоты». Сегодня заповедник является крупнейшей охраняемой территорией Кавказского перешейка и второй по величине в Европе.
   И сам КБЗ, и расположенное на его территории озеро Кардывач, затянутое льдом по 6-8 месяцев в году, были в «большом списке номинантов» «России 10». Для похода к части красивейших объектов нашего заповедника (в том числе к прозрачному Кардывачу, на 17-метровой глубине которого видны с поверхности валуны на дне) со стороны Сочи надо получить не только пропуск собственно КБЗ, но и добро от пограничников.

   Парк «Ривьера»
   Парк «Ривьера» в Сочи основан в виде довольно скромного «дендрологического уголка» в 1898 году предпринимателем В.А. Хлудовым и недавно отметил свое 115-летие. Впрочем, когда парк значительно вырос, его название — «Хлудовский парк» происходило от названия усадьбы, в которой он расположился, — Хлудовское имение простиралось почти до района нынешней городской больницы № 2. Общедоступный парк был здесь основан только после перепродажи земель под основание курорта «Кавказская Ривьера» А. Тарнопольскому.
   Сегодня парк «Ривьера» считается самым лучшим парком развлечений в Краснодарском крае. Хотя и не самым большим.
   В первом туре «Россия 10» парк набрал 476 голосов, но так как он есть буквально во всех фотоальбомах страны, его место в нашей «Великолепной десятке» не оспаривается.

   Зимний театр
   Он великолепен — скажет любой сочинец, хотя столичные жители могут и удивиться: не так он и велик, наш главный театр. На попадание в десятку он может рассчитывать не только благодаря архитектурной ценности — он памятник федерального значения, но и из-за того, что площадь вокруг него стала ареной удивительных по нынешним временам событий. С самим театром эти события связаны исключительно географически, но от этого он не перестает быть архитектурной и эмоциональной доминантой района. Сначала сочинцы отстояли «Фитофантазию», а сейчас на грани свертывания строительство рядом с Зимним театром питьевого бювета: много вопросов вызывает «договор благотворительности», предусматривающий меценатскую помощь одной известной нефтяной компании подрядчику строительства высотного (10 метров) бювета. Подобное строительство слишком похоже на не сильно закрученную схему относительно честного вывода земли из муниципальной собственности под какое-нибудь «очень важное строительство».

   Морской порт
   Здание морского вокзала, построенное в 1955 году по проекту архитекторов К.С. Алабяна и Л.Б. Карлика, решено в нашу десятку включить, а не менее красивый, достойный и любимый железнодорожный вокзал — нет. Но вокзал не виноват: не по его вине вокруг три ряда заборов, не снилась архитектору А. Душкину и в кошмарных снах стеклянная будка зоны досмотра у памятника архитектуры федерального значения. Впрочем, автору автовокзала (построен в 1967 году) В. Морозову приведение здания к «единому архитектурному облику» — покраска крыши, символизировавшей своими изгибами морские волны, тоже не понравилась бы. Бывают буро-коричневые волны?
   Но вид через объектив на здание морского порта по-прежнему существует, хотя и сильно подкорректирован магазинами, съехавшими в памятник архитектуры, звезда на 71-метровом шпиле все сияет. А вот прогулки в порту — дело уже прошлое.

   Вантовый мост через реку Мзымта
   По большому счету, олимпийские стадионы и дворцы надо заносить в реестр сочинских достопримечательностей всем списком. Но из всех мы выбрали вантовый мост над Мзымтой — часть трассы, которая свяжет горный и прибрежный олимпийские кластеры. В отличие от девушки-горянки, он — воплощение победы над стихией. Его длина без малого километр. Это не рекорд, но впервые вантовое сооружение такого масштаба было построено в горах. Стометровые бетонные опоры держат 56 вантовых канатов, и три тысячи тонн висят над руслом главной поилицы курорта — Мзымты.
   Как визуальный символ России он был бы идеален. Его практически невозможно увидеть целиком: он прячется, изгибаясь(!), в узком ущелье.
   На сегодняшний день строительные работы полностью завершены, идет покраска.

   Санаторий им. Орджоникидзе
   Сочинцы слишком любят память об этом санатории, чтобы не включить в десятку. Сегодня санаторий похож на музей имени себя. Все еще можно пройтись по части его дорожек, позаглядывать в окна холла столовой, оценить имперский размах. Что будет на его месте, когда инвестор приступит к «реконструкции», по словам начальника управления по курортному делу и туризму администрации Сочи, пока неизвестно: инвестор якобы пока не определился, так что неизвестно, останутся ли от «Орджоникидзе» хотя бы знаменитые фонтаны. Предполагается, что на этом месте будут расположены средства размещения уровня «4-5 звезд», к строительству которых приступят не ранее следующего года.
   Впрочем, в городе есть похожая дворцовая история со счастливым концом: санаторий «Родина» после реконструкции получил пять полновесных звезд в классификации, заоблачный ценник, а сама реконструкция его буквально возродила. Кстати, огромная люстра центрального холла «Родины» — работы мастеров середины прошлого века.

   Санаторий «Кавказская Ривьера»
   «Ривьера» — безусловный символ Сочи, то место, с которого отсчитывает свое рождение курорт. Но его нет. То есть визуальный символ из него не получится. Увы, он перешел из разряда «наша гордость» в категорию «утрачено». А ведь несколько лет назад были шанс и вера в восстановление исторического облика здания в том виде, в котором его видел архитектор В. Ион. В 2008 году владелец вроде как начал реконструкцию, и проект мастерской Андрея Анисимова дал бы при воплощении несколько корпусов на 250 номеров категории «5 звезд». Причем эту реконструкцию даже удалось ввести в мероприятия по подготовке к Олимпиаде, то есть был бы инвесторам зеленый свет по всем проблемам. Но прошли годы, на стройплощадку специалистов мастерской Андрея Анисимова даже не пускали, и в какой-то момент на суд общественному архитектурному совету вынесли обновленный проект, предусматривающий строительство нескольких зданий «переменной этажности, современного облика». Затем отклонения от проекта стали слишком очевидны даже из-за заборов, и Росохранкультуре пришлось выдавать предписания об устранении нарушений.
   И вот, недавно Арбитражный суд Краснодарского края признал самовольной постройкой девять незавершенных объектов «Кавказской Ривьеры», в том числе здания высотой от трех до семи этажей, пристройки и фундаменты, и обязал собственника демонтировать самострой на месте утраченного объекта культурного наследия. Еще раньше один из корпусов «Кавказской Ривьеры» был выделен под резиденцию премьер-министра.
   Из-за забора на популярнейшем пляже Сочи виден недостроенный новодел.

   Фуникулер ЦВС
   Существует предание, что Ворошилов и Орджоникидзе, соревнуясь между собой в обустройстве санаториев своей отрасли, строившихся в то время в Сочи, заочно поспорили, меряясь санаторскими благами. Ворошилов: «Я построю фуникулер, который будет возить отдыхающих к морю…» Орджоникидзе ответил: «А я построю бассейн, у меня отдыхающие будут купаться в санатории…» Этот объект в список визуальных символов пришлось внести не столько по причине его исторически-фотографической ценности (которую не оспорить), сколько из-за нынешнего состояния. Он как очаг в каморке папы Карло — нарисован на куске старого баннера, и поэтому упорно лезет в фотообъективы отдыхающих.

Драгоценности Сочи рассматривала Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT