До Игр — 200 дней. Не так уж мало, если бы речь шла о «последних приготовлениях». И катастрофически ничтожно, если речь идет о глобальных вещах.
За время подготовки города к Играм в Сочи произошли перемены кардинальнейшие. Новый магистральный газопровод, новые или радикально обновленные гостиницы, новые и подлатанные старые дороги, в том числе железные, новый аэропорт и новые торговые центры, не говоря уж о величественных спортивных сооружениях. С нуля создано многое.
Но представим, что Игры — завтра. Хотя нет, зачем завтра? — через 200 дней. И в город начинают прибывать люди. Что это за люди? Сколько их? И что происходит?
Придет волна. Не смоет?
«Мы ждем как можно больше гостей. Не существует никаких ограничений на то, чтобы приехать в Сочи во время Олимпиады. Точные прогнозы озвучивать я воздержусь. Могу сказать только, что спрос на гостиницы, цены на которые регулируются государством, очень велик», — не совсем четко обозначает число гостей Олимпиады президент Оргкомитета «Сочи 2014» Д. Чернышенко.
Великий спрос настолько безудержен, что официальный поставщик «пакетов гостеприимства» — единственный оператор, имеющий эксклюзивное право продавать комплекты «билеты на соревнования плюс отель», не стесняется выкатывать цену за 800 тысяч рублей, предлагая взамен проживание в «4 звездах» и билеты на фигурное катание.
В пакетик не вложен трансфер даже по Сочи (и тем более перелеты), но входит «компетентный менеджер» и разовый пригласительный билет в «салон гостеприимства» (все это и подарок обещает официальный сайт Jet Set Sports).
Пакет попроще — четырехдневный тур с проживанием в «Жемчужине», завтраками и посещением шести матчей олимпийского хоккейного турнира — 311000 рублей на человека.
И эти пакеты — разобраны! Разобраны и поступившие ранее в свободную интернет-продажу билеты на соревнования: билеты с местами начнут продавать только осенью.
То есть интерес к нашим Играм нешуточный. Но сколько будет гостей? Оргкомитет не решается огласить даже приблизительную цифру, на иных уровнях эта информация также не стала предметом обсуждений и ожиданий.
Счет зрителя по зиме
Сколько могут вместить в себя все олимпийские объекты? Подсчет прост:
Ледовый дворец «Большой» — 12 тысяч зрителей, «Шайба» — 7000, «Адлер-Арена» — 8000, «Айсберг» — 12000, «Ледяной куб» — 3000 зрителей. Итого в прибрежном кластере 42 тысячи зрительских мест.
Горный кластер скромнее, но ненамного.
Биатлон и лыжи «Лауры» — по 7,5 тысячи зрительских мест, «Русские горки» — еще 7500, горнолыжный центр «Роза Хутор» — 7,5 тысячи, рядом «Экстрим-парк» на 6250 человек, «Санки» — на 5 тысяч гостей. Итого: 41250 зрителей.
Нас ждут самые-самые Игры в истории, это нам обещают с момента подачи заявки на проведение Игр, и в том, что сама Олимпиада действительно будет не похожа ни на что, — сомневаться нельзя. Только медальных видов на наших Играх будет на 12 больше, чем в Ванкувере. Чтобы все это атлетическое разнообразие успело показать свои достижения, соревнования начнутся за два дня до церемонии открытия, и продлятся наши Игры рекордные для Олимпиад 16 дней.
Работа спортивных объектов на «Жаркие. Зимние…» Игры расписана по часам: уж что не пострадает от невостребованности, так это они. То есть 16 дней (18 — если с неучтенными перед открытием заездами) на сочинских трибунах будет занято более 80 тысяч мест. Практически все они — гости города.
Это только зрители. Следующая категория — волонтеры.
Их требуется 25 тысяч человек. В Турине их было около 20 тысяч, в Ванкувере — порядка 30 тысяч человек. Даже если бы на соревнованиях были задействованы все сочинские волонтеры, то есть те, кого обучают-готовят в нашем городе, они бы «растворились» в общей массе добровольцев. Для определения масштаба: по официальным данным, в Хосте всего проживает 22 тысячи человек.
Посещение Олимпиад — отдельная страница в …Книге рекордов Гиннесса. Общее число зрителей на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году составило 5797923 человека, гласит этот справочник удивительных фактов. Пусть мы проиграем американцам этот неравный бой (а он неравный по причинам природного свойства — летние Игры традиционно посещает больше людей, чем зимние), и самые инновационные, самые яркие и феерические Игры в современной истории Олимпиад примут втрое меньше зрителей, получается никак не меньше 2 млн человек за неполные три недели соревнований.
На этом фоне 3 тысячи спортивных журналистов, которых планируется аккредитовать на сочинские Игры, выглядят пулом мизерным. И все же…
Дефицит не забыли?
…И все же все эти люди требуют размещения, транспорта, питания.
Ограничение на въезд в Москву времен Олимпиады-80 во многом, как и заселившиеся в фольклор массовые высылки за 101 километр, был обусловлен вопросами безопасности. Но не только ими. Не допустить перебоев в обеспечении города продовольствием — тоже стало задачей государственной. У Сочи проблем с обеспечением едой нет только на первый взгляд. Практически все продукты в город завозятся по серпантинам или же морским путем. Ритейлеры со времен запрета на движение по горным дорогам 11-метровых фур не устают жаловаться на непомерные транспортные затраты. И вот, представим, что по зимним перевалам в Сочи поедут обозы, чтобы прокормить город и еще треть города. Кто-нибудь громко заявлял о разработке этой логистики? О программах организации завоза? Дефицита не будет — бизнес подсуетится, даже если автодорогу заметет, но предпосылки для определенного роста цен на ряд товаров — налицо. Процесс аналогичен мягкому, но неуклонному удорожанию продуктов к лету, чего время от времени пугаются особо неподготовленные курортники. И точно такой процесс сейчас имеет во всей красе Казань, хотя масштабы происходящего там значительно скромнее.
Глобальная реконструкция инженерной инфраструктуры, затеянная перед Олимпиадой, в принципе — эхо понимания МОКом объемов происходящего в городах с Играми. Не самаритянство требование МОК о тотальной газификации населенных пунктов в районе проведения соревнований, а необходимость провести их на уровне, достойном бренда. Поэтому по дну Черного моря тянется труба газопровода, поэтому строятся дороги и инженерная инфраструктура. Поэтому до последнего боролись за строительство Кудепстинской ТЭС: Сочи — район энергодефицитный, и совместными усилиями новые ТЭС перекрывают пиковую олимпийскую нагрузку довольно слабо. Если бы целью организаторов было оздоровление инфраструктуры собственно города проведения Игр, то и перекладка разводящих сетей началась бы не в последний год параллельно с асфальтированием дорог и дворов, и Водоканал и СТЭ получили бы возможность поменять прогнившие городские трубы, а не разрабатывать инвестиционные программы с неясным финансированием сейчас, с прицелом на реализацию когда-нибудь потом. При этом Водоканал уже заявил, что работает на пределе мощностей уже сегодня: город вырос. Но предел возможностей — не предел необходимости: число потребителей непрогнозируемо вырастет в феврале. Давно замечено, что турист тратит воды больше, чем местный житель: посчитаны не только непосредственное водопотребление, но и бассейны, расходы гостиниц, ресторанов и проч.
Как не вспомнить, складывая эти простенькие факты, об отключениях электроэнергии и воды минувшей зимой, по чистой случайности упорно совпадавшие с тестовыми соревнованиями прибрежного кластера?
Но самый тревожный вопрос, который вызывает подсчет людей, звучит совсем наивно: где все эти гости будут жить?
А гости-то дорогие
С некоторыми категориями попроще. Для волонтеров строятся дома. Всего заявляется о строительстве 9 тысяч квартир в высотках для волонтеров. Если заселять по три человека (несказанная роскошь для добровольцев), как подсказывает опыт все той же Казани, аккурат хватает.
У спортсменов есть шанс заселиться в олимпийских деревнях. Правда, срок сдачи прибрежной — 30 июля, а работ там еще предостаточно, но 1364 номера на 3 тысячи мест строятся. На «Роза Хуторе» еще один район компактного проживания спортсменов — вторая деревня на 2600 мест. Собственно атлетов будет около 2 тысяч, и всем бы хватило койко-мест с комфортом, если бы не досадное: каждый спортсмен — это еще 3-10 человек его команды, от пары тренеров до психологов, массажистов, поваров, смазчиков лыж и заточников коньков.
Не вызывает вопросов место олимпийского жительства «семьи» МОК — это будет «Рэдиссон Блу Ресорт» на берегу Имеретинки.
Но остается без малого 2 млн зрителей. Если не играть в «улучшение показателей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года» и не приписывать в число отдохнувших на сочинских пляжах гастарбайтеров, едущих теми же автобусами-поездами, что и курортники, то надо признать: столько отдыхающих город принимает последнее время за год.
Требования МОК в деле предоставления номеров определенной категории Сочи, по большому счету, если и не выполнил, то совсем чуть-чуть. В борьбе за номерной фонд, вооружившись законом локального действия об обязательной классификации, проклассифицировали даже средства размещения на невиданный доселе в наших широтах уровень «1 звезда». Хотя 600 проклассифицированных на данный момент объектов при заявленной «обязательности» — довольно скромный результат. Однако МОК просил 27 тысяч номеров, и сегодня оргкомитет Игр может ими оперировать. Недостаток был в высококлассных гостиницах, и их массово построили.
Правда, серьезный перекос на рынке труда привел к тому, что персонал высококлассных гостиниц в основном приезжий и живет в мини-гостиницах, снимаемых отелем для сотрудников целыми домиками. Это, кстати, тоже элиминирует из туристского оборота определенную долю номерного запаса.
Первыми, похоже, проблему учуяли бизнесмены. Если городская программа «пригласи к себе пожить волонтера» захлебнулась, не успев толком появиться на свет, то предприимчивый народ уже полгода назад начал прощупывать почву под возможность заселить максимум зрителей по дикому сектору Сочи. И если в гостиницах установлен ценовой потолок, то однокомнатную квартиру в Центральном районе Сочи посредники предлагают снять за 15 тысяч рублей в олимпийские сутки, особо не заморачиваясь вопросами о ее техническом состоянии и оснащении, туманно говоря по телефону про «подробности обсудим при заключении контракта». Впрочем, 23 февраля такая роскошь заканчивается, и на Параолимпиаду уже не повторится.
Всего же санаторно-курортный потенциал Сочи — это шесть сотен предприятий с общим номерным фондом немногим меньше 70 тысяч койко-мест. Это — половина всего курортного потенциала края, но данное богатство имеет одну неприятную особенность: большая его часть расположена в 150 километрах от олимпийских деревень, а Лазаревском районе. Обещается нескончаемый поток шустрых электричек, которые повезут болельщиков к стадионам. Но жители Лазаревского района сегодня живут обычной летней круговертью, и севернее Лоо не сильно верят в востребованность своих мини-гостиниц.
Два судна «Принцесса Анастасия» и «Принцесса Мария», что будут под видом гостиниц пришвартованы с начала следующего года у имеретинских берегов, тоже не аттракцион для крепких вестибулярным аппаратом зрителей — все-таки море и зима даже в Сочи обещают определенное волнение. «Принцессы» дают по 800 кают на 2,5 тысячи человек. Часть помещений находится ниже ватерлинии и характеризуется как «уютные каюты без окна». За неимением стационарных номеров, придется удивлять гостей такой экзотикой.
Вот так пока вас ждет зимний Сочи, гости дорогие.
Светлана ВОЛОШИНА